Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка к
школе (экспертная оценка родителей)
В.И. Чирков, О.Л. Соколова, О.В. Сорокина
1 ШКАЛА - УСПЕШНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
5 баллов - правильное безошибочное выполнение школьных заданий.
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки.
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие
ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
1 балл - плохое усвоение программного материала по всем предметам.
2 ШКАЛА - СТЕПЕНЬ УСИЛИЙ, НЕОБХОДИМЫХ РЕБЁНКУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
5 баллов - ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
4 балла - выполнение школьных заданий не вызывает у ребёнка особых затруднений.
3 балла - иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение
заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
2 балла - выполнение школьных заданий требует от ребёнка определённой степени напряжения.
1 балл - ребёнок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
3 ШКАЛА - САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ШКОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
5 баллов - ребёнок сам справляется со школьными заданиями.
4 балла - работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
3 балла - иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
2 балла - ребёнок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но
предпочитает делать их с помощью взрослого.
1 балл - для выполнения ребёнком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
4 ШКАЛА - НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ РЕБЁНОК ИДЁТ В ШКОЛУ
5 баллов - ребёнок улыбается, смеётся, с хорошим настроением идёт в школу.
спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
3 балла - иногда бывают проявления сниженного настроения.
2 балла - случаются проявления отрицательных эмоций:
а) тревожность, огорчение, иногда страх;
б) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышка гнева,
злости).
5 ШКАЛА - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ
5 баллов - общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
4 балла - малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются
дети.
3 балла - сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми
ребятами.
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
1 балл - а) замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться» в одиночестве.
б) инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерётся.
6 ШКАЛА - ОБЩАЯ ОЦЕНКА АДАПТИРОВАННОСТИ РЕБЁНКА
5 баллов - высокий уровень адаптированности.
4 балла - уровень адаптированности выше среднего.
3 балла - средний уровень адаптированности.
2 балла - уровень адаптированности ниже среднего.
1 балл - низкий уровень адаптированности.
Обработка результатов:
19-30 баллов - зона адаптации.
13-18 баллов - зона неполной адаптации.
0-12 баллов - зона дезадаптации.