Сюжетно-ролевая игра, основной вид деятельности детей дошкольного возраста.
Основной вид деятельности дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность и ловкость. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка.
Особое место в деятельности ребенка дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то. Что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Существует 4 этапа развития сюжетно-ролевой игры:
1 этап (3-4 года): появление сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего, накоплением предметно-игровых действий, частотой общения со взрослым, развитие самостоятельности детей.
Основным содержанием игры является действие с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий носит сюжетный характер. Основные сюжеты бытовые.
Действия детей однообразны и часто повторяются. Роли не обозначены. По форме это игра рядом или одиночная игра. Дети охотно играют со взрослым. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимулом возникновения игры является игрушка или предмет-заменитель, который ранее использовался в игре.
Совместные игры детей возможны при участии взрослого. Например, это совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамид и т.д.
Параллельно с организацией предметного взаимодействия воспитатель переходит к показу игры, включая две смысловые ситуации (варит суп на игрушечной плите и кормит куклу и т.д.). Сначала воспитатель сам разыгрывает такой «2 фазовый» сюжет, а затем уже подключает детей. Например, Коля я куклу Катю покормила, уложи её спать».
На этом этапе так же вводятся придметы-заменители ( палка служит вместо ложки, или расчески; кубик вместо пирожка и т.д.).
По мере накопления детьми впечатлений и опыта в игре появляется роль. Воспитатель постепенно вводит наборы ролевых атрибутов, обязательно их обыгрывая.
2 этап (4-5 лет): У детей средней группы детского сада появляются коллективные игры, что создает возможность для быстрого развития и изменения, как тематики, так и содержания.
Руководство играми детей педагог проявляет в обогащении содержания игр, возникающих в группе, в формировании умения организованно играть небольшими группами, договариваться между собой. Для решения этих задач воспитатель в основном использует косвенные приемы руководства, обогащая знания детей.
У детей средней группы часто одновременно возникают несколько игр на разные темы.
Воспитатель средней группы:
- расширяет знания детей об играх;
- учит самостоятельно организовывать игры;
- приучает обдумывать тему и содержание игры, используя вопросы;
Направляет внимание детей на подбор игрушек.
Воспитатель средней группы уже берет в игре роль второстепенную. Например, в пути испортился поезд (развалился один вагон) и дети больше заняты починкой вагона, чем игрой в путешествие. Воспитатель, приняв на себя роль механика, быстро исправляет повреждение. Игра продолжается дальше.
3 этап (5-6 лет): У дошкольников старшей группы детского сада развивается содержание игры. Наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Например, мама проявляет заботу о сыне, причем не только кормит, купает и одевает его, но и воспитывает, читает ему книжки и т.д.
Постепенно в играх старших дошкольников все большее место занимает опосредовательный опыт (знания полученные из книг, рассказов взрослых). Роли четко обозначены и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются чаще всего по ходу игры в соответствии с ролью.
Воспитатель предлагает ребенку основную роль сам берет себе дополнительную (шофер автобуса или пассажир). По ходу игры воспитатель может менять роли (быть заправщиком). После «поездка» продолжается. Далее взрослый вводит новую сюжетную ситуацию: «Давайте у вас сломался автобус, а на дороге машина стоит. Я теперь водитель машины, ты меня попросил помочь».
Когда педагог вводит в игру такую же роль, как у ребенка (второй «шофер»), то происходит игровое общение одинаковых персонажей, инициатором, которого является взрослый – обсуждение содержания их работы, их отношений с другими ролями - все это уточняет представления детей о социальных ролях.
Когда ребенок научится устанавливать различные связи и овладевать сменой роли, он начнет более свободно развертывать самостоятельную игру с партнерами – сверстниками.
Постепенно педагог подводит детей ко все более сложным изменениям знакомого сюжета, а затем – к придумыванию совершенно новых историй.
Основная задача руководства играми старших дошкольников – развитие у них самостоятельной самоорганизации, формирование умений договариваться о теме игры, распределять роли, намечать основное развитие сюжета, подготавливать игровую обстановку. Также педагог обязательно должен обогащать содержание игр предлагать новые сюжеты игр, чтобы дети не потеряли интерес.
4 этап (6-7 лет): Основное содержание игры – отражение отношений, и взаимоотношений взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной: она определяется не только непосредственным, но и опосредовательным опытом детей. Игры носят совместный коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются. Обогащаются, существуют долгое время.
В игре на этом этапе четко выделяется подготовительная работа: распределение ролей, отбор игрового материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). В игру вводится 6-7 человек.
Также нужно сказать, что дети подготовительной группы предъявляют очень высокие требования к отдельным ролям и потому могут возникнуть конфликты (не принимать в игру ребенка, потому что он плохо играть роль и т.д.). в таких ситуациях необходимо прямое воздействие воспитателя на игры детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих (осудить за проявление эгоизма и поощрить за интересную выдумку и т.д.). Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими и проходить в живой форме.
Вышеперечисленные уровни отражают общее развитие сюжетно-ролевой игры, однако в конкретной возрастной группе смежные уровни сосуществуют.