СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Школьная служба примирения: миссия в общеобразовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

В  образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов

Просмотр содержимого документа
«Школьная служба примирения: миссия в общеобразовательной организации»

Школьная служба примирения: миссия в общеобразовательной организации

Школьная служба примирения: миссия в общеобразовательной организации

 Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р В образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

Пункт 64 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р

В образовательных организациях должны быть организованы службы школьной медиации, обеспечивающие защиту прав детей и создающие условия для формирования безопасного пространства, равных возможностей и защиты их интересов.

ФГОС  ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы» ): ... как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для дости­жения общих результатов».
  • ФГОС

ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы» ): ... как уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для дости­жения общих результатов».

 ФГОС Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (...): 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций  с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

ФГОС

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать (...):

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции (...); готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

ФГОС 6)  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7)  формирование  коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. ШСП и реализуемые ей формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т.д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов .

ФГОС

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

ШСП и реализуемые ей формы работы, в том числе взрослыми медиаторами (тренинги по коммуникации, круги примирения и т.д.), могут быть важным элементом образовательного процесса школы для достижения указанных во ФГОС личностных результатов .

Типичные способы реагирования  на конфликты в школе  Административно-  карательный  Направление к психологу или  социальному педагогу «Агрессивно-силовое решение проблемы» среди подростков  Замалчивание

Типичные способы реагирования на конфликты в школе

  • Административно- карательный
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Агрессивно-силовое решение проблемы» среди подростков
  • Замалчивание
Цель службы Сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения ситуаций

Цель службы

Сменить административно-карательную направленность взрослых и опору на силу у школьников на восстановительный способ разрешения ситуаций

Миссия  школьной службы примирения   Развивать и закреплять как культурную традицию способность учащихся, родителей, педагогов к взаимопониманию. Формировать у всех участников образовательного процесса восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Миссия школьной службы примирения

 

  • Развивать и закреплять как культурную традицию способность учащихся, родителей, педагогов к взаимопониманию.
  • Формировать у всех участников образовательного процесса восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Куратор службы (заместитель директора по ВР ) Медиаторы: Педагоги- психологи Родители Учащиеся 8-11 классов  , прошедшие необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
  • Куратор службы (заместитель директора по ВР )
  • Медиаторы:
  • Педагоги- психологи
  • Родители
  • Учащиеся 8-11 классов , прошедшие необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

это метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе, который призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия .

это метод, использующий медиацию в учебно-воспитательном процессе, который призван помогать всем участникам образовательного процесса в создании условий для снижения конфликтности, проявлений агрессии, физического и психологического насилия

.

Метод «Восстановительная медиация» способ урегулирования споров при содействии медиатора  (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения

Метод «Восстановительная медиация»

способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо либо независимые лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения

Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ
  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;

.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)";
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012г. №1916-р, План первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы
Процедура примирения проводится если: Стороны конфликта известны и признают своё участие в конфликте (но могут не признавать свою неправоту); Стороны добровольно согласились принимать участие в программе; Стороны способны отвечать за свои действия.

Процедура примирения проводится если:

Стороны конфликта известны и признают своё участие в конфликте (но могут не признавать свою неправоту);

Стороны добровольно согласились принимать участие в программе;

Стороны способны отвечать за свои действия.

ТРИ ОСНОВНЫХ ВОПРОСА К каким последствиям привел конфликт (правонарушение), и какие чувства он вызвал? Если «жертве» нанесён вред, то как его можно восстановить? Как сделать так, чтобы конфликт больше не повторялся?

ТРИ ОСНОВНЫХ ВОПРОСА

  • К каким последствиям привел конфликт (правонарушение), и какие чувства он вызвал?
  • Если «жертве» нанесён вред, то как его можно восстановить?
  • Как сделать так, чтобы конфликт больше не повторялся?
ТРИ ЭТАПА ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ предварительная встреча с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями) примирительная встреча (передача сторонам ответственности за разрешение конфликта; поддержка диалога между сторонами; соблюдение правил встречи) последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется)

ТРИ ЭТАПА ПРОГРАММЫ ПРИМИРЕНИЯ

  • предварительная встреча с каждой из сторон конфликта (а при необходимости и с их родителями)
  • примирительная встреча (передача сторонам ответственности за разрешение конфликта; поддержка диалога между сторонами; соблюдение правил встречи)
  • последующая работа по ресоциализации и реабилитации участников (если требуется)
Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников Проводит Круги сообщества Проводит Медиации Презентации перед учителями, родителями и администрацией.  Служба примирения   6-10 человек подростков и взрослые кураторы (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).  (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).   Служба проводит примирительные встречи, участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия. Проведение тренингов по медиации и по коммуникации. Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим. Информация из «ящика обращений» Личные обращения в службу от детей и подростков. Информация о конфликтах от учителей и от администрации школы 19

Презентации, стенгазеты, создание высокого статуса службы среди школьников

Проводит Круги сообщества

Проводит Медиации

Презентации перед учителями, родителями и администрацией.

Служба примирения

6-10 человек подростков и взрослые кураторы

(заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).

  • (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог).

Служба проводит примирительные встречи,

участвует в обучении и супервизии, проводит рекламные и просветительские мероприятия.

Проведение тренингов по медиации и по коммуникации.

Взаимодействие со школьным психологом и социальным педагогом

Конфликты подростков, о которых стало известно самим ведущим.

Информация из «ящика обращений»

Личные обращения в службу от детей и подростков.

Информация о конфликтах от учителей и от администрации школы

19

Исходя из текста ФЗ N 273 «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения . По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции , и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.  

Исходя из текста ФЗ N 273 «Школьная служба примирения» и «Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений» должны быть разными структурными подразделениями образовательного учреждения .

По некоторым типам конфликтов они могут взаимодействовать, сотрудничать и дополнять друг друга с учетом различия их целей, методов работы и зон компетенции , и это должно быть зафиксировано локальными актами образовательного учреждения.

 

Наименование мероприятия

1.       

Сроки

проведения

2.       

Разработка положения о Школьной службе медиации (примирения)

3.       

Ответственные

август 20__ г.

Издание приказа о создании Школьной службы медиации

сентябрь 20__ г.

4.       

Информационное сообщение на педагогическом совете о создании Школьной службы медиации.

Администрация школы

5.       

Директор

август 20__ г.

Проведение классных часов на тему: «Знакомство со Школьной службой медиации», «Разрешение конфликтных ситуаций в школе» 5-11 классы.

6.       

Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном родительском собрании 5-11 классы.

январь – февраль 20__ г.

Администрация школы

январь 20__ г.

7.       

Кл. руководители

Зам. директора по УВР

Формирование команды медиаторов для проведения восстановительных программ (5-8 классы; 9-11 классы)

8.       

Анкетирование учащихся 5 – 11 классов по выявлению причин конфликтов

Администрация школы

январь 20__ г.

9.   

февраль 20__ г.

Администрация школы

Кл. руководители

Сотрудничество с Советом профилактики школы

10.   

Проведение восстановительных программ.

в течение года

Кл. руководители

Зам. директора по УВР

по мере необходимости

11.   

Члены ШСМ

Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики правонарушений, дополнительного образования.

Члены ШСМ

в течение года

Разработка: «Памятки для медиатора»

«Памятки для педагога»

май 20__ г.

Члены ШСМ

Члены ШСМ

Программа ШСП

Программа ШСП

Терминология, используемая в работе ШСП Школьная служба примирения Конфликт Конфликтная ситуация Семейный конфликт Конструктивный и Деструктивный конфликт, Медиатор Медиация Восстановительная медиация Восстановительные программы

Терминология, используемая в работе ШСП

  • Школьная служба примирения
  • Конфликт
  • Конфликтная ситуация
  • Семейный конфликт
  • Конструктивный и Деструктивный конфликт,
  • Медиатор
  • Медиация
  • Восстановительная медиация
  • Восстановительные программы
Девиз: «От конфликта - к примирению!»  

Девиз:

  • «От конфликта - к примирению!»

 

Задачи: сформировать представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов; создать условия для освоения участниками позиции медиатора; организация и проведение обучения участников, вошедших в команду ШСП; познакомить участников в активном режиме с методом работы с жертвой конфликта; способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у участников, необходимых для работы медиатора. способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся; сформировать осознанное отношения к своему здоровью и ЗОЖ как фактору успешности личности; сформировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции, повысить социальную активность учащихся; способствовать развитию позитивного отношения подростка к самому себе и окружающему миру.

Задачи:

  • сформировать представление о медиации как альтернативном способе разрешения конфликтов;
  • создать условия для освоения участниками позиции медиатора;
  • организация и проведение обучения участников, вошедших в команду ШСП;
  • познакомить участников в активном режиме с методом работы с жертвой конфликта;
  • способствовать развитию коммуникативных, рефлективных навыков у участников, необходимых для работы медиатора.
  • способствовать развитию индивидуальных способностей учащихся;
  • сформировать осознанное отношения к своему здоровью и ЗОЖ как фактору успешности личности;
  • сформировать гражданско-патриотическое сознание, нравственные позиции, повысить социальную активность учащихся;
  • способствовать развитию позитивного отношения подростка к самому себе и окружающему миру.
Принципы: Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт); Принцип добросовестности (добросовестное освоение норм восстановительных практик); Принцип конфиденциальности (исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления); Принцип нейтральности (медиатор не поддерживает ни одну из сторон, помогает наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, является независимым посредником, равноправное отношение к участникам конфликта) Принцип коммуникативности (коммуникативность в работе со сторонами конфликта);

Принципы:

  • Принцип добровольности (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
  • Принцип добросовестности (добросовестное освоение норм восстановительных практик);
  • Принцип конфиденциальности (исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления);
  • Принцип нейтральности (медиатор не поддерживает ни одну из сторон, помогает наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения ситуации, является независимым посредником, равноправное отношение к участникам конфликта)
  • Принцип коммуникативности (коммуникативность в работе со сторонами конфликта);
Основные термины программы: ШСП - это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся. группа подростков с руководителем-взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия

Основные термины программы:

ШСП - это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.

  • группа подростков с руководителем-взрослым, организационно вписывающаяся в структуру школы, целью работы которой является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия
Конфликт – наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит разрушение взаимоотношений. Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива.
  • Конфликт наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм;
  • ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
  • Деструктивный конфликт – противостояние мнений или позиций, в результате которого происходит разрушение взаимоотношений.
  • Конструктивный конфликт – противоборство сторон, в результате которого происходит изменение, развитие личности или коллектива.
Медиатор  (от латинского mediatio – посредничество) – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Медиация – это альтернативная форма разрешения споров или конфликтов с участием беспристрастной третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. При этом третья сторона не выносит решения по спору. Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций.

Медиатор (от латинского mediatio – посредничество) – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом.

Медиация это альтернативная форма разрешения споров или конфликтов с участием беспристрастной третьей стороны (медиатора), не заинтересованной в данном конфликте. При этом третья сторона не выносит решения по спору.

Восстановительная медиация это процесс, в котором медиатор создаёт условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причинённого вреда), возникших в результате конфликтных ситуаций.

Восстановительные программы - это эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора.

Восстановительные программы - это эффективный способ разрешения конфликтных ситуаций путем организации примирительных встреч, взаимоуважительного диалога между конфликтными сторонами с участием ведущего, медиатора.

Основная цель Программы ШСП – это практико-ориентированная  подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса посредством проведения программ восстановительной медиации для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение и профилактика правонарушений в образовательной среде, обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Основная цель Программы ШСП – это практико-ориентированная подготовка потенциальных представителей школьной службы примирения к работе в качестве посредников (медиаторов) по разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса посредством проведения программ восстановительной медиации для детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, снижение и профилактика правонарушений в образовательной среде, обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Программы примирения позволяют: Создать условия для достижения взаимопонимания  Осуществить действия, способствующие «исцелению» жертвы  Создать условия для ответственного поведения правонарушителя

Программы примирения позволяют:

  • Создать условия для достижения взаимопонимания
  • Осуществить действия, способствующие «исцелению» жертвы
  • Создать условия для ответственного поведения правонарушителя
Работа службы со школьным сообществом Привлечение лидеров подростковых групп; Привлечение детей группы риска; Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими.

Работа службы со школьным сообществом

  • Привлечение лидеров подростковых групп;
  • Привлечение детей группы риска;
  • Оказание поддержки: кураторство старших школьников над младшими.
Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!