Шентала –моя малая Родина
Родной край. Такое простое и емкое понятие. Исток всех начал. Родина начинается с отчего дома, родной улицы, города, села. Родной край - частица Родины. Нужно хорошо знать свою малую родину. Знать, чтобы полюбить ее. А нельзя любить то, что не знаешь. «Без прошлого - нет будущего», - сказал однажды мудрый человек и к этому остаётся добавить: «Необходимо знать и ценить историю своей малой родины, только в этом случае можно принести пользу себе и своему отечеству!»
На мой взгляд, исследование истории родного села через истоки его возникновения, через историю жизни его жителей открывает новые перспективы для развития.
Актуальность темы:
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения и восстановления духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Малая Родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Работа над проектом будет мне способствовать развитию интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитию самоуправления.
Цель исследования:
- Изучить историю развития села, его историческое прошлое
Задачи:
- Узнать когда и как возникло село.
- Развивать и углублять знания об истории возникновения села Подлесная Шентала через находок на его территории.
-Формировать представления о последовательности становлении мечетей в жизни села.
- Углублять краеведческие знания о родном селе.
- Бережно относиться к историческому наследию нашего села.
Гипотеза:
в результате моей работы, смею предположить, изменится:
- моё отношение к прошлому малой Родины;
-обогатятся знания не только у меня, но и у моих сверстников о родном селе.
Методы исследования:
- Изучение исторических источников.
- Анализ работ современных исследователей и материалов периодической печати.
- Проведение опроса жителей села.
Село Подлесная Шентала в Алексеевском районе, вблизи истока р. Шентала, около 40 км к юго-востоку от поселка городского типа Алексеевское.
Известно с 1710 г. как Починок Шанталы. В дореволюционных источниках упоминается также как Старая Шентала. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. В 1730–40-х гг. значительная часть населения села была насильственно обращена в православие (вернулась в ислам в 1850-х гг.). В начале 20 в. здесь функционировали 5 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 1768 дес.
В январе 1992 года учитель истории средней школы с. Подлесная Шентала Радик Хуснутдинов доставил в Казанский пединститут набор древних вещей, обнаруженных близ села Подлесная Шентала в осыпях обнажения берега речки. Вот они и рассказывают об историческом прошлом нашего села.
На территории Подлесно-Шенталинского сельского поселения два населенного пункта: село Подлесная Шентала и село Ар. Баран. Каждый населенный пункт территории Подлесно-Шенталинского сельского поселения имеют свою историю, свои традиции. В исследование речь идет о том, как они переселялись и чем они занимались.
Осенью 1236 года монгольские завоеватели захватили город Биляр. После этого из-за набегов окрестных сел люди нашей деревни остались под копытами монгольских лошадей. Жители были убиты, деревня сожжена, скот увезен. Выжившие решают не заселять это место заново, и отправляются в разные стороны. Одна семья основала нынешнюю деревню около леса. Расположение было удобным для жизни. Родников было много.
Около одного родника росла старая и могучая ива, народ боялся ее. Приносили ей подарки, около нее резали скот для жертвоприношения, около нее проводили разные татарские народные обряды. Например: “Янгыр теләге” (прошение дождя). Из-за этого это место называли Урманасты (Подлесная) Шомлы Таллысы (деревня, где растет страшная ива). Позже стала называться Подлесная Шентала (Урманасты Шынталасы).
В Подлесной Шонтале было небольшое медресе. В нем проживали выходцы из разных местностей, но он был уничтожен пожаром в 1850 году. Дальше я показала как работали мечетях указные Муллы в хронологическом порядке.
В селе Подлесная Шентала долгое время не было мечетей. Дело в том, что большинство населения составляли так называемые «отпавшие» -бывшие крещенные татары, давно обратившиеся в ислам и в даже в документах с середине XIX века называвшиеся мусульманскими именами и фамилиями. Но вплоть до Указа о веротерпимости 17 апреля 1905 года официальный переход в ислам был воспрещен. Официальных мусульман к началу XX века в селе насчитывалось всего 80 душ мужского пола, им тоже не разрешали строить мечеть (тогда это было запрещено в селах, где мусульмане жили вместе с «крещеными инородцами»), и они числились в приходе села Верхняя Татарская Майна. В 1905-м году «отпавшие» были официально «перечислены в магометанство» и получили возможность строить мечети и иметь указанных мулл. Оба прихода в селе Подлесная Шентала были образованы сельским сходом 14 мая 1905 года.
Первый приход: Валиахмет Зиганшин, Имамутдин Ишмурзин.
Второй приход: Тохватулла Негематуллин, Рахимзян Ахметзянов, Биганаев Жиханша, Зиганшин Валиахмет.
В 21 мая 2013 году в рамках этнографического проекта «Святыни Татарстана» был установлен памятный знак на месте разрушенной мечети. Инициативу татарстанского отделения Русского географического общества поддержало местное отделение партии Единая Россия.
До революции жители села жили средней жизнью. В селе насчитывалось около 200 домов.
С началом периода коллективизации в 1928-1929 годах две семьи из села Шонтала - Ислямовы и Сафиуллины переселились в “Татарскую паселку”. Поэтому его в народе стали называть “ Ислямовской паселкой". Колхоз назывался "земледельческий". В 1931 году деревня Подлесная Шонтала была переименована в колхоз “Эшчэн”.
В 1937 году в селе Подлесная Шонтала появился первый телефон.
В 1941 году Великую Отечественную войну ушли 180 человек, из них 80 не успели вернуться на родину живыми.
В 1950 году в домах проводили свет. Вдоль реки, протекающей через деревню, была построена первая электростанция.
В 1951 году в селе появилось радио.
В 1952 году было построено новое здание школы и открыта Подлесношенталинская семилетняя школа.
12 октября 1955 года в селе Подлесная Шонтала новая библиотека открыла свои двери.
С 1964 года деревня вошла в состав Алексеевского района.
В 1970-х годах в связи с присоединением Шонталинского и Арбаранского хозяйств колхоз был переименован в “Вперед”. В том же году была построена большая белая мукомольная мельница.
Летом 1975 года в центре села появилось новое двухэтажное здание – новый клуб.
Также в 1975 году на левой стороне деревни был открыт детский сад на 25 мест.
В 1979 году началось водоснабжение села.
В 1982 году был открыт новый магазин.
В 1984 году в селе было построено двухэтажное здание школы, в котором учащиеся стали получать образование и там же школа располагается по настоящее время.
В 1991 году было построено новый детский сад, рассчитанное на 35 мест.
В 1994 году с одной стороны села соединен каменным мостом с другой. Также в 1994 году 19 декабря зажглись первые голубые огни в 11 домах с. Подлесная Шентала. В 1995-1997 годах село было полностью газифицировано. В 2003 году была проложена новая асфальтированная дорога. Затем я в своей работы описывало сегодняшнее мое родное село, как мы живем, чем занимаемся, как отдыхаем и.т.д.
В школе действует краеведческий музей. Здесь создана системная работа школьного пространства и мы всегда будем знать, что история возникновения моей малой Родины не забыта, тогда мы с гордостью скажем: «Здесь Родины моей начало».
Я думаю, что каждый человек должен знать о том месте, где он родился, где он живёт. Родина начинается на пороге твоего дома. И у каждого она одна. Как поётся в песне - отцов и дедов продолжая путь, наш долг беречь свою малую родину, гордиться ею, потому что из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина - Россия!
Исследовательский проект был направлен на развитие любви к истории родного села, уважения к ее прошлому. Мне хотелось возродить память о прошлом, о находках говорящих о прошлом нашего села, о славных страницах истории моего села, о предках, о великих традициях родной земли, а также поближе познакомиться со жителями села.
И я думаю это мне удалось на все 100%.
3