Сюжетно-ролевая игра как средство социализации
детей 2-3 лет.
Аннотация: в данной статье рассмотрена проблема роли сюжетно-ролевой игры в процессе социализации детей 2-3 летнего возраста.
Ключевые слова: сюжетно-ролевая игра, социализация, возрастные особенности, дошкольник.
Ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, не просто пассивно адаптируется к нему, не только впитывает социальный опыт, накопленный человечеством, а активно, с первых дней жизни осваивает его и в процессе социализации, «взаимодействуя» с окружающей средой, развивается как личность.
Отметим, что ребенок, рождаясь как индивид, постепенно приобретает черты личности и субъекта социальных отношений. Вхождение ребенка в социум называется социализацией. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов.
Социальный заказ на «новую» личность сегодня свидетельствует о том, что особую ценность приобретает личность, которой характерна активность, уверенность в себе и в своих взглядах, инициативность и коммуникативность, успешность. Зажатость, неуверенность в себе, скованность в делах не получают в настоящее время признания в обществе. Социальный опыт, который приобретает ребенок с первых дней жизни, влияет на развитие личности и является основой становления его социально-личностных свойств, значимых для общества.
Учитывая, что дошкольное детство важный и ответственный период в развитии ребенка, период первоначального появления предличностных образований, период освоения первичных представлений о себе, о мире, об отношениях в нем, мы стремились выяснить, какую роль в социализации ребенка играет сюжетно-ролевая игра.
Также важно сказать, что на 3-ом году жизни ребенка продолжает формироваться Я-концепция через его взаимодействие с окружающими. По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. В значительной степени содержание образа-Я ребенка является продуктом процесса социализации. Возникают первые этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства.
Социализация ребенка-дошкольника – это способность ребенка адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавая самоценность собственной личности и других людей, выражая чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества (И.С. Кон, Н.Ф. Голованова).
Психологические основы социализации раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Г.А. Репиной и др.
Психолого-педагогические основы раскрываются в современной Концепции социального развития ребенка дошкольного возраста, представленной в работах С.А. Козловой.
Сюжетно-ролевые игры – бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщенности отображаемых событий – наиболее значимы для социального развития ребенка, понимания им жизни общества и своего места в нем. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чем не основываясь. Труды советских ученых – Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина – убедительно показывают преемственность стадии развития игровой деятельности ребенка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.
К тому же, следует отметить, что игра – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра – один из основных видов игры детей 3-го года жизни, главным содержанием которой является общественная жизнь взрослых, деятельность и отношения.
В игре идет процесс «активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, их взаимоотношений, в смысл их деятельности и поступков»
Таким образом, нами было выявлено, что особую роль в процессе социализации дошкольников играют следующие виды игр: игры на бытовые сюжеты, игры на производственные и общественные темы, игры на героико-патриотические темы, игры на темы литературных произведений, кино, телепередач, «режиссерские» игры.
Список литературы:
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Псих. исследования)/Л.И.Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 115 с.
Жичкина, А. Значимость игры в развитии человека/А.Жичкина // Дошкольное воспитание.- 2002.- № 4.- С. 2-6.