Система подготовки учащихся к выступлению на региональном этапе президентских игр и состязаний.
Докладчик: Паймушкин Андрей Петрович
«Президентские состязания» рассматриваются как одно из важнейших средств мотивации к занятиям физкультурой и спортом для своего физического развития. Программа «Президентские состязания» рассчитана на обучающихся в школе, независимо от их уровня двигательных способностей. Новый подход к физическому воспитанию учащихся базируется на расширении, прежде всего спортивных занятий развивающей направленности, на создание широкого спектра мотивации к занятиям физической культурой и спортом, предоставляет каждому ребенку все возможности для развития, самосовершенствования, стимулирует ученика к занятиям физическими упражнениями и самоконтролю своего состояния, позволяет каждому следить за собственным уровнем физического развития на протяжении практически всей жизни.
Школьный этап соревнований школьников «Президентские состязания» проводится в целях дальнейшего совершенствования спортивно-массовой и оздоровительной работы с детьми в урочное и во внеурочное время, укрепления здоровья подрастающего поколения, вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом, повышения их двигательной активности, формирования у детей и подростков здорового образа жизни, выявления лучших команд-классов для участия в муниципальном и региональном этапах «Президентских состязаний».
Начиная с 2010 года в нашей школе мы проводим тестирование по нормативам программы «Президентских состязаний». В основе программы «Президентских состязаний» – специально разработанные тесты для определения физического состояния и здоровья школьника при помощи определённого комплекса упражнений, направленных на гибкость, быстроту, выносливость, силу и ловкость. Тестирование уровня физической подготовки участников состязания проводится в начале и в конце учебного года, в результате чего выявляется самый спортивный класс. Для определения общего уровня физического развития два раза в год (сентябрь, май) проводится тестирование по шести видам упражнений.
Чтобы добиться хорошего результата, необходимо обучить детей правильному выполнению упражнений в спортивном многоборье. Готовя учащихся к выполнению упражнений: бег 30 м., бег 1000 м., сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, подтягивание на высокой перекладине, наклоны вперед из положения сидя на полу, прыжки в длину с места, подъем туловища из положения лежа на полу, в первую очередь нужно обращать внимание на состояние двигательных качеств: силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости. Для развития двигательных качеств мы придерживаемся следующих правил:
- доступность: суть заключается в том, что нагрузка должна соответствовать возрасту, полу, уровню физической подготовленности учащихся. Доступность нагрузки также обозначает такой объём требований, который создаёт оптимальные предпосылки её воздействия на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
-систематичность: добиться положительных сдвигов в развитии двигательных качеств возможно лишь при условии соблюдения строгой повторяемости нагрузочных требований, отдыха и непрерывности процесса занятий.
-постепенность: это правило выражает общую тенденцию постепенного повышения нагрузок.
Одним из основных двигательных качеств является гибкость. Она приобретается в процессе выполнения динамических, статических, стато - динамических упражнений на растягивание мышечно – связочного аппарата. Комплекс упражнений для развития гибкости составили из различных видов наклонов, как с положения стоя, так и с положения сидя; упражнения на наклоны в парах, пружинящие наклоны.
Для развития силы ребята выполняли упражнения на брусьях, подтягивания различными хватами на перекладине; сгибание-разгибание рук с различной постановкой; работу со штангой.
Быстрота зависит от совершенства спортивной техники, силы и эластичности мышц, подвижности в суставах и от выносливости. Проявление быстроты зависит от состояния нервной системы. Для развития быстроты применяем бег на короткие дистанции из разных исходных положений, бег с высоким подниманием бедра в течение минуты, беговые упражнения на месте и в движении с максимальной частотой шагов, челночный бег, повторный бег с максимальной скоростью на короткие дистанции с обязательными паузами для отдыха; прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки; прыжки через короткую и длинную скакалку; многократное повторение в темпе вскоков на возвышение и соскоков.
Для развития выносливости мы составили комплекс упражнений, состоящий из наклонов и приседаний в разном темпе, с различной амплитудой и дозировкой, бег и ходьбу на короткие, средние и длинные дистанции в различном темпе, постепенно увеличивая общую продолжительность упражнений по времени. Скорость на дистанции лучше увеличивать за счёт учащения шагов. Применяем бег и ходьбу по пересечённой местности с ускорениями, бег в гору, постепенно увеличивая частоту движений ног и рук, бег с горы, медленный бег в течение 8 – 10 мин, прохождение дистанции 3-5 км в разном темпе и на время.
Развитию скоростной выносливости способствуют повторный бег на дистанции 60 – 300м., многократное пробегание коротких отрезков по 20 – 30 м., бег на 2 км из 6- 8 ускорений, выполняя их в умеренном темпе, подтягивание на перекладине 8-12 раз (по 3-5 подходов).
Для развития прыгучести используем прыжковые упражнения через короткую и длинную скакалку, вскоки и соскоки на тумбы разной высоты с последующим отталкиванием ногами.
Главная задача, связанная с подготовкой школьников к достижению высоких личных результатов через «Президентские состязания» заключается в том, чтобы они были спортивно мотивированными, готовыми бороться за победу в соревнованиях, были морально и нравственно закалены, не прекращая процесс самосовершенствования. Учитывая, что соревнования школьников «Президентские состязания» многоуровневые (школьный, муниципальный, региональный, Всероссийский этап) они позволяют, ставить конкретные перспективные и промежуточные цели, оценивать свою деятельность в связи со сроками достижения промежуточных целей. Эта особенность спортивной и соревновательной деятельности оказывает определённое влияние на формирование черт характера человека уверенности в себе и своих силах, развитие возможностей достижения намеченной цели. В процессе подготовки, каждый участник соревнований «Президентские состязания» чувствует себя частицей коллектива, как единого организма, настроенного на выполнение конкретной цели. Совершенно естественно, что как таковой он оценивается коллективом в первую очередь по тому, насколько полезен, что даёт другим людям, какие социальные функции выполняет. Кроме того, спортивное многоборье позволяет проанализировать развитие всех основных физических качеств детей, выявить его слабые стороны, наметить направления дальнейшей работы учителей.
Спортивное многоборье (тесты) включает в себя:
Бег 1000 м (юноши, девушки). Выполняется с высокого старта на беговой дорожке. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до секунды.
Бег 30 м (юноши, девушки, 6 класс), 60 м (юноши, девушки, 7, 8, 9 классы), 100 м (юноши, девушки, 10, 11 классы). Проводится на беговой дорожке (старт произвольный). Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 секунды.
Челночный бег 3 x 10 м (с кубиками) (юноши и девушки). Проводится на ровной дорожке длиной не менее 12 - 13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). За каждой чертой - два полукруга радиусом 50 см с центром на черте. На дальний полукруг за финишной линией кладут кубик (5 см). Участник становится за стартовой чертой и по команде "марш" начинает бег в сторону финишной черты; обегает полукруг, берет кубик и возвращается к линии старта. Затем кладет кубик (бросать не разрешается) в полукруг на стартовой линии и снова бежит к дальней - финишной черте, пробегая ее. Учитывается время выполнения теста от команды "марш" до пересечения линии финиша.
Подтягивание на перекладине (юноши). Участник с помощью судьи принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 сек. видимое для судьи положение виса. Не допускается сгибание рук поочередно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.
Сгибание и разгибание рук в упоре "лежа" (отжимание) (девушки). Исходное положение - упор лежа на полу. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета высотой не более 5 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание производится до полного выпрямления рук при сохранении прямой линии тела. Дается одна попытка. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии правильного выполнения упражнения.
Подъем туловища из положения "лежа на спине" (юноши, девушки). Исходное положение - лежа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей в одной попытке за 30
Прыжок в длину с места (юноши, девушки). Выполняется с места двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предоставляется три попытки.
Наклон вперед из положения "сидя" (юноши, девушки). На полу обозначается центровая и перпендикулярная линии. Участник, сидя на полу, ступнями ног касается центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20 - 30 см. Выполняется три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат касания и фиксации (не менее 2 сек.) кончиков пальцев на перпендикулярной мерной линии. Сгибание ног в коленях не допускается.
Оценка физического развития обучающихся с использованием тестовой технологии «Президентские состязания»
Существуют таблицы для подсчета очков. В данных таблицах результаты, показанные учащимися, в соответствии с возрастом, переводились в очки. Для нашей школы мы сделали сводный протокол по данным «Президентских состязаний». В этом протоколе вносятся данные по результатам тестирования в сентябре и мае с определением количества набранных очков каждым классом и сумма очков, набранная учеником. В протоколы заносятся результаты участия классов. По результатам прошлого года и в предыдущие годы в конце учебного года результаты бывают выше, чем в начале учебного года.
Проблему повышения уровня физического развития и уровня физической подготовленности постоянно держим на контроле. Если проследить за показателями отдельных учащихся, можно увидеть, как под влиянием физических упражнений и самоподготовки они изменяются. Ученик с большой степенью ожирения в 5 классе все нормативы выполнивший на уровне с минусом, не преодолевший дистанцию 1000 м, в 7 классе имел такие показатели : сгибание рук – 10, подтягивания –1, бег 1000м – 5 мин.15 сек., в 9 классе: сгибание рук – 20, подтягивания 8, бег 1000 м – 3 мин. 53 сек., Систематически занимаясь физическими упражнениями, данный ученик за два года снизил свой вес с 98 кг до 68 кг, улучшил личный результат. Если проследить за показателями отдельных учащихся, можно увидеть, как под влиянием физических упражнений и самоподготовки они изменяются. Отрадно заметить, что юноши нашей школы к 8-9 классу осознают, что самостоятельные занятия физическими упражнениями помогут в дальнейшей жизни.
Методы и способы, которые применяем в процессе занятиями физической культурой и спортом, помогают школьникам улучшать свою физическую подготовленность и на достаточно высоком уровне выступать на спортивных соревнованиях и олимпиадах по предмету. Ежегодно команды классов занимают призовые места на муниципальных соревнованиях по «Президентским состязаниям и играм»
Заключение: Благодаря наличию в нашей работе такого подхода к организации подготовки к «Президентским состязаниям и играм», удается:
обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями физической культурой и спортом;
увеличить объём двигательной активности в режиме учебного дня;
сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья; а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности при подготовке к «Президентским состязаниям»;
обеспечить рост физической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;
сформировать потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом;
активизировать помощь родителей, общественности, организаций и учреждений социума в работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Наша школа на протяжении последних 4 лет занимает первое место в спартакиаде района, куда включаются : легкая атлетика, волейбол, футбол, лыжные гонки ,баскетбол, л/а кросс, шахматы, настольный теннис.
Ну и соответственно победы и призовые места в окружных и региональных президентских играх и состязаниях. 2020-2021г.-2 место игры,4 место состязания(город);2021-2022г.-игры 4место, состязания 7 место(город);2022-2023г.-игры (не прошли из-за спортивного ориентирования),4-место состязания из 12 команд(город).