План-конспект тренинга «Скажи стрессу НЕТ».
Цель тренинга: установление контакта с учениками, создание доверительной атмосферы, отработка с обучающимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе и в своих силах при сдаче экзаменов.
Задачи:
Принятие правил работы в группе;
Формирование положительного настроя на групповую работу;
Развить умение понимать и выражать свои чувства.
Развитие уверенности в себе.
Знакомство выпускников со способами релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения.
Ожидаемые результаты:
– Сформировано позитивное отношение к процессу сдачи экзаменов;
– Рост сопротивляемости стрессу;
– Рост самооценки учащихся;
– Снижение уровня тревожности;
Материалы и оборудование: бланки с текстом.
Время проведения: 25 минут.
Возраст участников тренинга: 15-16 лет (9-10 классы).
Количественный состав: 12 человек.
Ход тренинга
1. Психолог: «Добрый день, ребята, члены жюри. Меня зовут Анастасия Витальевна Федорова, и сегодня я бы хотела провести с вами несколько упражнений, которые, надеюсь, вам понравятся. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов. Но прежде чем перейти к нашему занятию, я предлагаю вам обсудить правила в нашей группе: быть активными, организованными, чуткими по отношению к себе и окружающим, все, что вы здесь услышите и узнаете должно остаться только в стенах этого кабинета и, если вдруг, у вас возникнут вопросы, пожалуйста, поднимайте руку. Согласны? Спасибо за понимание. Начнем».
2. Упражнение «Имя и движение».
Все подростки стоят в кругу. По очереди, начиная с ведущего, каждый участник называет свое имя и делает какое-то движение. Затем все участники повторяют только что названное имя и повторяют то движение, которое сделал предыдущий участник. И называет свое имя и изображают новое движение, ранее не показанное.
3. Психолог: «Ребята, вот мы с вами и познакомились поближе с каждым из вас и увидели кто, какие движения любит делать. А сейчас, мы с вами проделаем другое, не менее интересное упражнение. Готовы?
Все мы в той или иной мере подвержены стрессу. Я думаю вам известно, что стресс – это состояние психологического напряжения, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные для нашего организма ситуации. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться и снижают внимательность. Но это состояние вполне поддаётся сознательному регулированию. Существуют психологические способы справиться с тревогой и напряжением в ситуации экзамена, и сегодня мы с ними познакомимся. Очень важно уметь обладать собой, сконцентрировать внимание. Каждому участнику я раздам карточки, на которых написан текст с хаотичным на первый взгляд набором букв и даётся задание прочитать его». Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаП УгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног
После завершения задания проводится обсуждение:
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
Самообладание – умение владеть собой, своими действиями, переживаниями, чувствами.
Упражнение «Суперученик».
Цель упражнения: создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, который может помочь при сдаче экзаменов.
Ребята получают задание – составить портрет «суперученика», который без сомнения, сдаст любой экзамен.
Психолог: «Давайте, мы с вами подумаем, какими качествами должен обладать ученик (суперученик), который без сомнения, сдаст любой экзамен. Давайте составим портрет «суперученика»:
– стрессоустойчивый (уметь адекватно реагировать на происходящие события, уметь владеть собой (эмоциями);
– внимательный;
– обладает хорошей памятью;
– целеустремлённый (ставить цель и добиваться её),
– умеет планировать свою деятельность;
– имеет силу воли;
– обладает хорошей самооценкой.
(Я могу (установка) – при возникновении затруднений, не опускать руки, а предпринимать попытки решить затруднение).
Ребята предлагают свои варианты ответов.
Инструкция для учащихся: «Сейчас мы будем говорить про каждого из вас. Вы должны вспомнить положительные качества друг друга, которые помогут вам сдать экзамен. Но вы должны не просто называть качества, а подтверждать их примерами! И так мы говорим про каждого присутствующего по очереди».
Если группа не может найти сильной «экзаменационной» стороны личности того или иного участника, задача ведущего – помочь им, организовать мини-обсуждение. Участники по очереди зачитывают наиболее важное для себя качество.
Ведущий отмечает, что у каждого нашлась сильная сторона.
Психолог: «Ребята, обратите внимание, у каждого из вас нашлись сильные стороны, и вы должны знать об этом. Чтобы в ситуации затруднений опираться на них».
При обсуждении учащиеся отвечают на вопросы: Что нового вы о себе узнали? Какие качества вы бы хотели у себя развить?
Психолог: «Я думаю, что вы со мной согласитесь, что важно чувствовать себя уверенно на экзамене. Уверенность складывается из нескольких составляющих: из того, как ты себя чувствуешь, как ты выглядишь, как ты подготовился. В ситуации экзамена важно помнить, что у каждого есть собственные ресурсы, на которые можно опираться в стрессовой ситуации. Если вы будите вести себя уверенно, и ощущения будут меняться».
Игра «Статуя уверенности и неуверенности».
Цель: отработка навыков уверенного поведения.
Психолог: «Представьте, что у дверей школы решили поставить скульптуры, которые будут называться «Уверенность» и «Неуверенность». Делимся на две команды.
Обсуждаете в командах особенности (качества и поведение) уверенного и неуверенного человека, выбираете экскурсовода. Одна команда лепит фигуру уверенности, другая – неуверенности. Скульптура лепится из одного участника, которому все остальные участники придают необходимую позу, мимику. В скульптуре должен быть задействован каждый учащийся. Экскурсовод будет описывать скульптуру, рассказывать, что она выражает. На обсуждение и построение вам дается 4 минуты. Время пошло.
Примечание. Уверенный человек – открытый взгляд, плечи расправлены, общается на равных, ни над кем ни возносится, но и не чувствует себя хуже других. Он характеризуется адекватной самооценкой и развитым умением регулировать своё эмоциональное состояние. Менее подвержен манипулятивному влиянию. Неуверенный человек – смотрит только в пол, плечи опущены, говорит тихим голосом, считает, что его не за что любить, он не интересен и не популярен.
Психолог: «Успешен всегда тот человек, который уверен в своих силах, знает свои сильные стороны и качества, человек, который умеет контролировать и регулировать свое эмоциональное состояние».
Упражнение «Приставным шагом».
Цель: осознание важности положительного эмоционального настроя.
Психолог: «А сейчас мне нужен один доброволец. Стулья немного отодвинем и освободим пространство. Сейчас (доброволец) будет пытаться пройти ровно приставным шагом по воображаемой черте. Вы все будете её (-его) провоцировать, кричать: «(…), ты сейчас упадёшь, споткнёшься, потеряешь равновесие…» А потом: «(…), ты молодец, у тебя всё получается, ты умница, ты обязательно справишься!»
Обсуждение:
– Что чувствовал (-а) в первый раз?
– Что, когда слышал (-а) слова поддержки?
– Ребята, а как вы считаете важно, когда тебя поддерживают в трудный ответственный момент?
«Конечно. Слова поддержки очень нужны, при этом ВАЖНО и то, как мы себя сами настраиваем, какие слова говорим сами себе. Для этого существует простой, но очень эффективный способ – аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.
Правила составления формулы аутотренинга:
1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается.
2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. Например, удачной будет такая формула: «Все хорошо в моем мире. Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен». Можно кратко: «Я уверен. Спокоен. Всё помню». На самом деле это работает. Я думаю, что каждый из вас придумает свою формулу.
Психолог: «Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией. Самым простым упражнением на релаксацию является «Дыхательная релаксация».
1. Сядьте удобно.
2. Закройте глаза.
3. Постарайтесь расслабить свои мышцы, начиная с ног и заканчивая лицом, сохраняйте их расслабленными.
4. Дышите носом. Когда выдохните, мысленно скажите: «Раз». Например: вдох – выдох «раз» и т. д. Дышите легко и естественно.
5. Не беспокойтесь о том, насколько вы углубляете состояние расслабления. Позвольте релаксации проникнуть в ваш внутренний мир.
Упражнение «Ресурсные образы».
Цель: успокоиться, эффективно снять физическое и психическое напряжение. «Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях».
Выход из состояния релаксации. Рефлексия. «Менялось ли ваше состояние в ходе выполнения этих упражнений? Какой способ снятия тревоги показался наиболее подходящим лично для вас? Единственного правильного способа справится со стрессом не существует, каждый выбирает то, что подходит лично ему».
Психолог: «Сейчас, я бы хотела прочесть вам очень интересную притчу. Пожалуйста, послушайте ее».
Притча. «Возможности, которые предлагает нам жизнь».
Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине. Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: «Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал... но ничего не произошло».
– «Я не это тебе обещал, – ответил ангел. – Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.
Человек был озадачен. «Я не представляю, о чем ты говоришь», – сказал он.
– «Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?» – спросил ангел.
Человек кивнул.
– «Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в городе». И еще, помнишь, – сказал ангел, – был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы о помощи и остался дома».
Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке.
– «Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе–, – сказал ангел. – «Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что она никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?»
Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы.
– «Да, мой друг, – сказал ангел, – она стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь».
Психолог: Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать эти возможности.
11. Завершение работы. Рефлексия. «На этом мы с вами сегодня закончим. Спасибо всем, что были сегодня здесь. И напоследок, предлагаю вам, подвести итоги сегодняшнего занятия»:
Что принес вам этот день?
Какие выводы вы сегодня сделали?
Поделитесь вашими впечатлениями, чувствами.
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног
Инструкция: «Вам необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка».
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ
НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшН ОНаПУгаННоГо РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УщиХ ног