СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сказка П.П.Ершова "Конек-Горбунок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к сказке П.П.Ершова "Конек-Горбунок"

Просмотр содержимого документа
«Сказка П.П.Ершова "Конек-Горбунок"»

Сказка П.П. Ершова  «Конек – Горбунок»   « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок»   - явление уникальное.  При кажущейся простоте текста,  лёгкости его восприятия –  В ней россыпи языковых жемчужин,  оценить достоинство можно лишь  при внимательном чтении».  В. Кодухов   2014 г .

Сказка П.П. Ершова «Конек – Горбунок» « Сказка П. Ершова «Конёк – Горбунок»  - явление уникальное. При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия – В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении». В. Кодухов

2014 г .

Пётр Па́влович Ершо́в    (6 марта 1815—   30 августа 1869) — известный русский писатель и поэт, драматург.

Пётр Па́влович Ершо́в   (6 марта 1815—  30 августа 1869) — известный русский писатель и поэт, драматург.

Интересные факты. 6 марта 1815 г. родился в семье чиновника. Было 12 братьев и сестер. 1824 г. родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться. 1831—1835 г.г. учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета. лето 1836 г. В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным. работает учителем Тобольской гимназии 1844 г. В 19 лет пишет сказку Конек – горбунок. работает инспектором гимназии 1857 г. директор гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии. инициатор создания любительского гимназического театра, занимался режиссурой.

Интересные факты.

6 марта 1815 г.

родился в семье чиновника. Было 12 братьев и сестер.

1824 г.

родители отправили Петра и его брата Николая в Тобольск учиться.

1831—1835 г.г.

учился на философско-юридическом отделении Петербургского университета.

лето 1836 г.

В студенческие годы Ершов сближается с профессором русской словесности Петром Плетнёвым, знакомится с Василем Жуковским, Александром Пушкиным.

работает учителем Тобольской гимназии

1844 г.

В 19 лет пишет сказку Конек – горбунок.

работает инспектором гимназии

1857 г.

директор гимназии и дирекции училищ Тобольской губернии.

инициатор создания любительского гимназического театра, занимался режиссурой.

Сказка «Конек – Горбунок» была написана в 1834г. Отрывок из «Конька-горбунка» появился в «Библиотеке для чтения» (1834, т. 3), а в середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием.

Сказка «Конек – Горбунок» была написана в 1834г.

Отрывок из «Конька-горбунка» появился в «Библиотеке для чтения» (1834, т. 3), а в середине 1834 года сказка Ершова была опубликована отдельным изданием.

Согласны ли вы с мнением русского критика?!  В.Г. Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа»

Согласны ли вы с мнением русского критика?!

В.Г. Белинский видел в сказке подделку, «написанную очень недурными стихами», но в которой «есть русские слова, а нет русского духа»

А. Пушкин о сказке «Конёк-Горбунок» «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить». А.С. Пушкин

А. Пушкин о сказке «Конёк-Горбунок»

«Теперь этот род сочинений можно мне и оставить».

А.С. Пушкин

Сказка написана на основе русской народной сказки «Жар – птица»   Сказка 1 часть 2 часть 3 часть

Сказка написана на основе русской народной сказки «Жар – птица»

Сказка

1 часть

2 часть

3 часть

1 часть Главные герои: Кобылица, Конек – Горбунок, три брата (Данило, Гаврило и Иван) В основе сказки лежат семейные отношения.

1 часть

  • Главные герои: Кобылица, Конек – Горбунок, три брата (Данило, Гаврило и Иван)
  • В основе сказки лежат семейные отношения.
2 часть Главные герои: Жар – птица, спальник, царь, царь – девица, Конек – Горбунок и Иван. В основе лежат социальные отношения. Сочетание реального и фантастического.

2 часть

  • Главные герои: Жар – птица, спальник, царь, царь – девица, Конек – Горбунок и Иван.
  • В основе лежат социальные отношения.
  • Сочетание реального и фантастического.
3 часть Главные герои: Иван, рыба – кит, месяц месяцович, царь – девица, осетры, дельфины, ерш – гуляка, царь. В основе социальные отношения. Наличие волшебства.

3 часть

  • Главные герои: Иван, рыба – кит, месяц месяцович, царь – девица, осетры, дельфины, ерш – гуляка, царь.
  • В основе социальные отношения.
  • Наличие волшебства.
Характеристика главных героев.  Иван: Неряшливый, ленивый, хитрый Неряшливый, ленивый, хитрый В первой части Во второй части Послушный, смелый, умный Послушный, смелый, умный В третьей части Смелый, добрый, нескладный, прямодушный Смелый, добрый, нескладный, прямодушный характеристика аргументы Хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи»,— «сам не прост», может и «черта оседлать» ты к царю теперь поди и скажи ему открыто Тут Иванушка поднялся, С светлым месяцем прощался, Крепко шею обнимал, Трижды в щёки целовал.

Характеристика главных героев. Иван:

  • Неряшливый, ленивый, хитрый
  • Неряшливый, ленивый, хитрый

В первой части

Во второй части

  • Послушный, смелый, умный
  • Послушный, смелый, умный

В третьей части

  • Смелый, добрый, нескладный, прямодушный
  • Смелый, добрый, нескладный, прямодушный

характеристика

аргументы

Хоть и распевает, лежа на печи, «изо всей дурацкой мочи»,— «сам не прост», может и «черта оседлать»

ты к царю теперь поди и скажи ему открыто

Тут Иванушка поднялся, С светлым месяцем прощался, Крепко шею обнимал, Трижды в щёки целовал.

Конек - Горбунок Царь Символ крепостнической России Верный товарищ Ивана (не предает в беде) Заботливый (предупреждает, что не надо брать перо) Завистливый (он смел такой богатый...  Погоди же ты, злодей!) жестокий(Если ж ты да будешь врать,  То кнута не миновать) Ловкий (придумывает как выйти из ситуации) Добрый (не отказывает в помощи Ивану)

Конек - Горбунок

Царь

Символ крепостнической России

Верный товарищ Ивана (не предает в беде)

Заботливый (предупреждает, что не надо брать перо)

Завистливый (он смел такой богатый... Погоди же ты, злодей!)

жестокий(Если ж ты да будешь врать, То кнута не миновать)

Ловкий (придумывает как выйти из ситуации)

Добрый (не отказывает в помощи Ивану)

Особенности сказки особенности Троекратные повторы примеры Показываются картины крестьянской реальной жизни три сына, три утренни зари, три вершка, три недели… Братья сеяли пшеницу Наличие вставных глав Да возили в град-столицу: Зачинается рассказ  От Ивановых проказ,  И от сивка, и от бурка,  И от вещего коурка. Наличие эпиграфа к каждой части Знать, столица та была Поэтическая форма Часть первая. Начинается сказка сказываться… Недалече от села. Сердцу любо! Я там был, Сказка построена как русская народная сказка Часть вторая. Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается. Там пшеницу продавали, Часть третья. Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.  Мед, вино и пиво пил;  Деньги счетом принимали  По усам хоть и бежало, И с набитою сумой В рот ни капли не попало. Возвращалися домой.

Особенности сказки

особенности

Троекратные повторы

примеры

Показываются картины крестьянской реальной жизни

три сына, три утренни зари, три вершка, три недели…

Братья сеяли пшеницу

Наличие вставных глав

Да возили в град-столицу:

Зачинается рассказ От Ивановых проказ, И от сивка, и от бурка, И от вещего коурка.

Наличие эпиграфа к каждой части

Знать, столица та была

Поэтическая форма

Часть первая. Начинается сказка сказываться…

Недалече от села.

Сердцу любо! Я там был,

Сказка построена как русская народная сказка

Часть вторая. Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Там пшеницу продавали,

Часть третья. Доселева Макар огороды копал, а нынче Макар в воеводы попал.

Мед, вино и пиво пил;

Деньги счетом принимали

По усам хоть и бежало,

И с набитою сумой

В рот ни капли не попало.

Возвращалися домой.

Эпитеты (аршинными ушами) Уменьшительно- ласкательные суффиксы (Конек) Звукоподражание (Та – ра – рам, та – ра – рам вышли кони со двора) сказочные выражения (очи яхонтом горели) Метафоры (широкие моря) Особенности языка Ирония (помолился на забор, / И пошёл к царю во двор) Сибирские говоры (недалече) Простонаречные слова  (черти босоноги ) Сравнение (здесь зелень, «словно камень-изумруд») Фразеологизмы  (не ударить в грязь лицом)

Эпитеты (аршинными ушами)

Уменьшительно- ласкательные суффиксы

(Конек)

Звукоподражание (Та – ра – рам, та – ра – рам вышли кони со двора)

сказочные выражения (очи яхонтом горели)

Метафоры

(широкие моря)

Особенности языка

Ирония

(помолился на забор, / И пошёл к царю во двор)

Сибирские говоры (недалече)

Простонаречные слова

(черти босоноги )

Сравнение

(здесь зелень, «словно камень-изумруд»)

Фразеологизмы (не ударить в грязь лицом)

Призыв к труду Призыв к мудрости Расширение кругозора Ценность человеческих качеств (смелость, дружелюбность, ловкость…) Подлинная человечность Призыв к доброте Воспитательное значение

Призыв к труду

Призыв к мудрости

Расширение кругозора

Ценность человеческих качеств (смелость, дружелюбность, ловкость…)

Подлинная человечность

Призыв к доброте

Воспитательное значение

Вопросы для рассуждения (письменных ответов)  1. Как Вы считаете, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём? 2. Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Аргументируйте. 3. В чем ценность сказки П. Ершова «Конёк – Горбунок»?

Вопросы для рассуждения (письменных ответов)

1. Как Вы считаете, какие качества помогли Ивану справиться со всеми заданиями и стать царём?

2. Похожа ли сказка о Коньке-Горбунке на русские народные сказки? Аргументируйте.

3. В чем ценность сказки П. Ершова «Конёк – Горбунок»?