Просмотр содержимого документа
«Система оценивания»
Система оценивания образовательных достижений:
Требования ФГОС предполагают обязательное самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики.
Для начала рассмотрим структуру системы оценки:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая Промежуточная Итоговая |
Цель | Оценка сформированности личностных УУД на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым личностным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. Направленность на решение задачи оптимизации личностного развития обучающихся. |
Объект | Процесс формирования и уровень сформированности личностных УУД: самоопределения, смыслообразования, нравственно-этической ориентации |
Процедуры | Внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования. Наблюдение за формированием личностных качеств обучающихся. Диагностика сформированности личностных качеств ученика может осуществляться учителем. При этом учитывается, что личностные результаты не подлежат персонифицированной оценке и не выносятся на итоговую оценку. Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). |
Технологии, методики, методы, приемы | Рефлексия Оценочные суждения учителя (учеников) |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | Оценка сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД (РУУД, ПУУД, КУУд) на данном этапе обучения в соответствии с требованиями к планируемым метапредметным результатам освоения междисциплинарной программы формирования УУД. |
|
Объект | Процесс формирования РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД | Сформированность РУУД, ПУУД, КУУД |
Процедуры | Наблюдение, устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (диагностические работы, проверочные работы по предметам) | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, проекты) |
Технологии | оценочные суждения учителя (учеников) (письменные и устные), характеризующие РУУД, ПУУД, КУУД; |
| - анкета, лист самооценки, тест; |
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
Компоненты системы оценки | Вид оценки |
Текущая | Промежуточная | Итоговая |
Цель | - анализ процесса освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава) (уровня и динамики). | оценка освоения предметных знаний и способов действий с предметным содержанием; выявление соответствия уровня сформированности способов действий с предметным содержанием требованиям к планируемым предметным результатам |
освоения программного материала по теме, блоку, содержательной линии. | освоения программного материала за четверть, полугодие, год . |
Объекты | Процесс освоения способов действий с изучаемым предметным содержанием (их операционального состава). | Действия с предметным содержанием по изучаемой теме. | Умения решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных предметному содержанию. |
Процедуры | Устный опрос, письменный опрос (самостоятельная работа). | Письменный опрос (контрольная работа на оценку усвоение программного материала по теме, блоку, содержательной линии). | Письменный опрос (итоговые проверочные работы по предметам, комплексные работы на межпредметной основе). |
Технологии, методики, методы, приемы | Метод карточек, журнал учителя, дневник ученика. |
Говоря о методах и формах оценивания, уже на начальном и среднем этапах обучения учащиеся осваивают разные способы контроля и самоконтроля. Это могут быть цветные карточки, приоритет при выборе следующего здания, и многое другое. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ. Также практикуется такая форма работы, как взаимооценивание письменных работ.
Самоконтроль, который ведет к самооцениванию ученика и существует ряд техник самооценки. На уроках английского языка можно применять следующие способы для формирования данного умения.
Первый способ - ведение языкового портфеля. Каждую неделю учащиеся записывают, что ими усвоено успешно и какие есть проблемы и делают записи по преодолению проблем.
Учитель индивидуально обсуждает с учащимися зону ближайшего развития, саморазвития, способы достижения прогресса.
Удобный способ для самооценки - записать речь учащегося, а потом дать ему возможность при прослушивании найти свои ошибки.
При выполнении письменных творческих работ в классе на этапе редактирования можно выполнять эту работу в парах или группах либо обменяться текстами и отредактировать чужую работу.
Важным условием для развития адекватной самооценки является совместная выработка критериев оценивания определенных умений. Что касается английского языка, то навыки и рецептивные умения (чтение и аудирование) оценить достаточно просто, сравнив ответы с ключами. В то время как для корректного оценивания продуктивных умений (говорение и письмо) должны быть выработаны определенные критерии.
Мною разрабатывается система мониторинга, включающая оценивание не только уровня усвоения ЗУНов, но и метапредметных компетенций ученика (умение контролировать, критически оценивать учебную деятельность, правильно вести мониторинг своих достижений и т.д.). На завершающем этапе разделов учебного пособия “Starlight” провожу рефлексию учащихся по следующей схеме:
Я узнал ... Было интересно. Было трудно ... Я понял, что ... Теперь я могу ... Я почувствовал, что ... | Я приобрел ... Я научился ... У меня получилось ... Я смог ... Я попробую ... Меня удивило . | Мне захотелось . Хочу узнать про ... Хочу улучшить ... по языку |
Данная рефлексия помогает мне в планировании учебной деятельности школьников, сделать отбор релевантных материалов для уроков, а также во внеурочной деятельности.
В качестве оценивания настроения и эмоционального состояния, а также отношение к каждому уроку использую метод карточек, где карточка со смайликом означает «было интересно, мне понравилось», грустный смайлик - «что-то было непонятно, мне грустно», равнодушный смайлик -«не знаю».
В конце обучения 4-го класса в гимназии проводится контроль и оценивание достижения обучающихся с помощью итоговой аттестации. Мною были разработаны материалы для проведения итоговой аттестации в 4-х классах. Работа для 4 класса состоит из двух частей - письменная и устная, задания включают в себя аудирование, чтение текста, лексико- грамматический тест, написание письма, выразительное чтение текста, описание картинки. Также были разработана спецификация работы итоговой аттестации и критерии оценивания.
Сегодня существует множество способов оценивания образовательных достижений учащихся. Выбор, которых зависит от цели, поставленной учителем и возможностей успешного использования их на уроке английского языка.