ШКОЛА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА
семинар-практикум по теме
"Развитие исследовательской культуры педагога"
Цель: создание условий для саморазвития и самосовершенствования профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
ссодействовать самоопределению педагогами личностной траектории развития и самосовершенствования;
вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов;
проанализировать уровень исследовательских умений педагогов лицея;
развивать умение выслушивать мнение коллег, конструктивно решать споры.
Предполагаемые результаты: педагоги осознают необходимость самообразовательной деятельности для повышения уровня профессионального мастерства и развития собственной исследовательской компетенции, составляющие современного компетентного педагога, этапы работы над индивидуальной методической темой; приобретут умения разрабатывать примерный план самообразования с целью развития навыков организации собственной исследовательской деятельности.
Формы организации семинара: тренинг, практическая работа, групповая работа, интерактивные игры «Карусель», «Аукцион» и др.
Литература:
Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы – М. : Сентябрь, 2002. – 160 с.
Жук А. И., Кашель Н. Н. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Кіраванне ў адукацыі. – 1997. – № 8. С. 3–28.
Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
Запрудский Н. И. Современные школьные технологии : пособие для учителей. ― Минск, 2003. – 288 с..
Исследовательская работа в школе. — Минск : НИИ, 1992. — 87 с.
Кухарев Н. В. Педагог–мастер, педагог–исследователь. — Гомель : Упр. образования Гомел. облисполкома, 1992. — 211 с.
Развитие исследовательской деятельности учащихся // Метод. сб. ― М.: Нар. образование, 2001. ― 272 с.
Содержание и организация методической работы с учителями- предметниками в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / под ред. Ю. Н. Шестакова. – Минск : УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 177 с.
Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. — 2003. — №2 — С. 58–64
Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. М., 2001.170с.
Подьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодейсвие, конфликт. М., 2007.266с.
Черняева Л.А. Формирование исследовательской компетенции студентов педагогического колледжа/ Дис. канд. пед. наук. – Новосибирск, 2011. –202 с.
Шашкина М.Б., Багачук А.В. Формирование исследовательской деятельности студентов педагогического вуза в условиях реализации компетентностного подхода: монография. – Красноярск, 2006.
Ход семинара
1. Организационный момент.
Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня приветствую вас на семинаре-практикуме «Развитие исследовательской культуры педагога», который проходит в рамках работы ШКОЛЫ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА.
2. Создание команд (тест о часах)
Ведущий. Давайте дальше! У нас столько интересной и новой информации и главное – все расписано по минутам. Блин...Не поверите - я часы дома забыла.
- А какие часы у Вас?
Педагог: (Отвечает)
Ведущий. Ты знаешь, а ведь по часам можно определить тип человека. А вы, уважаемые коллеги, какие часы предпочитаете?
Выберите карточку по своему предпочтению часов и узнаете много интересного о себе. Участники семинара вытягивают карточку по своему предпочтению типу часов и занимают места за столиками с заранее подготовленными надписями:
Заранее подготовленные карточки (по количеству участников). На каждый тип часов (пять типов часов, для деления на команды).
Стол № 1.Механические часы с римскими цифрами
Стол № 2.Классику с арабской нумерацией
Стол № 3.Спортивную модель с подвеской.
Стол № 4.Электронные часы с множеством разнообразных функций.
Стол№ 5.Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них.
ВЫ ВЫБИРАЕТЕ | ВАШ ТИП | СОВЕТ ПСИХОЛОГА |
Механические часы с римскими цифрами | Вы скорее консерватор. Ваш принцип: «Лучшее- враг хорошего» | Не останавливайся на достигнутом. Постоянно учись новому |
Классику с арабской нумерацией | Вы реалист, прагматик. Ваш принцип: «Лучше синица в руках…» | Мечта и полёт фантазии могут открыть Вам новые горизонты. |
Спортивную модель с подвеской и антишоковой защитой. | Вы легкий человек. Ваш принцип: «Завтра будет лучше, чем вчера!» | Чтобы закрепить успех, учись доводить начатое до конца. |
Электронные часы с множеством разнообразных функций. | Вы много работаете. Ваш принцип: «Кто хочет, тот добьется». | Бизнес приносит деньги, но он не заменит Вам близких. |
Циферблат без цифр, с точками или черточками вместо них. | Вы требовательны. Ваш принцип: «Каждому по способностям!» | Учись мыслить шире и помнить точку зрения собеседника. |
3. Сообщение темы, цели и задач семинара.
Эпиграфом к сегодняшнему семинару могут стать высказывания
Формальное образование поможет вам выжить. Самообразование приведет вас к успеху. Джим Рон
Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования.
Рубакин Николай Александрович
Проблема развития исследовательской компетентности педагога – актуальна и важна для нас на современном этапе. Это подтвердили и результаты анкетирования, проведенного в рамках подготовки к педагогическому совету. Перед вами ряд цитат, которые могли бы стать эпиграфом к нашему семинару (как вы их понимаете?):
· «На земле нет ничего более достойного уважения, чем ум». (К.А. Гельвеций)
«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». (Я.А. Каменский)
У каждой реки есть свой исток, из которого она берёт начало. Для многих людей таким истоком является ...школа и педагог.
Человек образованный тот, кто знает, где найти то, что он не знает.
Г. Зиммель
Педагог не может стоять на месте, ему нужно постоянно двигаться вперед
И.П.Подласый
«Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» (Али Апшерони).
4. Основная часть (теоретическая)-презентация!!!
Модернизация современной системы образования в значительной степени зависит от того, насколько эффективно в жизнедеятельность образовательной организации вписываются инновационные процессы. Современная образовательная среда предполагает укрепление связи образовательной практики и науки, что ведет к изменению требований к квалификации педагога, осмыслению им собственной деятельности с научных позиций, к овладению навыками исследовательской деятельности, которая выступает сегодня фактором саморазвития, самоопределения педагога, оказывает существенное влияние на его личностно-профессиональное становление.
Особенно важными в бесконечно меняющихся современных условиях становятся такие человеческие качества, как инициативность, способность творчески мыслить и находить быстрые и нестандартные решения.
Педагог лицея сегодн - это не только преподаватель, наставник, воспитатель, но и исследователь, первопроходец новых принципов, способов обучения и воспитания.
Необходимость включения педагога в научно-исследовательскую деятельность обосновывается в трудах ряда отечественных ученых.
В. И. Загвязинский выделяет исследовательскую деятельность как самостоятельный компонент педагогической деятельности.
В. В. Краевский высказывает предположение о том, что не только ученый, но и каждый педагог-практик должен уметь давать научное описание своих педагогических действий.
Н. В. Кузьмина исследовательскую функцию педагога называет гностической, что предполагает анализ педагогических ситуаций, формирование педагогических задач, добывание новых знаний, анализ процесса решения задач и результатов решения, сопоставление искомого результата с реальным.
Она выделяет следующие этапы формирования исследовательской деятельности педагога:
освоение традиционных форм методической работы, основывающихся на концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических кадров;
изучение и обобщение передового педагогического опыта (этап дидактического осмысления своей деятельности). Педагог анализирует и обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с современными технологиями обучения;
разработка собственных методик, технологий, образовательных или воспитательных программ, изучение возможности использования этой методики или технологии в обучении и воспитании;
реализация собственных идей в широкую практику;
разработка статей, написание научных работ, создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.
Н. В. Кухарев считает, что педагог для осуществления исследовательской деятельности должен овладеть следующими умениями и навыками:….(...предположите какими?)
умением наблюдать педагогический процесс, выделять вопросы и проблемы, требующие глубокого изучения и дальнейшего совершенствования;
умением в случае возникновения проблемно-педагогической ситуации выдвинуть и сформулировать гипотезу;
умением работать с научной педагогической литературой (моно-графической, периодической), исследовательскими трудами, работами популяризирующими передовой опыт, критически ее воспринимать, выявляя объективно ценное;
навыками работы со справочной литературой (библиографическими справочниками, указателями, каталогами, другими источниками информации);
умением содержательного и психолого-педагогического обоснования своих суждений;
умением анализировать передовой опыт других педагогов, творчески перерабатывать его и применять в своей работе.
Таким образом, исследовательская деятельность – это неотъемлемая составляющая педагогической деятельности современного педагога, обеспечивающая организацию всех других ее видов, оказывающая влияние на развитие профессиональной компетентности педагога и выполняющая
Как видим педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с учащимися ситуаций.
Существуют различные подходы к классификации этапов профессионального роста педагога.
1 стадия: "выживание" (первый год работы);
2 стадия:"адаптация" (2 – 5 лет работы);
3 стадия:"зрелость" (6 – 8 лет, стремление переосмыслить свой опыт и желание самостоятельного педагогического исследования).
4 стадия:"спад или стагнация» (в зависимости от индивидуальности педагога)
Условно выделяют четыре уровня самообразования. Зная характерные особенности каждого из них, мы можем определить свой индивидуальный уровень, что, в свою очередь, даст возможность объективно подойти к самооценке себя как профессионала.
Первый уровень – низкий. Деятельность педагога данного уровня характеризуется спонтанным, внесистемным самообразованием, часто под воздействием внешних обстоятельств (например, накануне проверки), при отсутствии у него необходимой образовательной культуры.
Для педагога, находящегося на втором уровне, среднем, характерно ситуативное самообразование на фоне интереса к новой информации, процессу познания, удовлетворению своих познавательных потребностей.
Третий уровень – высокий. Педагога этого уровня отличает систематическое целенаправленное самообразование, осуществляющееся на основе овладения технологией данного вида деятельности (заимствованной и адаптированной, авторской).
Наивысший уровень самообразования присущ таким педагогам, для которых данный вид деятельности становится постоянной жизненной потребностью, и он носит чаще всего исследовательский характер.
Анализ анкет педагогов нашего лицея выявил, что педагоги при организации ими собственной научно-исследовательской деятельности (разработка программ, выступлений, обобщение опыта и пр.) и проектно-исследовательской деятельности лицеистов испытывают затруднения. Поэтому исследовательская деятельность становится для них трудоемкой и затратной по времени, что ведет к снижению мотивации к ее организации.
5. Практическая часть
Вы знаете, я считаю, что для того чтобы достигать тех уровней, которые вы озвучили, необходима мотивация, поэтому сейчас у нас по плану «Определение мотивов к самообразованию и исследованию».
Условия задания: предложите компоненты, которые, на ваш взгляд, могут быть мотивы, побуждающие педагога к самообразованию и исследованию?
Групповая работа в командах, каждая группа предлагает свои мотивы:
Терминологический словарик мотивов, побуждающих педагога к самообразованию.
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к учебному занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, внеклассному мероприятию, олимпиаде и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Педагог — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики заставляет педагога идти в ногу со временем. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учащихся, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ педагога как несовременного человека.
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, рекомендуя своих детей для освоения профессии, просят определить его группу к «лучшему» преподавателю.
Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Никто не хочет быть плохим педагогом!
Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства преподавателя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Как правильно формулировать тему нашего исследования?
Формулировка традиционной темы условно содержит три части:
I часть (основная часть: содержит проблему)
II часть (связующее звено)
III часть (аспект, через который будет решаться обозначенная проблема)
I часть | II часть | III часть |
Совершенствование… | … как средство… | …развития |
Формирование… | … как условие… | …совершенствования |
Интеграция … | …аспект… | …активизации |
Развитие … | …фактор… | …повышения |
Организация … | …основа… | …оптимизации |
Осуществление … | …механизм… | …эффективности |
Применение … | | …реализации |
Использование… | | |
Управление … | | |
Повышение … | | |
Разработка … | | |
Реализация … | | |
Таким образом, темы в традиционной формулировке звучат так: «Повышение функциональной грамотности обучающихся на уроках истории через использование информационных технологий», «Нетрадиционные типы уроков как средство развития творческих способностей учащихся», и т.д.
Темы могут иметь нетипичную формулировку: «Через книгу к культуре, душе …», «Как построить личностно-ориентированный урок», «Научно-практический аспект в преподавании биологии», «Разработка занятий-исследований» и пр.
Темы не должны быть:
- слишком общими: «Использование инновационных технологий в обучении истории)» (нельзя освоить в совершенстве одновременно все инновационные технологии; это может быть либо одна технология, либо некоторые приёмы нескольких технологий);
- незавершёнными: «Способы активизации познавательной деятельности обучающихся» (формулировка незакончена, возникают вопросы: «Для чего активизируете?», «На какой дисциплине?»);
- слишком повседневными: «Формирование знаний, умений, навыков на занятиях математики», «Активизация мыслительной деятельности на уроках».
Игра «Карусель»
Условия задания: Педагоги каждой команды индивидуально записывают проблему, с которой они столкнулись в процессе самообразовательной деятельности и хотели бы найти пути ее решения, на отдельных листках бумаги без указания фамилий. Все листки собираются в коробке и перемешиваются. После этого каждая группа вытягивает 5 листков с проблемами, анализирует одну из них и предлагает варианты решения проблемы. Никто в группе не знает, чьи проблемы они обсуждают и кому могут оказать действенную помощь. Затем каждая группа представляет свои наработки.
9. Подведение итога:
Рефлексия. Лестница успеха.
«ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА»- способ организации рефлексии в конце занятия. Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – корзина и на третьем – мясорубка. На желтом листочке, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.
На синем листочке – то, что оказалось ненужным либо было хорошо знакомым и что можно отправить в "корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату. Серый листок – это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.
«ЦЕПОЧКА ПОЖЕЛАНИЙ» - способ организации рефлексии в конце занятия. Каждому участнику состоявшегося педагогического взаимодействия по цепочке (в определенной последовательности) предлагается обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия. Пожелания могут быть направлены на предстоящее взаимодействие, будущие дела. Заканчивает цепочку пожеланий педагог, подводя определенный итог.
Семинар-практикум закончился. Хочется подчеркнуть, что самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно-исследовательскую работу. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулируемую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Показатели эффективности педагогического самообразования — это прежде всего качество организованного педагогом учебного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.
Благодарю вас за работу! Хочу Вам пожелать профессиональных успехов, творческих и научных открытий.
9