СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Система оценки достижения планируемых результатов

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Система оценки достижения планируемых результатов»



Структура системы оценки:

Основным объектом оценки в условиях ФГОС выступают планируемые результаты: личностные

(самоопределение, моральная ориентация, смыслообразование), метапредметные (регулятивные,

познавательные, коммуникативные) и предметные (система опорных знаний и система предметных действий.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования

проводится по трем группам результатов образования: личностным, метапредметным и предметным.

• Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых

результатов по отдельным предметам: опорные знания по предметам, предметные действия.

Оценка достижения

предметных результатов ведѐтся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе

выполнения итоговой комплексной работы на межпредметной основе составленной из заданий различного

уровня.

• Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе

внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований.

внутренней оценкой является оценка личностного прогресса ученика - Портфолио.

• Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов

освоения - регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий - т. е. таких

умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной

деятельностью.

• Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как

решение задач творческого и поискового характера,

учебное проектирование,

итоговые проверочные работы,

комплексные работы на межпредметной основе,

мониторинг сформированности основных учебных умений.

Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы обучающихся на общий результат,

позволяют оценить сформированность коммуникативных учебных действий.


Критерии оценки работ:

ИСТОРИЯ

Нормы оценки знаний учащихся по истории (устный, письменный ответ)

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и

демонстрирует следующие знания и умения:

- осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по историческому источнику;

- соотносить исторические события, процессы с определенным периодом истории России и всеобщей

истории, определять их место в историческом развитии страны и мира;

- анализировать, сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом

историзма;

- давать оценку исторических событий и явлений, деятельности исторических личностей (значение, уроки,

вклад в мировую историю, соответствие критериям нравственности);

- сопоставлять различные точки зрения на исторические события, обосновывать свое мнение; применять

исторические знания при анализе различных проблем современного общества; толковать содержание

основных терминов исторической и общественно- политической лексики;

- демонстрировать знание основных дат отечественной истории;

- составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

- оформлять контурную карту в соответствии с полнотой требований заданий (легенды);

- читать карту, ориентируясь в историческом пространстве и времени;

- преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица);

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся

- показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает

неточности, не искажающие общего исторического смысла;

- демонстрирует знание причинно-следственных связей, основных дат; дает определения прозвучавшим

при ответе понятиям;

- не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с

исторической картой и историческим источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся

- демонстрирует общие представления об историческом процессе;

- путается в датах, допускает неточности в определении понятий;

- показывает верное понимание отдельных элементов исторического содержания на основе частичного

использования необходимых умений; отсутствует логически построенный и продуманный ответ; не умеет

сопоставлять исторические события в России с событиями всеобщей истории;

- не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме;

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо

отказался отвечать.

Нормы оценок работы с историческим источником Отметка «5» выставляется в том случае, если

- учащийся установил тип источника и время (дату) его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую

в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (география, искусство и

т.д.) для объяснения содержания исторического источника;

- дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием

научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если

- учащийся или экзаменующийся определил тип источника и историческую эпоху его появления;

- извлек из источника историческую информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в

тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою

позиции. Отметка «3» выставляется в том случае, если

- учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию

источника;

- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к

тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если

- учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

Нормы оценок работы с исторической картой Отметка «5» выставляется в том случае, если

- учащийся читает легенду карты; правильно описывает расположение стран (государств), используя

соответствующую терминологию;

- раскрывает сущность исторических процессов и явлений (войн, революций и пр.), пользуясь языком

карты; правильно и в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «4» выставляется в том случае, если

- учащийся или экзаменующийся допускает неточности при чтении легенды карты;

- описывает расположение стран (государств), искажая или не в полном объеме используя картографические

термины;

- затрудняется в применении карты при анализе сущности исторических процессов и явлений;

- не в полном объеме выполняет задания по контурной карте.

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся допускает ошибки при чтении легенды карты,

искажающие смысл исторической информации;

- не соотносит историческую информацию с картой;

- не может обозначить изучаемые исторические объекты (явления) на контурной карте.

Отметка «2» выставляется в том случае, если

- учащийся не умеет читать легенду карты;

- не распознает историческую информацию, представленную на карте;

- отказался работать с контурной картой.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой

ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: не более двух

грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более

двухтрех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов; или при отсутствии ошибок, но

при наличии четырех -пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой

может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка тестовых

работ

Для учащихся 5-7 классов

Виды работ Тесты

Оценка «2» Менее 49 %

Оценка «3» От 50% до 69%

Оценка «4» От 70% до 84%

Оценка «5» От 85% до 100%

Оценка тестовых работ Для учащихся 8-9 классов

Виды работ Тесты

Оценка «2» Менее 65 %

Оценка «3» От 66% до 75%

Оценка «4» От 76% до 89%

Оценка «5» От 90% до 100%


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Отметка «5» выставляется в том случае, если

- учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и

умения: осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах;

- логично, развернуто отвечать как на устный вопрос, так и на вопросы по источнику; анализировать,

сравнивать, обобщать факты прошлого и современности, руководствуясь принципом историзма;

- сопоставлять различные точки зрения на события, обосновывать свое мнение;

- применять исторические знания при анализе различных проблем современного общества;

- толковать содержание основных терминов общественно - политической лексики;

- составлять краткий (тезисный) план предлагаемого к изучению материала;

- преобразовывать текстовую информацию в иную (график, диаграмма, таблица).

Отметка «4» выставляется в том случае, если

- учащийся показывает предъявляемые требования, как и к ответу на «отлично», но при ответе допускает

неточности, не искажающие общего смысла;

- демонстрирует знание причинно-следственных связей дает определения прозвучавшим при ответе

понятиям;

- не достаточно полно и уверенно владеет хотя бы 1-2 требуемыми практическими умениями при работе с

источником.

Отметка «3» выставляется в том случае, если

- учащийся демонстрирует общие представления о процессе;

- допускает неточности в определении понятий;

- показывает верное понимание отдельных элементов на основе частичного использования необходимых

умений;

- отсутствует логически построенный и продуманный ответ;

- не показывает знание различных точек зрения, существующих по проблеме.

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся не продемонстрировал никаких знаний либо

отказался отвечать.

Нормы оценок работы с источником Отметка «5» выставляется в том случае, если

- учащийся установил тип источника и время (дату) его появления;

- извлек из источника информацию, на основе которой сформулировал и раскрыл поднятую в тексте

проблему;

- сопоставил факты нескольких исторических источников;

- применил контекстные знания и базовые знания смежных предметных областей (история, география,

искусство ит.д.) для объяснения содержания источника;

- дал теоретическое обоснование информации источника и прокомментировал ее с использованием

научной терминологии; привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему;

- аргументировал свою позицию с опорой на исторические факты и собственный жизненный опыт.

Отметка «4» выставляется в том случае, если

- учащийся определил тип источника и историческую эпоху его появления;

- извлек из источника информацию, на основе которой обозначил и пояснил поднятую в тексте проблему;

- сопоставил факты нескольких источников;

- прокомментировал информацию источника с использованием научной терминологии;

- привел собственную точку зрения на рассматриваемую проблему, но затруднился с аргументацией свою

позиции. Отметка «3» выставляется в том случае, если

- учащийся не узнал тип источника, но указал примерное время его появления;

- на основе информации источника увидел проблему, но не смог ее сформулировать;

- попытался раскрыть проблему, пользуясь общими рассуждениями при слабой опоре на информацию

источника;

- не сформулировал собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания к

тексту источника.

Отметка «2» выставляется в том случае, если

- учащийся не указал тип источника, но сделал попытку ответить на поставленные вопросы;

- не увидел проблему и не смог ее сформулировать;

- пересказал текст источника без его комментирования или дал ответ не в контексте задания.

Оценка самостоятельных письменных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного

недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой

ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил: не более двух

грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

- или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой

может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка тестовых работ

Для учащихся 5-7 классов

Виды работ Тесты

Оценка «2» Менее 49 %

Оценка «3» От 50% до 69%

Оценка «4» От 70% до 84%

Оценка «5» От 85% до 100%

Для учащихся 8-9 классов

Виды работ Тесты

Оценка «2» Менее 65 %

Оценка «3» От 66% до 75%

Оценка «4» От 76% до 89%

Оценка «5» От 90% до 100%

Методы и формы оценивания * (перечислить):

1. Обществоведческий, исторический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего

класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов (легко оценить по

пятибалльной системе).

2. Устный опрос. Может быть фронтальным или персонифицированным. Дается устное задание по новому

материалу.

• «5» – выполнил всѐ задание правильно;

• «4» - выполнил всѐ задание с 1-2 ошибками

• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;

• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

3. Выполнение тестовых заданий

Задания с выбором ответа (закрытый тест), задания « дополните предложение» (открытый тест) оценивается в

один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а

на составление свободного ответа – около 2-3 минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните

пропуски. Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий:

(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).

Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100 % от общего числа баллов)

«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)

«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %).

Дифференцированный тест составлен из вопросов на уровне «ученик должен» (обязательная часть) и «ученик

может» (дополнительная часть). Например, обязательная часть состоит из 20 вопросов по 1 баллу, а

дополнительная часть из 5 вопросов повышенного уровня сложности по 2балла. Итого максимум 30 баллов.

Критерии оценок: «2»: ученик набрал менее 10 баллов

«3»: выполнил 10 любых заданий обязательной части

«4»: 13 + 4 = 17 баллов и более

«5»: 15+ 6 = 21 баллов и более.

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника. Заполнить таблицу.

Выполните задания: а) отрицательные черты человека б) положительные черты человека:

Отрицательные черты человека Положительные черты человека

Ваша оценка: «5»— полностью выполнил все задание

«4» – выполнил задание с погрешностями (1-2 неточности или ошибки)

«3» – правильно выполнил только половинузаданий

«2» – в задании много ошибок, не выполнил задание

5. Устные задания со свободным ответом.

Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно,

Часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трѐх – шести

фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание

на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими

учащимися.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)

Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» тексты до отдельных слов (словосочетаний),

Делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная,

индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.

Критерии оценивания ОСК по составлению:

• Полнота использования учебного материала.

• Объѐм ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист

формата А 4).

• Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).

• Наглядность (наличие символов аккуратность выполнения, читаемость ОСК).

• Грамотность (терминологическая и орфографическая).

• Отсутствие сложных предложений, только опорные слова, словосочетания, символы.

• Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах учащимся предлагается синквейн

Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объѐм

информации в кратких выражениях.

1-я строка – название синквейна.

2-я строка – два прилагательных.

3-я строка – три глагола.

4-я строка – фраза на тему синквейна.

5-я строка – существительное.

Например:

1-я строка – общение

2-я строка – формальное, неформальное

3-я строка – работать, дружить, любить

4-я строка – Это людям помогает жить.

5-я строка – социум.

8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос).

Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

• «5» – выполнил все задания правильно;

• «4» - выполнил все задания, иногда ошибался;

• «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;

• «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

9. Критерии оценки работы учащихся в проектной группе, команде и др.

• умение распределить работу в команде;

• умение выслушать друг друга;

• согласованность действий;

• правильность и полнота выступлений.

• активность

• умение спорить и отстаивать свою точку зрения

10. Реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой.

Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

• полноту раскрытия темы;

• наличие рисунков и схем (при необходимости);

• аккуратность исполнения.

• адаптированноть выступления (не просто чтение)

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме

Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.

12. Тестирование в формате ОГЭ и ЕГЭ.

Оценивание в соответствии со шкалой ФИПИ.

Но новые стандарты школьного образования и опыт введения ЕГЭ изменили приоритеты в оценивании

достижений учащихся. Теперь оценка ориентируется на выявление не просто некоей суммы знаний, а, в

первую очередь, умений решать различного рода проблемы с использованием определенных знаний. Система

оценивания по истории и обществознанию несовершенна, требует индивидуального подхода тк ученику.

Одни ученики отлично решают тесты, используя интуицию, другие обладают хорошей устной речью, но не

могут реализовать ее письменно и в тестах. Устранить субъективный элемент в условиях внедрения ФГОС

чрезвычайно трудно в силу различных обстоятельств: условно обозначение результатов обучения: знания,

умения, навыки, усвоение, успеваемость и т.п. Все эти понятия не имеют количественной формы выражения,

не выработаны общедоступные методы прямого измерения учебной деятельности, и о ней судят

опосредованно по ответам, по действиям обучающихся, недостаточная разработанность критериев

оценивания.

Структура системы оценки:

критерии достижения - планируемые результаты;

оценка предметных, метапредметных, личностных результатов

оценка способности решать учебно- практические задачи;

сочетание внутренней и внешней оценки;

комплексный подход:

-использование стандартизированных работ (устных, письменных);

-нестандартизированных работ: проектов, практических работ, самоанализа, самооценки и др.;

уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;

накопительная система оценки индивидуальных достижений.