Ситуация успеха – залог успешной адаптации младших школьников
Маленький ребенок идет в школу – с этого времени у него начинается новый этап в жизни. И практически половина детей идет туда с завышенной самооценкой и направленностью на успех. Это связано с тем, что любые начинания ребенка, любое самостоятельное действие, начиная, буквально, с первых шагов, поощряются родителями, родственниками. И, если родители понимают, что для ребенка важно не только их присутствие и сочувствие при каких – либо неудачах, но и критика его неправильных действий, то это может предотвратить в будущем причины негативной мотивации младших школьников (мотивации на неуспех).
Очень важно всем понимать, что при отсутствии учебных и иных успехов у детишек младшего школьного возраста возникает отрицательное отношению к обучению, воспитанию. А вот учебная, творческая активность, стремление стать лучше, сделать лучше начинает возникать с похвалы учителя, признания других учеников, с осознания своих возможностей, первых, пусть робких, но уже своих, собственных успехов.
Успех, успешность во все времена считались важнейшим стимулом учения. Это, как ничто другое, в первую очередь относится к младшим школьникам. Детишки любят, чтобы их хвалили, чтобы ставили в пример одноклассникам, гордятся, когда могут чем – то помочь другим. Впечатление от успеха может изменить в обратную сторону даже сложившееся отрицательное отношение к школе, к учению вообще. А.С. Макаренко писал: «Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. В педагогике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость успеха, вызвать ее к жизни и поставить как реальность. Самое важное, что мы привыкли ценить в человеке, - это сила и красота…». А Уильям Глассер, американский психолог, создатель школы психологического консультирования, считает, что если ребенку удается добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни. Также он считает, что нужно создавать такие школы, в которых бы все дети учились успешно. «Разумеется, каждый ребенок должен нести ответственность за собственный труд во имя достижения жизненного успеха и преодоления трудностей. Однако ответственность за обеспечение такой системы образования, где бы успех был делом не только возможным, но и реальным, где бы дети успешно учились и могли реализовать свои способности, должно нести общество».
Поэтому, создание ситуации успеха является одним из наиболее эффективных и действенных способов формирования и сохранения положительной мотивации у младших школьников. Но и, чтобы избегать неудач в школе, в дальнейшей жизни, надо с раннего детства приучать детей к ответственности за свою учебу.
Оценивание результатов деятельности ребенка в 1 классе имеет несколько методических аспектов:
1. оценивание учителем;
2. коллективная оценка;
3. самооценка
Оценивание учителем. В первом классе, как правило, не применяются отметки как способы стимулирования учения. Для формирующейся личности маленького школьника – первоклассника, только что перешагнувшего порог школы, важны не формальные знаки его успехов (оценки как отметки), а терпеливое, чуткое объяснение, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. Поэтому оценка учителя должна стать проявлением чуткости, доброжелательности, сопереживания с ним в связи с результатами учения, оказание помощи в более активном продвижении вперед, в преодолении трудностей и неудач. Оценки учителя должны выражать его оптимистичное отношение к ребенку и может выражаться:
в форме восхищения тем, что хорошо ребенок выполнил задание;
в форме сорадости, что у ребенка все получилось;
в форме сопереживания и оптимизма;
в форме удивления
Но вместе с такими эмоциональными высказываниями в доброжелательной тональности учитель должен дать конкретный совет, как совершенствовать знания и умения.
Коллективная оценка. В самом начале школьной жизни детей надо настраивать так, чтобы они искали друг в друге положительное, хорошее, видели успехи товарища и радовались им, помогали друг другу достигнуть желаемого результата. Нельзя ни в коем случае дать навесить ярлык слабого, отстающего, хотя это не означает, что дети не должны критиковать друг друга. Применяя формы коллективной оценки, учитель помогает детям увидеть успех товарища, оптимистически настроиться по отношению к его возможностям и на этом фоне высказывать пожелания и замечания.
Самооценка детей. Не научить детей способам самооценки - значит не сориентировать их на самосовершенствование.
Поэтому, начиная с 1–го класса надо работать над формированием адекватной самооценки. Самое главное при этом – при оценивании задания нужно правильно сделать установку на успех. После выполнения работ никак нельзя показывать, что кто – то сделал лучше, а кто – то – хуже, т.е. дети должны получить учительскую оценку сделанного, но не отметку. Работы детей не противопоставляем друг другу, а сравниваем только с его предыдущей работой, подчеркивая словами: «Вы все очень хорошо выполнили задание. Но каждый по – своему. Теперь каждый из вас должен сравнить, как он это делал раньше и как сейчас. Видите, насколько лучше стало получаться». Далее предлагаем оценить свою работу по «линейке» успеха. Это такая импровизированная и награда за работу на уроке, и саморефлексия: «Сейчас каждый из вас наградит себя – нарисует «линеечку» успеха, а если кто – то считает, что он сделал больше того, что требовалось в задании, то можете поставить свою тетрадь на «Полочку успеха». Так ребенок может развивать в себе самооценку особых достижений. Также необходимо развивать эмоциональную рефлексию. Поэтому в конце урока или перед уходом домой ребята вспоминают, что они делали, что у них особенно хорошо получалось и, если он доволен, то рисует солнышко или улыбающееся личико. Если не все получалось, то рисует удивленное личико. Если ребенку на уроке было сложно - грустное личико либо тучку.
Таким образом, для каждого дня у ребят есть пища для размышлений: что у них получалось, а что - нет. Над чем надо работать, чтобы в следующий раз все получилось. Работаем, учимся признавать свои ошибки.
Все вышеперечисленное является одной из важных составных частей формирования у детей «направленности» на успех. И задача учителя - помочь детям, подсказать, направить и научить их быть успешными и удачными во всех областях жизни, т.е. сделать ситуацию успеха эффективным средством формирования положительного отношения к учению, воспитанию.