СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синонимы и антонимы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока 3 класс.

Просмотр содержимого документа
«Синонимы и антонимы»

Конспект урока

УМК: Школа России
Предмет:
русский язык
Класс: 3 Е
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Синонимы и антонимы
Цель: научиться наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение.
Планируемые достижения:

Предметные результаты:
Знания: синонимы, антонимы. Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.
Умения:

  • Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода.

  • Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к сло-ву синонимы и антонимы.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • учитывать разные мнения и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

Личностные результаты:

  • становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Межпредметные связи: литературное чтение
Ресурсы(оборудование):
для учащихся:

  • учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 1 часть, стр. 42-44.

  • карточки с самостоятельной работой

  • раздаточный материал (пословицы для работы в парах)

  • тетрадь

для учителя:

  • учебник УМК «Школа России» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 3 класс 1 часть, стр. 42-44.

  • Презентация, проектор







Ход мероприятия:


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Времяс


Личностные результаты:

становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,


I этап: самоопределение к деятельности.


Ребята, я сегодня с вами буду здороваться необычным способом. С кем я поздороваюсь, тихо сядут на свое место.

Здравствуйте у кого сейчас хорошее настроение.

(Если сядут не все, то учитель продолжает:

Здравствуйте, кто родился летом!

Здравствуйте, все, кто родился зимой!

Здравствуйте, все, кто родился весной!

Здравствуйте, кто родился осенью!


Проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Надеюсь, что сегодняшний урок для нас будет плодотворный, принесет нам радость общения друг с другом и даст возможность пополнить багаж знаний. Успехов вам и удач.

Открываем тетради, отступаем две строки вниз от домашней работы и записываем число, ниже записываем «классная работа».














Здравствуйте.

Проверяют готовность к уроку.





Открывают тетрадь, записывают число, «классная работа».

3 мин

Познавательные УУД: Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно); Личностные результаты: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке


II этап: актуализация опорных знаний.


Начнем со словарной работы.
К доске пойдет ___, остальные выполняют в тетради. С красной строки с заглавной буквы пишем слово «Словарь», ставим двоеточие, затем с маленькой буквы записываем слова «_______________________».

____, присаживайся.

Ребята, посмотрите, допустил ли _____ ошибки? (если допустил, то учащиеся выходят к доске и исправляют)

Если вы допустили ошибки, то исправьте их.

Кто не допустил ни одной ошибки, встаньте? (Молодцы вы хорошо знаете словарные слова)

У кого одна – две ошибки, встаньте? (Будьте внимательнее)

У кого три и более ошибки, встаньте? (Вам стоит постараться и быть внимательнее)







Записывают слова в тетрадь.












4 мин

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

Познавательные УУД: -осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

-строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;


III этап: постановка учебной задачи.

Посмотрите на слайд. На нем представлены пары слов. Прочитайте их.


Друг-враг, день-ночь, большой-огромный, крепкий-прочный.


На какие две группы можно разделить данные пары слов?








Какая часть речи называется именем существительным?




Какая часть речи называется именем прилагательным?





Ребята, а еще на какие две группы можно разделить данные пары слов?






Как называются слова, которые пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки?



Приведите пример синонимов.


Как называются слова, противоположные по смыслу?


Приведите пример антонимов.


Определите тему урока.







Друг-враг, день-ночь, большой-огромный, крепкий-прочный.

Данные пары слов можно разделить на две группы.

1 группа: Друг-враг, день-ночь (Имена существительные)

2 группа: большой-огромный, крепкий-прочный. (Имена прилагательные)


Имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?


Имя прилагательное - это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какое? Какие? Какая?


1 группа (слова, противоположные по значению): Друг-враг, день-ночь

2 группа (слова, близкие по значению): большой-огромный, крепкий-прочный.


Слова, которые пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы называются синонимы.

Например, вьюга, пурга, метель.


Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.

Например, храбрый – трусливый, правда – ложь.

Синонимы и антонимы.

4 мин

Познавательные УУД:

  • самостоятельно находить в учебнике необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

  • осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям;

  • осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;

  • строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Регулятивные УУД:

  • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника);

  • выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

Коммуникативные УУД:

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • учитывать разные мнения и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;


IV этап: открытие нового знания.


Откройте учебник на 42 странице. Выполним 68 упражнение.

К доске пойдет ____. ____ прочитай первое задание. ___ работает у доски, все остальные работают самостоятельно в тетрадях, отступив одну строку после словарной работы.

С красной строки с заглавной буквы записываем слова в тетрадь, вставляем пропущенные буквы.



Хорошо, _____, присаживайся. Дальше к доске идет ____, продолжаешь выполнять это же упражнение.


____, присаживайся.

3 «Д» класс, посмотрите на доску. Допустили ли ваши одноклассники ошибки? Если вы заметили ошибку, поднимите руку.


Если вы в тетрадях допустили ошибки, то исправьте их.

Ребята, к каким из данных слов в этом упражнении можно подобрать синонимы?



К каким из данных слов можно подобрать антонимы?



Выполним 70 упражнение на 43 странице.

____ прочитай стихотворение.








Прочитайте выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?


Какие слова автор использует, чтобы изобразить светофор как живое существо? Назовите их.


Выполните письменное задание к упражнению. Первые два предложения запишем у доски, следующие два предложения запишите самостоятельно в тетрадях.

К доске пойдет _____.

Как будем записывать данное стихотворение в тетради? Пропущенные буквы подчеркиваем.




Приступайте к работе.













Хорошо, присаживайся. Следующие два предложения записываем самостоятельно. Даю Вам 2 минуты.


Обратите внимание на страничку для любознательных. Я вам прочитаю сведения о словах «погода» и «непогода». Слушаем внимательно, потом буду задавать вопросы.


Какое значение раньше имело слово «погода»?



Какое значение раньше имело слово «непогода»?

Составьте небольшое предложение со словом «погода» и запишите его. Запомните написание этого слова.

Кто прочитает, какое предложение он составил?



Физкультминутка


Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем-

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.











Ученик читает первое задание «Спишите, вставляя пропущенные буквы»

Здравствуйте, воробьи, морковь, суббота, язык, овёс, сахар, магазин, альбом, вместе.


весело, вьюга, работа, желтый, спасибо, дорога, хлеб, мороз, до свидания, хорошо, извините.


Учащиеся выходят к доске и исправляют ошибки


Синонимы можно подобрать к слову вьюга (метель) , мороз (холод), хорошо (прекрасно).


Здравствуйте – до свидания, весело - грустно, мороз – жара.











Слово «хмурится» употреблено в переносном значении.


Светофор не унывает, стоит, моргает, не обижается.





Данное стихотворение будем записывать в столбик. Каждая строка с заглавной буквы и с красной строки.


Ученик записывает первые четыре предложения, вставляет пропущенные буквы и аргументирует свой выбор.

В небе тучА (Ча-ща пиши с буквой А) хмурится.

Опустела улИца (словарное слово).

СвЕтофор (проверочное слово «свет») не унывает.

Под дОждем (проверочное слово «дождь») стОит (проверочное слово «стой»), моргает.



Самостоятельно в тетрадях дописывают стихотворение.





Слово «погода» раньше означало «хорошее, ясное, сухое время».

Слово «непогода» раньше имело значение «метель или дождь»

Составляют предложение со словом «погода».

Выборочно читают свои составленные предложения.

12 мин

Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);


V этап: первичное закрепление.


Откройте 44 страницу учебника. Обратите внимание на 74 упражнение.


____ прочитай задание.

Итак, устно подбираем к словам первой группы синонимы. Отвечаем по поднятой руке, с места не выкрикиваем.






Устно подбираем антонимы к словам второй группы. Отвечаем только по поднятой руке.
















Быстрый –скорый, доктор – врач, охранять – стеречь, интересный – занимательный, говорить – сообщать, летчик – пилот, душистый – ароматный, красный – алый, зябнуть – мерзнуть.


Горький – сладкий, начинать – заканчивать, редкий – частый, ссора – примирение, острый – тупой, вредный – полезный, смеяться – плакать, близкий – далёкий.

3 мин

Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

  • осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям;

Регулятивные УУД:

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;


Познавательные УУД:

  • Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

  • осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;

  • осуществлять сопоставление языкового материала по заданным критериям;

Регулятивные УУД:

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;



Регулятивные УУД:

  • контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

  • оценивать свои достижения, определять трудности


VI этап: самостоятельная работа с проверкой по эталону.


Закройте учебники и тетради, отложите их в сторону.

Пододвиньте к себе карточку с самостоятельной работой.

В первом задании необходимо закончить предложения, во втором задании нужно стрелочками указать синонимы, и в третьем задании нужно дополнить начатые предложения антонимами.

На выполнение задания вам 5 минут. Работаем самостоятельно, ни к кому не подглядываем.

Самостоятельная работа

1. Закончи предложения

Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки – это ______________________________.

Слова, противоположные по смыслу – это ____________________________.

2. К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их.

путь

страх

работа

дело

метель

дорога

грусть

вьюга

тревога

нищета

бедность

тоска

родник

лошадь

тропинка

несчастье

друг

противник

враг

приятель

горе

дорожка

конь

ключ


3. Продолжите  начатые  предложения  антонимами.


В поле холодно, а в доме _________________.

Заяц бегает быстро, а черепаха ползает  __________________.

5 минут прошло. Возьмите цветную ручку или карандаш, сейчас будем проверять, верно ли вы выполнили задания.

Какое слово вставили в первом задании в первом предложении?



Какое слово вставили во второе предложение?

Верно.

Проверяем второе задание.

По цепочке читаем слово из первого столбика и называем к нему синоним, который вы выбрали.






Кто допустил ошибки – исправляйте.

Что вставили в третьем задании в первом предложении?

Какое слово вставили во второе предложение?

Есть те, кто не допустил ни одной ошибки, поднимите руки?

Молодцы, вы хорошо усвоили материал.





Закрывают учебники и тетради.

Работают самостоятельно на карточках.




















































В первом задании в первом предложении вставили слово «синонимы».

Во второе предложение вставили слово «антонимы».



Путь –дорога, работа – дело, метель –вьюга, грусть –тоска, тревога – страх, бедность – нищета. Родник – ключ, тропинка – дорожка, друг – приятель, враг – противник, горе – несчастье, конь – лошадь.


Вставили слово «тепло»

Вставили слово «медленно»

7 мин

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению


VII этап: включение нового знания в систему знаний и повторение.

Сейчас поработаем в парах.

Каждому на парту я положу карточку с пословицами. Ваша задача – совместно с соседом по парте подумать и дополнить пословицы антонимами. Работаем только на карточках, ничего записывать в тетрадь не надо. Объяснение пословиц записывать не нужно. Даю вам 3 минуты.


Дополните пословицы антонимами. Объясните смысл этих пословиц.

1)Маленькое дело лучше ____________ безделья.

2)Не спеши языком, _________ делом.

Итак, кто готов ответить? Какое слово вставили в первую пословицу?


Как ты понимаешь смысл данной пословицы?


Какое слово вставили во вторую пословицу? Как ты понимаешь смысл этой пословицы?










Работают с соседом по парте на карточках.





В первую пословицу вставили слово «большого»

Лучше сделать маленькое дело, чем ничего не делать.

Во вторую пословицу вставили слово «торопись». Смысл пословицы – больше делай, меньше говори.


4 мин.

Личностные результаты:

  • развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;


VIII этап: рефлексия.


Ребята, вспомните, над какой темой мы работали?

Что такое синонимы?




Что такое антонимы?



Какую роль в речи выполняют антонимы и синонимы?






Откройте дневники, запишите домашнее задание _________.





Синонимы и антонимы

Слова, которые пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы называются синонимы.


Слова, противоположные по смыслу называются антонимы.


Антонимы и синонимы дополняют нашу речь, с помощью синонимов и антонимов мы можем более подробно выразить свои мысли, свою речь.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.



3 мин