- Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования.
Качественное образование – это образование, которое обеспечивает ребенку свободу выбора, право самоопределения и способы эффективного действия в любых обстоятельствах. Вместе с тем, качественное образование – это не «накачка» ученика знаниями, а прежде всего, развитие умения учиться и формирование общеучебных умений, где учебный материал – ориентировочная основа для организации любой деятельности.
Сл.2
Перед нами, педагогами, людьми с высшим образованием, стоит сегодня реально существующая проблема: требует ли жизнь новой работы с содержанием образования.
Каждые 10 лет количество информации в мире удваивается. Можем ли мы, а тем более ребенок, запомнить все, или потребуется умение отбирать главное в море информации. Откуда поступает новая информация, необходимая для жизни?
В условиях реалий – это функции мобильного телефона, набор товаров в магазине, инструкции к новой бытовой технике, поиск в Интернете необходимых сведений.
Вместе с тем, мы привыкли к правилу: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки и выполнять все задания.
Нужно ли это детям? Где золотая середина?
Сл.3
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы. Учит ли этому школа? Давайте посмотрим, как ведем себя мы в жизненных ситуациях (столбик слева):
Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы начинаем формировать цель: чего бы мы хотели добиться?
Далее, мы пытаемся решить проблему (при необходимости добываем новые знания).
Получив определенный результат, мы сравниваем его с целью. Делаем логический вывод: добились своего или нет.
Это урок из жизни.
Теперь посмотрим на структуру традиционного школьного урока. Сохраняется ли в нем жизненная логика?
- учитель проверяет д/з;
- учитель объявляет новую тему;
- учитель объясняет новую тему;
- учитель организует закрепление знаний учениками.
В чем сходство? Равносильны ли алгоритмы урока жизни и урока в школе? Далее следует поставить еще ряд вопросов: для чего тогда дети учатся, только ли для получения академических знаний, 80% которых не пригодятся в жизненных ситуациях?
А как же выпускник, который в недалеком будущем должен стать отцом, матерью, гражданином, работником, патриотом, избирателем и т.д. Сумеет ли он решать жизненно-важные задачи и принимать рпавильные необходимые решения? Или это будет очередной конвейерный потребитель, не способной адекватно и грамотно реагировать на жизненные затруднения, т.к. не сумеет найти нужного решения.
Сл.4
Проблемы, поставленные выше, были рассмотрены правительством РФ, которое поставило задачу изменить коренным образом стандарт образования.
Именно в сандарте «второго поколения» (ФГОСе) выработан портрет выпускника – гражданина России:
- патриот;
Уважает ценности других культур;
Креативен, мотивирован;
Уважает других людей, готов к сотрудничеству;
Способен принимать самостоятельные решения.
Именно поэтому ФГОС развивает результаты 3-х направлений:
- предметные (знания, умения, опыт творческой деятельности).
- метапредметные (способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях).
- личностные (система ценностных ориентиров, интересы, мотивации, толерантность).
Сл.5
Каким образом получить столь идеально приспособленный к новым экономическим, политическим, социальным реалиям продукт?
Традиционный ответ: основная задача школы – дать хорошие знания.
Чарльз Элиот (биолог, британский дипломат середины 19 – нач. 20 века) сказал: «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему».
Что же происходит в новой образовательной системе? Происходит следующее: смена образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.
Так каков результат и в чем его принципиальное отличие с традиционными понятиями?
Сл.6
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, где результатом является развитие личности ребенка на основе УУД.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское развитие. Посмотрите на вектор смещения акцентов нового стандарта:
- Чему учить? (обновление содержания)
- Ради чего учить? (ценности образования)
- Как учить? (обновление средств обучения и их модернизация).
Главным приоритетом ФГОС является формирование УУД.
Поэтому системно-деятельностный подход служит основой реализации ООП НОО и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности ребенка на основе УУД познания и освоения мира, признания решающей роли содержания образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающегося.
Сл.7
Так каким же образом получить этот новый образовательный результат?
Алгоритм:
- Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: зачем учить). Это вы пытались сформулировать в рабочих программах.
- Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: «Чему учить», «Как учить»(изменяя методику и себя самого)
Сл.8
Георгий Петрович Щедровицкий, советский философ и методолог, общественный и культурный деятель, создатель системомыследеятельностной методологии, говорил: «Главным ресурсом развивающегося общества являются люди не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно». Тогда становятся понятными и слова Герберта Спе?нсера (англ. Herbert Spencer; 27 апреля 1820, Дерби — 8 декабря 1903, Брайтон) — английского философа и социолога, одного из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века: «Цель образования – это не знания, а действия».
Сл.9
Ситемно-деятельностный подход в обучении был разработан многими психологами-теоретиками : Выготским, Леонтьевой, Элькониным, Гальпериным, Давыдовым.
Он ни в коей мере не противостоит компетентностному подходу (о котором мы без устали говорили, работая над образовательными стандартами украинской школы), а напротив, интегрирует его лучшие достижения.
Сл. 10
По мнению Выготского, учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения»
Сл.11
Умение учиться предполагает освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая следующие учебные действия: целеполагание, программирование, планирование, контроль и самоконтроль, оценивание и самооценка (говорил в своих трудах Выготский).
Сл.12
Хотелось бы немного рассказать и о Джоне Дьюи (англ. John Dewey; 20 октября 1859, Берлингтон, штат Вермонт — 1 июня 1952, Нью-Йорк) — это американский философ и педагог, представитель философского направления прагматизм. Автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и др. дисциплинам. Цель воспитания, по теории Дьюи, - формирование личности, умеющей "приспособиться к различным ситуациям" в условиях "свободного предпринимательства". В школах, работавших по системе Дьюи, не было постоянной программы с последовательной системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся.
Дьюи придерживался т.н. педоцентрической теории и методики обучения, согласно которой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике ученого наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, художественная самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Дьюи противопоставлял развитие их индивидуальности.
Большое значение он придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение педагогических задач. С этой целью им была организована "Ассоциация родителей и учителей".
Педоцентрическая концепция Дьюи оказала большое влияние на общий характер учебно-воспитательной работы школ США и других стран, в частности советской школы 20-х гг., что нашло свое выражение в т.н. комплексных программах и в методе проектов.)
Основными принципами деятельностного подхода по Джону Дьюи являются:
- учет интересов учащихся
- учение через обучение мысли и действию.
- познание и знание как следствие преодоления трудностей
Свободная творческая работа и сотрудничество.
Сл.13
В чем состоит суть С-Д подхода?
- учитель должен организовать интенсивную, постоянно усложняющуюся деятельность ( по Дьюи, «только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества»
- в центре обучения – личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием ее самореализации является деятельность.
Отсюда следует вывод: ученик в деятельности оваивает новое и продвигается вперед по пути своего развития.
Сл.14
Особенностью данного метода является самостоятельное открытие детьми нового знания в процессе деятельности. Это способствует тому, что знания приобретают для учащихся личную значимость.
Сл.15
Принципы деятельностного подхода:
- принцип деятельности (знания добывает сам ученик, осознает содержание и формы учебной деятельности)
- принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения с учетом возрастных особенностей развития детей)
- принцип целостности (формирование системного представления о мире, о роли и месте каждой науки)
- принцип минимакса (школа должна предложить учащимся возможность освоения программы на максимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровне минимума)
- принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы)
- принцип вариативности (формирование способностей к адекватному принятию решений в ситуациях выбора)
- принцип творчества (максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе)
Сл.16
Деятельностный подход лежит в основе многих педтехнологий:
- проектной деятельности
- интерактивных методов обучения
- витагенного подхода ( Идея витагенного образования была выдвинута в конце 90-х гг. XX века А.С. Белкиным. Среди причин её появления автор, прежде всего, называет противоречие между утвердившейся в педагогической науке концепцией педагогического взаимодействия, основанного на сотрудничестве и субъект-субъектных отношениях участников образовательного процесса, и реальной действительностью. Учителя выступают в качестве коммуникаторов и трансляторов знания, а ученики – это реципиенты и ретрансляторы, то есть воспринимают и воспроизводят полученные знания в той или иной степени адекватности. Говорить о реальном сотрудничестве в таких условиях почти невозможно, так как оно предполагает субъектную позицию учащихся в образовательном процессе.
Выход из такой ситуации можно найти в реализации идеи витагенного образования – образования, основанного на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, её интеллектуально-психологического потенциала. В теоретическом плане представляется важным разведение понятий «опыт жизни» и «жизненный опыт».
Опыт жизни, по мнению А.С. Белкина, - это витагенная информация, не прожитая человеком, связанная лишь с его осведомлённостью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. А жизненный (витагенный) опыт – это витагенная информация, которая стала достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти, находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она представляет собой сплав мыслей, чувств, поступков, прожитых человеком и представляющих для него самодостаточную ценность, связана с памятью разума, памятью чувств и памятью поведения.
Переход опыта жизни в витагенный опыт обеспечивается соблюдением следующих условий: жизненный опыт должен иметь социально-ценностную значимость, должен не только сохраняться в памяти о прожитом, но и помогать конструировать будущее с учётом прошлых ошибок и достижений
- интегрированного обучения на основе межпредметных связей
Сл.17
Такие технологии позволяют:
- придать процессу усвоения личностный характер
- перейти от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских, в процессе которых усваивается информация
- перенести упор на развитие самостоятельности и ответсвенности учащихся за результаты своей деятельности
- усилить практическую направленность школьного образования.
Сл.18
Профессор психологии Галина Анатольевна Цукерман в работе «Обучение учебному сотрудничеству» говорит о том, что «прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию необходимости его появления». Эти слова как нельзя кстати подходят к нашим реалиям, когда в начале урока нужно настроить учащихся на позитивное восприятие и осознание информации. Таким этапом современного урока является мотивация – пробуждение положительного эмоционального отношения к учебе, новизна и актуальность изучаемого материала, создание ситуации успеха, поощрения и т.д.
Сл.19
Информация должна вызывать эмоции, в результате чего появляется желание накопить опыт своей деятельности, а вместе с тем и знания (витагенный подход).
Сл.20
Каким образом активизировать познавательную деятельность учащихся?
- применять социально-конструируемые педситуации, беседы, составлять план, сравнительные таблицы, схемы, лабораторные, практикумы, опыты и т.д.
Педагогу нужно помнить, что дети на уроке больше устают не от активной работы, а от скуки и однообразия.
Сл.21
Прежде чем перестроить сознание учащихся или сконструировать современный урок, нужно перестроиться самому педагогу:
- Дарить ребенку радость творчества, осознание авторского голоса
- вести учащихся от собственного опыта к общественному
- быть не «над», а «рядом»
- Радоваться вопросу, но не спешить на него отвечать
- учить анализировать каждый этап работы, а критикуя, стимулировать учащихся.
Конечно, за один месяц, неделю или даже год сложно достичь абсолютных преобразований . Но есть одна интересная история:
Жил был мудрец, который знал все. Один человек усомнился в знаниях мудреца и захотел доказать, что тот знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, человек спросил мудреца: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?» Сам при этом подумал: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Все в наших руках, уважаемые коллеги: и опыт, и знания, поэтому предлагаем присоединиться и вместе осваивать специфику уроков разной целевой направленности в технологии деятельностного подхода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня как никогда актуальны слова Д.Писарева: "Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого”. Чтобы плыть с попутным ветром, современному педагогу необходимо владеть современными технологиями. Являетесь ли вы современным педагогом, который сможет воспитать детей, способных стать счастливыми?
Вот показатели владения педагогом современными технологиями
- учит детей определять границы своего знания, ставить проблему,
- учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями,
- организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач,
- учит детей работе в группе,
- Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета
- Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве
- Организует проектные и событийные формы работы
- Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе
- Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты
- Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей
- Применяет информационные технологии в образовательном процессе
- Владеет иностранным языком и применяет его в образовательном процессе
Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДСОВЕТА:
Продолжить практику использования методов деятельностного подхода в обучении, уделив особое внимание проектной методике;
Осуществлять поурочное планирование и самоанализ занятий с учетом деятельностного подхода;
Использовать теоретические знания, полученные при подготовке к педсовету и опыт работы коллег для активизации применения деятельностного похода в обучении.