Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 «Теремок»
Областной конкурс методических материалов
организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности в образовательных организациях Ярославской области
«Спешите делать добро»
Номинация:
«Конспект занятия по подготовке волонтеров
в образовательных организациях Ярославской области»
«Школа кота Леопольда»
авторский коллектив:
Головина Ольга Валентиновна,
учитель-логопед
Киселева Анна Александровна,
инструктор по физической культуре
Гаврилов Ям 2020
Пояснительная записка
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё больше педагогов, родителей. Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь слабым и оступившимся.
Особый интерес у педагогов детского сада вызвала идея наставничества. В методическом пособии «Основы социального наставничества» под общей редакцией Коневой Е.В «наставничество» рассматривается как вид волонтерской деятельности социально активных людей; метод психолого-педагогического и социального сопровождения людей, способ непосредственного и опосредованного личного влияния на человека. Наставничество – сложный процесс, оно может рассматриваться как способ:
строить социальные отношения;
получать новые навыки;
найти поддержку и друзей;
почувствовать себя способным что-то совершить. [4, с 7]
Дошкольный возраст характеризуется, как сенситивный период для формирования личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей и др. Это и составило мотивационную сторону волонтерской деятельности дошкольников. В процессе волонтерской деятельности создаются условия для удовлетворения у детей таких потребностей как потребность в любви, дружбе, общении, потребность в признании, потребность в самовыражении.
За основу организации волонтерского движения в детском саду мы взяли технологию «Дети волонтеры», разработанную Натальей Петровной Гришаевой.
Целью технологии «Дети-волонтёры»: является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. [2, с 63]
Учитывая возраст и психологические особенности воспитанников, мы выделили следующие приоритетные направления волонтёрской деятельности в детском саду:
1.Оказание помощи младшим дошкольникам
2.Взаимодействие с людьми преклонного возраста
3. Проведение различных акций.
Важным моментом в организации волонтерского движения является обучение волонтеров. Был составлен план мероприятий «Школа кота Леопольда», направленных на формирование у дошкольников навыков и умений, необходимых для организации взаимодействия с младшими дошкольниками, с людьми преклонного возраста, со сверстниками, педагогами (приложение 1)
Совместно с педагогами волонтеры утвердили правила команды при взаимодействии с младшими дошкольниками:
-Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами.
-Доведи дело до конца.
-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.
При взаимодействии с пожилыми людьми:
- Будь вежлив.
- Говори громко и четко.
- При общении смотри в глаза собеседнику.
С целью более успешного обучения дошкольников умениям и навыкам, необходимым волонтерам пригласили к сотрудничеству отряд добровольцев «СОБР» при МУ «Молодежный центр», руководителем которого является координатор волонтерского движения Гаврилов-Ямского муниципального района Новожилова А.Е. Они рассказали воспитанникам детского сада, кто такие волонтеры, чем они занимаются, какими качествами должен обладать волонтер. В свою очередь, дошкольники пригласили своих новых друзей на встречу «Давайте, познакомимся»
Цель мероприятия: создание условий для обогащения опыта сотрудничества дошкольников со сверстниками и взрослыми
Задачи:
развивать коммуникативные навыки детей
совершенствовать умения согласовывать свои действия с действиями остальных, договариваться
учить детей доброжелательно относится друг к другу
развивать эмоциональную отзывчивость, чувство уверенности, чувство коллективизма
развивать начала социальной активности
Условия эффективности проведения:
дошкольники знакомы с деятельностью волонтеров;
дети знают основные правила взаимодействия и сотрудничества со сверстниками;
наличие просторного помещения.
Формы и методы реализации: игровая деятельность, тренинговые задания
Участники: дошкольники-волонтеры, участники волонтерской организации «СОБР», педагоги.
Сценарий мероприятия из цикла «Школа кота Леопольда»
«Давайте познакомимся»
Оборудование: магнитофон, презентация,
Ход мероприятия:
1. Звучит песенка кота Леопольда «Если добрый ты…»
2. Ритуал приветствия: Участники встают в круг. «Доброе утро, солнце! Мы тебе рады, вот мы проснулись вместе собрались, и Вика здесь, и Настя здесь, и Семен здесь, и Максим здесь… »
3. Ведущий: Сегодня на нашем мероприятии собрались два отряда: «Теплые ладошки» - Детского сада №1 «Теремок» и отряд «СОБР» - из Молодежного центра. Давайте познакомимся.
Представление отрядов.
«СОБР» - презентация.
Отряд «Теплые ладошки»:
Мы живем под девизом:
Будь веселым всегда,
Не грусти никогда!
Будет трудно - крепись,
Будет ветер - не гнись!
Будет больно - не плачь,
Глаз в ладони не прячь!
Если, гроза - иди!
Если, слеза - сотри!
Если страшно- держись!
Помни : жизнь - это жизнь»
4 . Ведущий: как сказал один французский философ: Нет ничего полезнее доброго имени, и ничто не создает его так прочно, как достоинство. Давайте узнаем, как кого зовут.
Игра «Снежный ком» Цель: Знакомство участников, создание доверительной атмосферы.
Краткое описание: Участники садятся в круг. Ведущий называет свое имя и кидает мяч кому-нибудь из участников. Тот повторяет имя ведущего и свое, и кидает мяч дальше. Каждый участник, получивший мяч, должен назвать все имена по порядку, в котором они произносились до него, и свое собственное. Мяч должен побывать в руках у всех участников.
5. Ведущий: Вот мы и познакомились. Наступила пора поприветствовать друг друга. Давайте встанем в два круга.
Игра «Здравствуй» Цель: создание условий для тактильного общения участников группы.
Краткое описание: Ведущий делит группу пополам. Участники образуют два круга - внутренний и внешний. Оба круга двигаются в противоположном направлении. Задача каждого участника поздороваться со всеми, находящимися в кругу напротив (сначала участники только называют имя друг друга, потом они должны поздороваться друг с другом другими способами: потереться друг с другом ушами (носами, подбородком, локтями и т.д.).
6. Ведущий: Чтобы лучше запомнить наши имена предлагаю еще одну игру.
Игра «Привидение» Цель: психоэмоциональное и двигательное раскрепощение
Краткое описание: Участники становятся в круг, оставляя одно пустое место для человека. Игрок, справа от которого образовалось пустое место, делает махательное движение правой рукой по этому месту и называет имя кого-либо из играющих. Тот, чье имя назвали, перебегает на пустое место. И так далее.
7. Ведущий: Нам очень бы хотелось поближе узнать друг друга. В этом нам поможет игра «Интервью».
И гра «Интервью». Цель: познакомиться друг с другом и научиться слушать других людей.
Краткое описание: Участники разбиваются на пары: дошкольник и волонтер. Каждый должен рассказать своему соседу о себе. Слушатель должен, не перебивая рассказчика, внимательно следить за его рассказом. Через две минуты партнеры меняются ролями. Ведущий контролирует время. После того как каждый из партнеров расскажет о себе, группа собирается вместе. Участники коротко представляют своего напарника.
7. Ведущий: Чтобы свернуть горы, необходимы вовсе не горы, а хорошее настроение, жизненная энергия и …стимул. А какое настроение у вас? Сейчас мы и узнаем, поиграв в игру «Зеркало»
Игра «Зеркало». Цель: Развитие умения различать эмоциональное состояние окружающих.
Ход: Играющим предлагается представить, что они пришли в магазин зеркал. Одна половина группы «зеркала», другая разные «зверюшки». «Зверюшки», ходят мимо «зеркал», прыгают, строят рожицы, а «зеркала» должны точно отражать движения и эмоциональное состояние «зверюшек». После игры обсуждается, какое настроение приходилось отображать зеркалу чаще, в каких случаях было легче или труднее копировать образец.
8. Ведущий:
Доброта - она не увядает и не ждёт взаимности в ответ,
Никогда не жжёт, а согревает, оставляя в душах яркий свет.
Доброта не судит, не калечит - от неё не стоит ждать вреда.
Лишь она от злобы мир излечит, не завысив цену никогда...
Доброту можно творить руками, а главное они есть у каждого. Почувствуйте теплоту ваших ладошек и сохраните это тепло для будущих наших встреч.
Игра «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся». Цель: Развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Х од: Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Даются задания. Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
9. Ведущий: Хорошо мы поиграли и нисколько не устали. И помните всегда:
Тот, кто делает добро другому, делает больше всего добра самому себе, не в том смысле, что ему будет за это награда, а тем, что сознание сделанного добра дает ему большую радость.
Литература:
1. Вараева Н.В. Программа подготовки волонтеров к работе с детьми-сиротами и семьями в трудной жизненной ситуации «Планета друзей» [Электронный ресурс]. – М. : ФЛИНТА, 2013.-46 с.
2. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. - М.: Вентана – Граф, 2016, -184
3. Методическое пособие «Основы социального наставничества» / под общей редакцией Коневой Е.В – д.пс.н., доцента кафедры общей психологии Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова – Ярославль, 2014 г. – 86 с.
4. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова // Вологда: Изд. центр ВИРО, 2006. С. 3-20.
5. Социальное волонтерство. Теория и практика. – Москва: Омега-Л, 2016. – 128 с.
6. Социальное волонтерство под ключ. Меняем мир вместе. – Москва: Омега-Л, 2018.420 с
7. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. - 2007. - №5. - С. 58-60
Щербакова Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре.
Наш отряд волонтеров «Теплые ладошки» существует более трех лет. В течение этого времени нами проведены акций: «Добрые дела», «Ни кто не забыт, ни что не забыто», «Чистота-залог здоровья», «Украсим Землю цветами», «Добрые крышечки», «Умеешь сам- научи другого», «Мы природу сбережем - весь мы мусор уберем», «"Помоги пойти учиться", «Зимние заботы», «Подари улыбку другу» (ежегодная )
Досуговые мероприятия: «Зарница», «Правила дорожные –детям знать положено», «Вместе весело играть», совместные прогулки прогулки-походы с малышами под девизом «Правила дорожного движения мы знаем - всех, кто младше –опекаем», «Теплые ладошки в гостях у ветеранов»
В рамках мероприятий по здоровьесбережению волонтеры отряда «Теплые ладошки» проводят утреннюю, пальчиковую и артикуляционную гимнастики.
7