Система психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях организации летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях обычно обусловлена спецификой самого учреждения. Каждая смена имеет свое творческое направление, естественно если это не профильный лагерь. Как правило отряды формируются по возрастным критериям. Другой спецификой являются направления деятельности педагога-психолога, в задачи которого входят:
Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у воспитанников лагеря, а также у детей, впервые посещающих летний оздоровительный лагерь.
Психофизическое оздоровление несовершеннолетних – снижение уровня тревожности, снятие мышечного и эмоционального напряжения, накопившегося у детей и подростков за период обучения, средствами недирективной игровой терапии и арт-терапии.
Диагностика психоэмоционального состояния участников воспитательного процесса (воспитанники и педагоги) с целью оказания своевременной психологической помощи и поддержки.
Развитие у детей и подростков осознанного отношения к своему поведению, поступкам, которые они совершают, и их последствиям через психопрофилактическую и психопросветительскую деятельность.
Система психолого-педагогического сопровождения школьников в условиях организации летнего отдыха на базе ДОЛ призвана решить следующие задачи:
Создание психологически комфортных условий для развития коммуникативной компетенции у школьников и особенно тех, кто впервые посещает летний оздоровительный лагерь.
Воспитание у школьников представлений о толерантности, ее проявлениях в отношении к окружающим, приобретение навыков конструктивного разрешения сложных ситуаций, развитие и укрепление навыков поведенческой саморегуляции, приобретение опыта позитивного взаимодействия в условиях коллективной творческой деятельности.
Проведение психолого-педагогической диагностики психоэмоционального состояния у детей с целью оказания им своевременной психологической помощи и поддержки посредством консультативной и коррекционно-развивающей деятельности.
Стандартная проблема в начале смены – у одних детей трудно происходит адаптация к новым условиям, у других присутствует «психологическая несовместимость». Многие ребята посещают лагерь не первый раз, а кто-то впервые. Поэтому в начале смены многие из детей нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Для таких ребят важна социализация в обществе, поэтому, необходимо обратить внимание на важные моменты организации отдыха детей:
реализация возможностей детей каждого возраста;
развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей детей;
создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Содержание работы
педагога-психолога в летнем оздоровительном лагере
№ | Содержание деятельности/цель | Приемы и методы работы | Дата проведения | Сотрудничество |
I. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И ПСИХОПРОСВЕЩЕНИЕ |
1 | Организация и проведение практикума социально-психологической направленности "Хоровод дружбы". Цель: профилактика конфликтов. Создание атмосферы доброжелательности. Дифференциация понятий "дружба", "друг" и осознание важных качеств, которыми они характеризуются. Развитие умений сотрудничества в процессе творческой деятельности. Воспитание толерантного отношения к товарищам по отряду, чувства взаимопомощи. | Коллективное творческое дело, арт-терапия | | Воспитатели Активисты |
2 | Организация и проведение игровых двадцатиминуток: • игровая программа "Мы веселые ребята". Цель: сплочение детского коллектива Игры: «Скала» «Узелки» «Электрическая цепь» «Коллективный счет» «Снежный ком» «Переправа» | Игротерапия | | Воспитатели Активисты |
II. ДИАГНОСТИКА |
1 | Исследование общего эмоционального состояния группы (отряда) | Проективная методика "Цветовой тест эмоционального состояния" | | Воспитатели |
2 | Исследование эмоционального состояния школьников (индивидуальная работа) | Использование арт-тестов: Тесты на выявление творческих способностей Тест Вартегга Тест (человек /человек под дождем) | | |
III. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ |
1 | Консультирование педагогов, работающих на отрядах | Беседа, упражнения, анализ проблемных ситуаций из опыта воспитателей, моделирование ситуаций и способов выхода из них с целью расширения субъективного опыта несовершеннолетних | по запросу | |
2 | Консультирование детей | Беседа, расшифровка тестов, анализ проблемных ситуаций, моделирование ситуаций и способов выхода из них | по запросу | |
Общие задачи:
Создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
Способствовать установлению контакта между детьми (доброжелательное отношение друг к другу);
Развивать коммуникативные навыки у детей;
Создать условия для самораскрытия каждого ребенка;
Цель работы: формирование сплоченного коллектива, прививание доброжелательности, воспитанности и толерантности, через взаимодействие в коллективе, а также развитие эмоциональной сферы детей. Формирование стрессоустойчивости детей как одной из составляющих психологического здоровья и полноценного развития.
Задачи:
Научить ребёнка адаптироваться в новом коллективе.
Сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни.
Выработать доброжелательное отношение ребят друг к другу.
Раскрывать способности каждого ребенка показать значимость его в коллективе.
Осознание ребенком ценности и уникальности своих способностей и возможностей.
Осознание ребенком ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса, национальности.
Формирование у ребенка умения распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
Осознание ребенком своей «внутренней силы» и овладение механизмом самопомощи.
Работа с детьми строится на основе выделенных задач по нескольким направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическое.
Диагностика
1. Организация и проведение практикума социально-психологической направленности "Хоровод дружбы".
2. Изучение эмоционально-психологического климата в отрядах.
3. Изучение эмоционального состояния детей.
4. Изучение интересов детей.
В своей работе я акцентирую внимание на сплочении отрядов и формировании взаимного доверия. Также обычно провожу игры и упражнения, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в различных ситуациях. В своей работе я стараюсь прививать детям навыки сотрудничества, тем самым создавая в отрядах дружественную атмосферу, в которой дети чувствовали себя в безопасности. Основной целью моей работы является создание благоприятного психологического климата в отрядах, формирование навыков сотрудничества между детьми. В понятия «сотрудничество», «сплочение» входят способность к эмпатии — умению видеть глазами другого человека, слышать его ушами, чувствовать его сердцем; способность проявлять уважение; ощущать принадлежность к людям; вносить вклад в решение общей задачи и полностью концентрироваться на ее выполнении.
Цель: оценка динамики социального и личностного развития ребенка; определение самооценки каждого ребенка, выявление наличия коммуникативных и организаторских способностей у детей.
В основном я использую следующие методики: «Хоровод Дружбы», «Игротерапия».
После диагностики обычно выявляются следующие проблемы у детей: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения; высокая чувствительность к обидам, критике; низкая самооценка; быстрая утомляемость, эмоциональная нестабильность.
Коррекционно-развивающее направление
Во время работы вносила элементы: игры, общетренинговые упражнения, изотерапия, так как эти формы наиболее увлекательны и вызывают большой интерес у младших школьников.
По итогам диагностики формируются группы детей, с которыми проводятся развивающие занятия, либо занятия проводятся для всего отряда, это могут быть тренинги для сплочения или психологические игры (по плану). Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
Профилактическое направление заключается в проведении игр на сплочение детского коллектива, бесед, тренингов. Корректировалось поведение детей с помощью ролевых игр. Цель которых - формировать адекватные формы поведения, учить осознавать свое поведение, регулировать поведение в коллективе.
Но приоритетным направлением в моей работе является арт-терапия, которая включает в себя большое количество средств и методов. Традиционными среди них являются различные изобразительные (рисуночные) методы.
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника.
По мнению К.Г.Юнга искусство и творчество значительно облегчают процесс индивидуализации и саморазвития личности. Это происходит на основе установления баланса между бессознательным и сознательным «Я».
Таким образом, терапия рисунком, развивая индивидуальные личностные качества, учит общению с другими, пониманию себя, самовыражению и самопринятию, связывает интеллект и чувства, потребность в рефлексии и жажду действий. Изобразительная деятельность способствует развитию эмпатии, чуткости, наблюдательности, происходит и личностный рост, улучшение внутреннего психологического состояния и, как следствие, улучшается психологический климат в коллективе детей.
Ожидание результатов от работы
Осознание детьми собственных способностей и возможностей.
Осознание детьми ценности и уникальности другого.
Активизация у детей личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость, позитивное самоотношение, навыки самоконтроля, стремление быть с людьми и сопереживать им.
Работа на протяжении всей смены направлена на выработку у ребят основных навыков бесконфликтного общения, на укрепление психологического здоровья.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет. В данном возрасте все ребята любят рисовать, многие не плохо рисуют и поэтому при проведении тестирования использую рисуночные проективные методики. В рисунках проявляются как правило все особенности, склонности и таланты детей, которые нам не были видны невооруженным глазом. Также здесь проявляются, как художественные способности ребят, так и уровень фантазии и творчества, так же можно выявить тревожных детей.
Всем добра!
Семёнова Арина Владимировна