Система работы учителя математики по подготовки
к ОГЭ
(из опыта работы)
Володина О.Н.
Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь»
Конфуций
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает трудности у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько мы грамотно построим его, зависит наш результат.
Ведущей целью школьного математического образования является интеллектуальное развитие и формирование качеств мышления обучающихся, необходимых для полноценной адаптации к современной жизни.
Наша задача дать равную возможность каждому выпускнику 9-го класса получить качественную подготовку к экзамену по математике, освоить тот объём знаний, умений и навыков, который необходим девятикласснику для успешной сдачи ОГЭ и решения пойти учиться дальше, или продолжить своё образование в средней школе. Обучающиеся, родители, учителя-предметники – все, заинтересованы в получении хороших результатов.
Поэтому каждый педагог ищет в своей работе наиболее эффективные формы, методы и технологии обучения.
Наша школа принимает участие в сдаче ОГЭ ежегодно. Не секрет, что условия проведения ОГЭ постоянно меняются, ребёнок ставится в такие рамки, что на фоне зашкаливающего волнения он совершает ошибки, которых не допустил бы в обычной обстановке.
Существует большое множество путей повышения эффективности подготовки выпускника к ОГЭ, однако идеального не существует, поэтому в своём выступлении буду описывать свои методы.
Подготовку к ОГЭ в 9 классе я начинаю в начале года. Для обучающихся и их родителей в сентябре – октябре, проводим совместное родительское собрание, на котором рассказываем об организации и проведении ОГЭ по математике в 9 классе и то, как необходимо к экзамену подготовиться, чтобы получить высокий результат, набрать максимальное количество баллов. Знакомим родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, с теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания.
Психологическая поддержка - важный фактор, определяющий успешность выпускника в сдаче ЕГЭ.
Основная цель психологической подготовки учеников – ознакомление учащихся с ОГЭ, формирование адекватного мнения о данном экзамене.
Поддерживать ученика - значит верить в него. Учителя и родители имеют множество возможностей, которые демонстрируют ученику свое удовлетворение от его усилий или достижений.
Существуют слова поддержки, например: «Зная тебя, я уверена, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Т.е. очень важно научить выпускников концентрировать свое внимание на понятных для них задачах, решать их спокойно и до конца.
Но главным в подготовке к итоговой аттестации является урок. Повысить эффективность уроков и интересов к ним позволяет ИКТ, применение дифференцированного и деятельностного подхода к обучению, индивидуальная работа, работа в группах.
Огромное место в решении вопросов успешной сдачи итоговой аттестации занимают умения хорошо считать в уме, а так же знания приёмов быстрого вычисления, нестандартных приёмов решения задач.
Не секрет, что о сдаче экзаменов мы говорим с учениками, начиная с 5 класса. Для достижения правильности и беглости устных вычислений необходимо в течение всех лет обучения на каждом уроке отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.
Отрабатываю приёмы быстрого счёта, такие как:
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5;
умножение на 25, на 9, на 11;
нахождение произведений двузначных чисел, у которых одинаковое число десятков, а сумма единиц составляет 10;
извлечение квадратного корня.
Одной из задач повседневного учительского труда является необходимость осуществлять контроль знаний учащихся. Тестирование как эффективный способ проверки знаний находит в школе всё большее применение. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на припоминание.
В течение года провожу неоднократно тренировочные, репетиционные работы. Стараюсь создать реальные условия проведения ОГЭ. Опыт свидетельствует о том, что такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать темп своей работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет веру в свои силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.
В методической копилке собран большой материал: пробные версии экзаменационных тестов, демоверсии, диагностические работы, КИМы.
На уроках использую технологии уровневой дифференциации, что особенно помогает при подготовке к сдаче экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ.
Важной частью подготовки выпускников к ОГЭ является работа в парах. Я распределяю учащихся по принципу «сильный-слабый», и, получив одно задание на двоих, сильный учащийся должен выступать в роли консультанта и помощника для слабого, тем самым «подтягивая» его. Также считаю эффективной работу в группах, разделенных по принципам «сильный-сильный» и «слабый-слабый». Каждой группе при этом раздаются дифференцированные задания: сильные ученики самостоятельно решают задания повышенной сложности, слабые отрабатывают уже пройденный материал под руководством учителя.
Практикую в своей работе зачёты и смотры знаний по темам, что положительно сказывается на подготовке к экзаменам. Зачеты провожу в конце темы в виде теста, который составлен из задач трех уровней. Большое внимание уделяю чёткому знанию правил и формул, как одной из составляющих успешного решения экзаменационных заданий. Всю теорию собираем в теоретическую папку (существующие справочники часто перегружены информацией не нужной для ЕГЭ) и пишем содержание, чтобы информацию можно было быстро найти.
Особое, важное место в подготовке к экзамену, конечно, занимает система домашних заданий. Домашние занятия учащихся способствуют воспитанию у них внимательности и воли, точности и аккуратности, развитию трудолюбия и настойчивости в преодолении встречающихся трудностей, самоконтроля и самооценки. Но все эти качества развиваются у учащихся лишь при правильной организации домашних заданий.
Так же для подготовки к ОГЭ важную роль играют индивидуальные консультации для слабых и сильных, которые провожу еженедельно. Вся эта система работы как на уроках, так и внеурочное время помогает моим учащимся получать хорошие результаты на экзаменах.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто сам учится.
Поэтому учу самостоятельной работе с учебником, с дополнительной литературой, ресурсами Интернет.
Советую детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
-пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
-внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
Некоторые рекомендации учителю.
1. Материал на уроках необходимо излагать в простой, доступной, понятной большинству учащихся, форме.
2. Формы работы на уроках необходимо разнообразить, повышая тем самым интерес к предмету.
3. Необходимо добиваться от учащихся не формального усвоения программного материала, а глубокого осознанного его понимания.
4. В процессе преподавания необходимо делать определенные акценты на те разделы, которые представлены в тестах ОГЭ.
5. Объяснение нового материала необходимо строить как можно более наглядно, создавать яркие образы и конкретные представления об изучаемом материале, чтобы в наибольшей степени воздействовать на чувства ученика, вызвать у него наглядно–образное мышление.
6. Необходимо разработать систему контроля знаний учеников и возможность устранения пробелов в их знаниях.
7. Необходимо сформировать у всех учащихся достаточно высокий уровень учебной самодеятельности, которая явилась бы для них формой самоосуществления, формой свободной, творческой деятельности.
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах.
В математике нет царских путей. Математика - высокая винтовая лестница. Чтобы взобраться по ней к вершинам знаний, надо пройти каждую ступеньку, от первой до последней. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания.