Системно-деятельностный подход в обучении английскому языку в начальной школе
I hear and I forget.
I see and I remember.
I do and I understand.
Confucius
Системно-деятельностный подход является основой ФГОС, методом, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса.
Начальная школа – самый важный этап школьного обучения, на котором закладывается основа личности ребенка. Как правило, в этот период формируются его коммуникативные способности, способности к получению информации из различных источников. А также развивается самооценка школьника и его отношение к учебному процессу.
В Основной образовательной программе начального общего образования указывается, что «иностранный язык наряду с русским языком и литературным чтением … входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению его кругозора и воспитанию его чувств и эмоций». Интегративной целью обучения иностранному языку в начальной школе является формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на доступном для него уровне в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме. Деятельностный характер предмета «иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственной ребенку данного возраста (познавательную, игровую, художественную, проектную, исследовательскую и т. д.) Таким образом, перечисленные виды учебной деятельности получают приоритетное развитие в соответствии с новым и ФГОС.
Реализация идей системно-деятельностного подхода, заложенных в основу ФГОС в УМК “SPOTLIGHT” (на примере комплекта для второго класса) прослеживается через следующие аспекты:
1) нацеленность на результативность каждого вида деятельности;
2) мотивированность любых видов деятельности;
3) сотрудничество при организации и управлении различными видами деятельности;
5) обязательная рефлексивность всякой деятельности.
Деятельностная сущность обучения английскому языку осуществляется через «деятельностные задания», которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.
Структура урока и особенности некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода
1.Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.
• положительная мотивация.
• включение в деятельность;
• выделение содержательной области.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
• Способы: диалог, групповая или парная работа:
• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма.
Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами.
В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
• Способы: фронтальная работа, работа в парах;
• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
• Выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
• Выполняется письменно;
• Методы: самоконтроль, самооценка.
При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Педагогические технологии, с помощью которых можно реализовать новые требования:
-технология проблемного обучения,
- технология проектного обучения,
-информационные и коммуникационные технологии
На уроках я стараюсь использую системно-деятельностный подход на всех этапах. В начале урока предлагаю ребятам самостоятельно определить тему урока по картинке, схеме-опоре, отрывку из видео, ключевому слову. Разминка также проходит интересно и нескучно для детей: кто-то из обучающихся выступает в роли учителя, остальные ребята выполняют задание.
Основная часть урока - это работа с лексикой с помощью различных лексических игр( лексическая змейка, лексический гребешок, сканворды, игра «Tic TacToe» и пр.), задания по тексту нестандартного характера( метод пирамиды, различные опорные схемы, перенос текстовых ситуаций в реалии современности ), изучение грамматики в ситуациях общения, проведение разминки, (релаксационной паузы), использование ИКТ на каждом уроке, самоанализ и самопроверка; подбор заданий, при выполнении которых обучающиеся смогут раскрыть свои творческие способности.
На завершающем этапе ребята стараются самостоятельно сделать выводы, высказываются, какие задания были для них наиболее интересными (трудными).
Придерживаюсь правила посильности домашнего задания для каждого, стараюсь привнести в него элемент творчества. Кроме того, для некоторых обучающихся готовлю заранее индивидуальные задания.