СКАЗКА «КТО-КТО В НАШЕМ УЛЬЕ ЖИВЁТ?
( создана методом творческого проектирования учащимися
2 класса.)
Руководитель проекта: Т.П.Митрофанова-
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории.
Последовательность выполнения проекта.
1-этап. Мотивационный.
В старину на Руси было много праздников, связанных с народным бытом и традициями. Один из таких праздников справляли наши предки в первых числах октября. Назывался он «Зосима- покровитель пчёл» или «Зосима- лакомый стол».
Каковы исторические корни этого праздника? Почему на Руси придавали такое большое значение мёду, пчёлам?
Чтобы ответить на этот вопрос, дети включились в поисково- исследовательскую деятельность. В ходе её дети собрали богатый материал о бортничестве, о пчеловодстве, о мёде, о его применении в медицине и кулинарии.
2-этап. Планирующий. Подготовительный.
Собранный материал дети решили представить на школьный праздник «Зосима- покровитель пчёл» в форме проекта- сказки.
Тема проекта «Сказка. Кто- кто в этом улье живёт?»
Цель проекта: Сочинить сказку, работая методом творческого
проектирования. Обыграть её, сохраняя дух народных
традиций.
Задачи, реализуемые при работе над проектом:
Совершенствовать детские учебные взаимодействия.
Стимулировать познавательный интерес учащихся, их творческое мышление и воображение.
Воспитывать уважительное отношение к традициям народа,
любви к природе, почитания её законов.
Формировать умение самостоятельно искать пути решения проблемы.
3- этап. Информационно- оперативный.
На этом этапе дети делятся на группы. Редакторы пишут сценарий сказки.
Художники- оформители придумывают костюмы, делают маски, оформляют сцену. Актёры разучивают роли, обыгрывают их.
4- этап.ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА.
Действующие лица:
Ведущий:
Кузнечик:
Шмель:
Медоносная пчела:
1-рабочая пчела:
2- пчела
3-пчела пчела
4- пчела
Матка:
Трутни:
Ведущий: Все минуточку вниманья
Сказку я хочу начать.
Этой сказочке названье
Поспешите отгадать.
Жила-была пчёлка
Разумная весёлка
По полям лесам летала
Пыльцу с цветочков собирала.
Вот летит трудяга-пчёлка домой.
А навстречу – кузнечик удалой
Да удалец шмель озорной.
Кузнечик:
Уж ты мне, кумушка – соседушка, скажи
Да всю правду, милуша, расскажи.
Медок сладенький, как ты изготовляешь,
Народ честной, как ты им ублажаешь?
Мед. Пчела:
Да я медоносная пчела, голубчик мой,
По полям, лесам летаю. Нектар цветочный собираю.
Кузнечик
А как собираешь сей нектар?
Мед. Пчела.
А для этого, голубчик мой,
У меня есть мешочек медовой.
Сахар, который находится в нектаре,
Подвергается здесь химической реакции. А вот лишняя вода из нектара удаляется испарением.
Шмель:
Вот спасибо, голубушка, моя.
За такой толковый ответ.
Теперь понял я, почему мёд ваш
Хранится почти вечно.
Да, голубчик мой, наш мёд настолько
высушен, что никогда не прокисает.
Шмель:
А не покажешь ли ты нам улей твой?
Пчела:
Милости просим, мои друзья.
Кузнечик и шмель:
Кто- кто в этом улье живёт,
Кто-кто в невысоком живёт?:
Все хором:
Это мы - рабочие пчёлы, медоносные пчёлы, трутни и наша самка матка.
1 раб. Пчела:
Наша семья колония имеет несколько тысяч рабочих пчёл. И каждая из нас выполняет только чётко обозначенную работу.
2- раб. Пчела.
Вот я чищу только ячейки.
3-раб. Пчела.
А я кормлю личинок.
4- раб. Пчел.а
А я ухаживаю за нашей самкой – маткой.
Самка.
А я выполняю самую почётную работу. Я откладываю 1500 яиц в день, это примерно 250000 в сезон. Но жизнь моя коротка. Я живу обычно 1 или 2 года. Из моих оплодотворённых яиц позже появляются рабочие пчёлы.
Трутни.
А мы, трутни, образуемся из неоплодотворённых яиц. Нас называют лентяями, лодырями, так как мы не собираем пыльцу и нектар. Но мы ведь не виноваты, что у нас нет таких приспособлений, как у рабочих пчёл, поэтому мы не можем собирать пыльцу и нектар.
Кузнечик.
Да, теперь я понял , какая у вас пчёл – существует сложная социальная организация. Никакой другой вид животных не может сравниться с вами в этом отношении.
Шмель.
А для чего вам нужен мёд?
2- раб. Пчела.
Он нам нужен для питания зимой. Ведь зимой мы живём в тёплых ульях. Знаете с какой большой точностью мы поддерживаем в улье температуру (примерно 34* в тех местах, где развиваются медовые пчёлы )
.3- раб. Пчела.
Да - мы рабочие пчёлы, трудяги, не позволяем температуре опускаться ниже 7*.
А припасённый в сотах мёд используем, как горючее ,его потребляем и выделяем тепло , необходимое для поддержания нормальной температуры.
Кузнечик.
Вот это да! Вы не только трудяги, но и печки!
4- раб. Пчела
Да, мы и трудяги, и печки ,и маленькие заводы по выработке одного из самых удивительных продуктов природы. Главные компоненты мёда -это 2 вида сахара – фруктоза и глюкоза. А также в нашем меду есть немного сахарозы, мальтозы, минеральных веществ ,много – много витаминов и совсем – совсем немного протеина и кислот .
1 –раб. Пчела.
Наш мёд бывает очень разным на цвет и вкус. Это зависит от того, что было источником нектара. Больше всего мы любим клевер, люцерну, вереск, липу, гречиху.
А сейчас угощение наше примите,
И нас пчёлок всегда благодарите.
Ведь мы – пчёлки с человеком дружим,
Его медком снабжаем и никогда не обижаем.
Растения опыляем
Урожайность повышаем.
Ведущий.
А почему мы с мёдом дружим?
Для чего он людям нужен?
Мёд- замечательное угощение
И везде находит широкое применение.
В медицине и в кулинарии .
Для кормления маленьких детей и спортсменов – богатырей .
Используют мёд в мазях для рук .
И для укрепления волос у любимых подруг.
ВСЕ ВМЕСТЕ:
Мёд – наше здоровье !
А здоровье – лучшее богатство!