Сказочные персонажи. Сказка как подсказка.
Подготовила: Выходцева А.В.
Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ Д/с № 106
Сказки – необходимый элемент духовной жизни человека. Входя в мир чудес и волшебства, мы погружаемся в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь мы растем, нас переполняет целая гамма эмоций.
Это естественные этапы, которых человек не должен бояться. Сказки приводят в движение внутреннюю жизнь и это особенно важно, когда она запутана, стеснена или загнана в угол. Сказка "смазывает петли и засовы", вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Все мы - родом из детства. А сказки, рассказанные нам в детстве, никуда не исчезают, они остаются с нами навсегда. У каждого человека есть сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление.
Но почему так влияет именно сказка? Может быть, потому, что в ней всегда можно спрятаться. Это то, к чему было разрешено постоянно возвращаться : ее можно было перечитывать, много раз слушать, активно ее вызывая.
- Первый пример. Молодая женщина владеет небольшим предприятием, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что хозяйка работает на них. Она подбирает самых убогих и беспомощных в профессиональном плане работников, без конца опекает их, решает их проблемы, в том числе личные, лечит, помогает деньгами, не получая взамен даже благодарности. Ситуация выглядит нелепо. Хозяйка на грани банкротства и нервного истощения.
“ Белоснежка и семь гномов”
- Еще одна ситуация. Мужчина - беспомощный, страдающий неудачник, в депрессии, около года сидит без работы. При этом изначально достаточно сильный человек: хорошо окончил школу, институт, с высоким уровнем интеллекта. Казалось бы, имеет все возможности для того, чтобы наладить собственную деловую жизнь, но этого все не происходит. Сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление,
- “Ловись, рыбка!”
- Или другой пример. Врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Самым любимым образом, который в детстве вызывал море эмоций, была мышка в “Репке”, та, что пришла, помогла и вытянула репку
“ Репка”
Существует множество жизненных сценариев, в основе которых можно разглядеть известные, хорошо знакомые с детства сказки.
Прекрасные принцессы, благородные рыцари, злые волшебники, неведомые существа - все это играет удивительными красками и оживает в нашем воображении, придавая ощущение чуда на всю жизнь.
Но мало, кто из нас задумывается о том , что симпатия к какому либо персонажу, является отражением нашего внутреннего мира, наших сокровенных мыслей и подсознательных желаний.
- Девочки, в детстве играя в сказки, и восхищаясь любимыми героинями, несознательно лепят по ним ролевую модель.
Что же делать, если любимая сказка – «Дюймовочка»?
Прежде всего, необходимо научиться определять цель. «Принц эльфов» – это не цель.
«Мужчина на 5 лет старше меня, успешный в бизнесе, веселый, уравновешенный, самостоятельный» – больше похоже на цель.
«Хочу много денег» – не цель. «Хочу записаться на курсы кройки и шиться, по окончании, открыть свое ателье» – цель. Более ресурсно построенная, она содержит в себе путь ее достижения (подзадачи, шаги).
Определив цель, необходимо стремитесь к ней. Мягко, по-женски... и тем не менее действуя.
Подстраиваться совсем не обязательно. Надо познакомиться с собой настоящей .
«Дюймовочка»
- Герда – это девочка-танк. «Вижу цель – не вижу препятствий» — это про нее. Спокойная целеустремленность, невероятная настойчивость.
Герда – отличный вариант. Она будет женой и матерью в одном флаконе. Она поможет сделать карьеру, заработает денег, родит и воспитает детей, не забывая, что вы – ее главный ребенок. Она не даст вам хоть что-то решить самому – и в отличие от той же Белоснежки, озвучит это честно.
Справедливости ради, Герды редко увлекаются самостоятельными мужчинами. Их Кай – типичный «сынуля», которого это вполне устраивает.
«Герда»
- Алиса с детства необычный ребенок , обращающий внимание на вещи, которые других мало волнуют. Ей не скучно одной, она играет в собственные игры, часто создает вокруг себя целый мир. Иногда ее считают туповатой – поскольку соображает она медленно, рассуждает не всегда логично, а математика – вообще не ее стихия. Алиса плохо вписывается в компании, она одиночка и мечтательница.
* Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы… и, заметьте, всегда счастливый конец - она оптимистична, добра и надежна!
Что касается мальчишек, то, нам кажется, что это герои не только сказок, но и приключенческих книжек и фильмов – в том числе новых.
«Алиса»
- Пьеро – это эмоционально неуравновешенный мальчик с претензией на роль Жертвы . Его обижают! Его не ценят! А он такой талантливый и замечательный! И лишь Вы поймете его тонкую душу! К слову, часто Пьеро действительно если не талантливый, то, по крайней мере, способный.
Мужчины Пьеро недолюбливают , не слишком близко знакомые женщины – жалеют. Общаться с Пьеро в разумных дозах – даже интересно, ибо он почти по-женски чувствителен. Возможно, поэтому Пьеро чаще других бывают, неравнодушны к своему полу (но не обязательно!).
Пьеро легко выносит на всеобщее обозрение свою личную жизнь – и так же может поступить и с вашей. Не разбалтывайте ему никаких секретов, даже случайно. Иначе завтра в курсе ваших дел могут быть все общие знакомые.
«Пьеро»
- Том Сойер чаще всего не красавец, но чрезвычайно обаятельный мальчик. Дружелюбный и приветливый. Умеет нравиться и располагать к себе. В Томе странным образом сочетается лень и смекалка – чаще всего ум и обаяние идут вход тогда, когда другим приходится напрягаться. Том довольно напорист, но мягко и ненавязчиво, его цель – убедить, а не запугать.
Томы преуспевают там, где нужен талант к общению – продажи, переговоры, театр… Часто они хорошие бизнес-тренеры , готовые научить всем своим приемам (не говоря при этом, что приемы мертвы без фирменного «сойеровского» обаяния). В силу характера они редко становятся ТОП-менеджерами. Практически не встречаются среди аналитиков, системщиков и прочих профессий, где нужна усидчивость.
В целом, иметь Тома Сойера в числе знакомых – всегда приятно, особенно для женщин. Даже если вы и не стали его Бекки Тэтчер.
«Том Сойер»
- Буратины по натуре своей добрые , отзывчивые, искренние, целеустремленные люди. Любят весь мир, до ужаса любознательны, обожают путешествия. В то же время они наивны, Буратин легко обмануть, но с опытом это проходит и они учатся выпутываться из любых переделок. Можно сказать, что в юности они шалопаи, готовые ради собственного веселья привязать кошку за хвост к фонарному столбу, НО, опять же, все это проходит.
«Буратино»
Из Буратин получаются хорошие актеры В любви они могут зашутить девушку, случайно унизить (даже не желая этого) и, следовательно, отбить охоту продолжать общение. Но на всякого Буратину найдется своя Мальвина или же Маленькая разбойница!
«Сказка ложь, а в ней намёк, добрым молодцам урок».
Какие бывают сказки - подсказки:
Дидактическая сказка
Психокоррекционная сказка
Направлена на корректировку психологической проблемы. Сначала показывается неверное поведение героев, а затем правильное. Обязательно такие сказки после обсуждаются.
- Подходит для дошкольников и младших школьников . С помощью сказки до ребёнка можно донести какую либо информацию . Например: о необходимости чистить зубки, о разнообразии геометрических фигур и др . В конце сказки несложные вопросы и задания для закрепления.
«Жили-были два микроба». Сатеник Казарян
«Жили-были два микроба - Кариус и Бактериус.
Они вселялись в зубы девочек и мальчиков, устраивались там поудобнее, обживались и начинали хулиганить. Как только небольшие частички пищи застревали между зубов, Кариус и Бактериус набрасывались на них и с жадностью съедали, чавкая и хрюкая при этом. Они становились толще и толще, и уже им было неудобно сидеть в маленьких естественных углублениях зуба, они начинали рыть себе норки, разрушая даже самые сильные зубы.
Надо сказать, что не у каждого ребенка в зубах они уживались. Были и такие девочки и мальчики, которые тщательно следили за чистотой своих зубов, полоскали рот после еды, чистили зубки утром и вечером. Несчастные Кариус и Бактериус худели день ото дня, конечно же, им приходилось покидать свое жилище и подыскивать себе другое место.
Зато какое было раздолье, когда они находили себе хозяина, который мог неделями не дотрагиваться до своей зубной щетки! У них было много времени для того, чтобы сделать много норок и лабиринтов для перехода из одного зуба в другой. Они шумели, стучали, мусорили в своих домиках, и тем самым доставляли массу неприятностей обладателю зубов. У детей начинали сильно болеть зубы, а потом и голова, они не могли спать спокойно и им снились некрасивые сны.
Тогда родителям приходилось их срочно вести к лекарю Стоматологу Стоматологовичу. Уж он-то мог спасти ребят от злобных микробов.
И освободившись от Кариуса и Бактериуса, ребята больше никогда не забывали чистить зубы.
А микробы до сих пор ходят от дома к дому и подыскивают себе новое жилище...
Сказка о Вороненке
- Возраст: 5-9 лет.
- Направленность: Неуверенность. Боязнь самостоятельности.
Тревожность и боязливость. Ключевая фраза: "Я боюсь, у меня не выйдет"
Когда-то давно в одном небольшом городке на большом тополе жила Ворона. Однажды она снесла яйцо и села его высиживать. Гнездо было без крыши, поэтому маму Ворону морозили ветра, засыпал снег, но она все терпеливо переносила и очень ждала своего малыша.
В один прекрасный день птенец застучал внутри яйца своим клювиком, и мама помогла выбраться своему Вороненку из скорлупы. Он вылупился нескладным, с голеньким беспомощным тельцем и с большим-большим клювом; он не умел ни летать, ни каркать. А для мамы он был самый красивый, самый умный и самый любимый, она кормила сына, согревала его, защищала и рассказывала сказки.
Когда Вороненок подрос, у него выросли очень красивые перышки, он много всего узнал из маминых рассказов, но он по-прежнему не умел ни летать, ни каркать.
Наступила весна, и пришло время учиться быть настоящим вороном. Мама посадила вороненка на край гнезда и сказала:
- Сейчас ты должен смело прыгнуть вниз, взмахнуть крыльями - и ты полетишь.
В первый день Вороненок уполз в глубину гнезда и тихо плакал там. Мама, конечно, огорчилась, но ругать сына не стала. Прошло некоторое время, и уже все молоденькие воронята вокруг научились летать и каркать, а нашего Вороненка мама по-прежнему кормила, оберегала и долго-долго уговаривала перестать бояться и попробовать научиться летать.
Как-то этот разговор услышала Старая Мудрая Ворона и сказала молодой неопытной маме:
- Так больше продолжаться не может, не будешь же ты всю жизнь бегать за ним, как за маленьким. Я помогу тебе научить твоего сына и летать, и каркать.
И когда Вороненок на следующий день сел на краю гнезда подышать свежим воздухом и посмотреть на мир, Старая Ворона тихо подлетела к нему и столкнула вниз. От страха Вороненок забыл все, чему так долго учила его мама, и стал камнем падать на землю. От испуга, что он сейчас разобьется, он открыл свой большой клюв и... каркнул. Услышав самого себя, и от радости, что, наконец, научился каркать, он взмахнул крыльями раз, другой - и понял, что летит... И тут он увидел рядом с собой маму; они полетали вместе, а потом дружно вернулись в гнездо и от всей души поблагодарили Старую Мудрую Ворону.
Так в один день Вороненок научился и летать, и каркать. А на следующий день в честь своего сына, который стал совсем взрослым и самостоятельным, мама Ворона устроила большой праздник, на который пригласила всех птиц, бабочек, стрекоз и многих-многих других, а на почетном месте важно восседала Старая Мудрая Ворона, которая помогла не только маленькому Вороненку, но и его маме.
Какие бывают сказки - подсказки:
Психологическая сказка
Психотерапевтическая сказка
- Сказка, как правило, основана на реальных событиях, имеет немного вымысла. В процессе развиваются и укрепляются личные качества человека. Больше подходит для взрослых.
В основе лежат притчи.
ПРИТЧА О ЛОШАДИ
Убежала у крестьянина лошадь. Как сеять, как пахать? Заплакал крестьянин. Кое-как вспахали поле, кое-как посеяли. Прошло время. Пришла лошадь и привела жеребенка. Ой, какое счастье, убежала лошадь, привела жеребенка. Вырос жеребенок, превратился в могучего коня. Поскакал на нем сын крестьянина, упал и сломал ногу. «Какое горе, - заплакал крестьянин,- сын сломал ногу». Утром стучат в дверь: мобилизация. Всех молодых парней забирают на войну с соседним королевством. А сына крестьянина не взяли. Обрадовался он: какое счастье- сын сломал ногу.
Какие бывают сказки - подсказки:
Медитативная или релаксационная сказка
Недосказанные сказки
Этот метод скорее направлен на диагностику проблемы. Ребёнку рассказывают небольшой фрагмент сказки, далее совместно с ребёнком продолжаете её. Спрашивайте ребёнка: где живут герои, какая у них семья, сколько детей и т.д. Затем спросите у ребёнка: "Как думаешь, что будет дальше?"Только все вопросы должны задаваться непринужденно и не навязчиво. Потом анализируем сказанное, все придуманное ребёнком, может говорить о его переживаниях, о каких либо проблемах в жизни малыша.
- Для снятия внутреннего напряжения, представления позитивных образов. Рассказывать такую сказку надо спокойным, не громким голосом, можно включить фоном музыку. Соответственно не громко и спокойную. Например: пение птиц, шум моря и др.
Путешествие — медитативная сказка на ночь для засыпания.
- Устраивайся поудобнее в кроватке и закрывай глазки. Перед сном мы совершим с тобой увлекательное сказочное путешествие. Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большие добрые слоны с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны.
"Заколдованный принц (принцесса)"
- «В некотором царстве, в некотором государств жил-был (жила-была) принц (принцесса). Но жизнь у него была невеселая, потому что был он (она) заколдован (а). Как ты думаешь, за что его заколдовали?»
- В этой сказке речь идет о чувстве вины. Чувствует ли себя ребенок виноватым за прошлые проступки? Вы это услышите в рассказе малыша. В этом случае стоит задать себе вопрос: инцидент не был исчерпан?
Рисование сказки
Как правило, это второй этап работы со сказкой. Ребёнку предлагается нарисовать или слепить, можно сделать и аппликацию на тему услышанной сказки. Здесь ребёнок выплёскивает свои чувства.
Благодарю за внимание!