СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия. Скажи стрессу "НЕТ"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект тренингового занятия подходит для обучающихся 9-11 классов на этапе психологической подготовки к сдаче ГИА.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия. Скажи стрессу "НЕТ"»

План-конспект тренинга «Скажи стрессу НЕТ».


Цель тренинга: установление контакта с учениками, создание доверительной атмосферы, отработка с обучающимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе и в своих силах при сдаче экзаменов.

Задачи:

  • Принятие правил работы в группе;

  • Формирование положительного настроя на групповую работу;

  • Развить умение понимать и выражать свои чувства.

  • Развитие уверенности в себе.

  • Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.

Ожидаемые результаты:

– Сформировано позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов;

– Рост сопротивляемости стрессу;

– Рост самооценки учащихся;

– Снижение уровня тревожности;

Материалы и оборудование: бланки с текстом.

Время проведения: 25 минут.

Возраст участников тренинга: 15-16 лет (9-10 классы).

Количественный состав: 12 человек.


Ход тренинга


1. Психолог: «Добрый день, ребята, члены жюри. Меня зовут Анастасия Витальевна Федорова, и сегодня я бы хотела провести с вами несколько упражнений, которые, надеюсь, вам понравятся. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашему занятию, я предлагаю вам обсудить правила в нашей группе: быть активными, организованными, чуткими по отношению к себе и окружающим, все, что вы здесь услышите и узнаете должно остаться только в стенах этого кабинета и, если вдруг, у вас возникнут вопросы, пожалуйста, поднимайте руку. Согласны? Спасибо за понимание. Начнем».


2. Упражнение «Имя и движение».

Все подростки стоят в кругу. По очереди, начиная с ведущего, каждый участник называет свое имя и делает какое-то движение. Затем все участники повторяют только что названное имя и повторяют то движение, которое сделал предыдущий участник. И называет свое имя и изображают новое движение, ранее не показанное.


3. Психолог: «Ребята, вот мы с вами и познакомились поближе с каждым из вас и увидели кто, какие движения любит делать. А сейчас, мы с вами проделаем другое, не менее интересное упражнение. Готовы?

Все мы в той или иной мере подвержены стрессу. Я думаю вам известно, что стресс – это состояние психологического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные для нашего организма ситуации. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться и снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой и напряжением в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся. Очень важно уметь обладать собой, сконцентрировать внимание. Каждому участнику я раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв и даётся задание прочитать его». Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  1. ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  2. НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаП УгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  3. наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног

После завершения задания проводится обсуждение:

  • Сразу ли вы справились с заданием?

  • Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

  • В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

  • Как развить самообладание?

Самообладание – умение владеть собой, своими действиями, переживаниями, чувствами.


  1. Упражнение «Суперученик».

Цель упражнения: создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов.

Ребята получают задание – составить портрет «суперученика», который без сомнения, сдаст любой экзамен.

Психолог: «Давайте, мы с вами подумаем, какими качествами должен обладать ученик (суперученик), который без сомнения, сдаст любой экзамен. Давайте составим портрет «суперученика»:

– стрессоустойчивый (уметь адекватно реагировать на происходящие события, уметь владеть собой (эмоциями);

– внимательный;

– обладает хорошей памятью;

– целеустремлённый (ставить цель и добиваться её),

– умеет планировать свою деятельность;

­– имеет силу воли;

– обладает хорошей самооценкой.

(Я могу (установка) – при возникновении затруднений, не опускать руки, а предпринимать попытки решить затруднение).

Ребята предлагают свои варианты ответов.

Инструкция для учащихся: «Сейчас мы будем говорить про каждого из вас. Вы должны вспомнить положительные качества друг друга, которые помогут вам сдать экзамен. Но вы должны не просто называть качества, а подтверждать их примерами! И так мы говорим про каждого присутствующего по очереди».

Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего – помочь им, организовать мини-обсуждение. Участники по очереди зачитывают наиболее важное для себя качество.

Ведущий отмечает, что у каждого нашлась сильная сторона.

Психолог: «Ребята, обратите внимание, у каждого из вас нашлись сильные стороны, и вы должны знать об этом. Чтобы в ситуации затруднений опираться на них».

При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: Что нового вы о себе узнали? Какие качества вы бы хотели у себя развить?

Психолог: «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что важно чувствовать себя уверенно на экзамене. Уверенность складывается из нескольких составляющих: из того, как ты себя чувствуешь, как ты выглядишь, как ты подготовился. В ситуации экзамена важно помнить, что у каждого есть собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Если вы будите вести себя уверенно, и ощущения будут меняться».


  1. Игра «Статуя уверенности и неуверенности».

Цель: отработка навыков уверенного поведения.

Психолог: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуры, которые будут называться «Уверенность» и «Неуверенность». Делимся на две команды.

Обсуждаете в командах особенности (качества и поведение) уверенного и неуверенного человека, выбираете экскурсовода. Одна команда лепит фигуру уверенности, другая – неуверенности. Скульптура лепится из одного участника, которому все остальные участники придают необходимую позу, мимику. В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Экскурсовод будет описывать скульптуру, рассказывать, что она выражает. На обсуждение и построение вам дается 4 минуты. Время пошло.

Примечание. Уверенный человек – открытый взгляд, плечи расправлены, общается на равных, ни над кем ни возносится, но и не чувствует себя хуже других. Он характеризуется адекватной самооценкой и развитым умением регулировать своё эмоциональное состояние. Менее подвержен манипулятивному влиянию. Неуверенный человек – смотрит только в пол, плечи опущены, говорит тихим голосом, считает, что его не за что любить, он не интересен и не популярен.

Психолог: «Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние».


  1. Упражнение «Приставным шагом».

Цель: осознание важности положительного эмоционального настроя.

Психолог: «А сейчас мне нужен один доброволец. Стулья немного отодвинем и освободим пространство. Сейчас (доброволец) будет пытаться пройти ровно приставным шагом по воображаемой черте. Вы все будете её (-его) провоцировать, кричать: «(…), ты сейчас упадёшь, споткнёшься, потеряешь равновесие…» А потом: «(…), ты молодец, у тебя всё получается, ты умница, ты обязательно справишься!»

Обсуждение:

– Что чувствовал (-а) в первый раз?

– Что, когда слышал (-а) слова поддержки?

– Ребята, а как вы считаете важно, когда тебя поддерживают в трудный ответственный момент?

«Конечно. Слова поддержки очень нужны, при этом ВАЖНО и то, как мы себя сами настраиваем, какие слова говорим сами себе. Для этого существует простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.

2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен». Можно кратко: «Я уверен. Спокоен. Всё помню». На самом деле это работает. Я думаю, что каждый из вас придумает свою формулу.

  1. Психолог: «Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Самым простым упражнением на релаксацию является «Дыхательная релаксация».

1. Сядьте удобно.

2. Закройте глаза.

3. Постарайтесь расслабить свои мышцы, начиная с ног и заканчивая лицом, сохраняйте их расслабленными.

4. Дышите носом. Когда выдохните, мысленно скажите: «Раз». Например: вдох – выдох «раз» и т. д. Дышите легко и естественно.

5. Не беспокойтесь о том, насколько вы углубляете состояние расслабления. Позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир.

  1. Упражнение «Ресурсные образы».

Цель: успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение. «Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях».


  1. Выход из состояния релаксации. Рефлексия. «Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас? Единственного правильного способа справится со стрессом не существует, каждый выбирает то, что подходит лично ему».


  1. Психолог: «Сейчас, я бы хотела прочесть вам очень интересную притчу. Пожалуйста, послушайте ее».

Притча. «Возможности, которые предлагает нам жизнь».

Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине. Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал... но ничего не произошло».

– «Я не это тебе обещал, – ответил ангел. – Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.

Человек был озадачен. «Я не представляю, о чем ты говоришь», – сказал он.

– «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» – спросил ангел.

Человек кивнул.

– «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в городе». И еще, помнишь, – сказал ангел, – был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома».

Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.

– «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе–, – сказал ангел. – «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»

Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.

– «Да, мой друг, – сказал ангел, – она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».

Психолог: Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать эти возможности.


11. Завершение работы. Рефлексия. «На этом мы с вами сегодня закончим. Спасибо всем, что были сегодня здесь. И напоследок, предлагаю вам, подвести итоги сегодняшнего занятия»:

  • Что принес вам этот день?

  • Какие выводы вы сегодня сделали?

  • Поделитесь вашими впечатлениями, чувствами.




















Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног


Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».

  • ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

  • НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО

  • наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног