Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения
Учитель начальных классов
Христофорова Наталья Алексеевна
- Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
- Задуйте свечу.
- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.
- Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку.
- Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Обрызгайте бельё водой.
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.
В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)
Выдох со счётом.
Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).
Медвежата.
- Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м).
- Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам.
В лифте.
- Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Ручка в зубах.
- Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.
- Набор деформированных предложений.
- 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи
- 2. дали каши Маше манной нашей
- 3. летом одним и зимой цветом
- 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке
- 5. ко мне друзья пришли мои на праздник
- 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были
- 7. любимое дерево мое белая береза
- 8. в саду в нашем расцвела клубника
- 9. мы электричке на доехали до станции
- 10. ледяная , крутая и длинная горка была
Поиск в тексте заданных слов:
Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.
“ Игра в прятки”:
- Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.
“ Мнимое слово”:
- Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.
Чтение в темпе скороговорки
Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
- Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
Чтение блоков
Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (1-ая группа блоков)
- Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах!
- Ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф ой!
- Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! эх!
- Юг юз юм юн яд як ял ям ян яр
- Ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же за
- Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
- Не ни но ну по Ра ре си су та те
- То ту ты тю! Фа фу! Ха! Хе! Че чу ша!
- Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс…
- Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во!
- Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй!
- Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха!
- Ба-ба дя-дя па-па ма-ма
Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов (2-ая группа блоков):
При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.
- Ага бай сам шар пах
- Аут баз бык бэр вон
- Выя дар дом бей ели
- Ему зея сею уже зал
- Ива тик хил зим лиф
- Тих бия кар лих люк
- Ляп миф мул мыс мэр
- Нас нет нищ нот гну
- Бой лом сон ост лот
- Мох бош пол Юра рек
- Оси суп эта тел тот
- Эту тыл ТЮЗ ума муж
- Кум рус дух Уфа Уфу
- Уха ухе чек чуб шаг
- Щит эхо юга ТЮЗ юму
- Дюн яды яку мял яма
- Яна яро
- Аа-ага-яга-яма-ява-яна
- Ад-сад-суд-сед-дед-беб
- Ай-бай-рай-лай-лей-лес
- Ам-сам-эам-там-нам-наш
- Ар-шар-кар-кур-рук-рак
- Ах-пах-пат-мат-мад-май
- Ау-ату-туш-уши-шин-шит
- Ау-аут-шут-шуб-шум-ума
- Ба-баз-бал-бел-бег-бес
- Бы-бык-быт-бот-кот-лот
- Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус
- Во-вон-вот-воз-вол-эол
- Вы-выл-выя-вил-вал-дал
- Га-газ-гаи-уаз-азы-азу
- Да-дар-дыр-ряб-раб-рыл
- До-дом-дон-док-око-мод
- Ей-бей-пей-пел-пил-пир
- Ел-ели-дел-мел-сел-тел
- Ем-ему-тем-там-том-сом
- Ея-зея-шея-шеи-шею-шеф
- Ею-сею-сою-пою-пой-поп
- Же-уже-ежу-еду-ежи-жив
- За-зал-зав-зам-зад-зуд
- Иа-ива-ира-раф-риф-рис
- Ик-тик-так-мак-лак-тит
- Ил-хил-вил-жил-зил-бил
- Им-зим-ими-иди-или-ила
- ИФ-лиф-лик-луч-луб
- Их-тих-тис-тип-туп-тот
- Ия-бия-яик-яки-яги-гид
- Лю-люк-кки-луи-лук-лиц
- Ля-ляп-лэп-лип-лис-луп
- Ми-миф-мир-мор-муз
- Му-мул-нул-луг-луч-куч
- Мы-мыс-мыт-мот-моё-мой
- Мэ-мэр-рем-ром-рос-рощ
- На-нас-сан-сап-нёс-сел
- Не-нет-нее-ней-нем-ним
- Ни-нищ-нив-нов-ног-ной
- Но-нот-тон-тои-тор-тощ
- Ой-бой-бои-мой-мог-мол
- Ом-сом-лом-том-ком-пом
- Он-сон-кон-тон-оно-они
- Ос-ост-сто-дос-дом-ома
- От-лот-пот-мот-тот-рот
- Оох-мох-мух-охи-ахи-мах
- Ош-бош-бот-бог-бок-док
- По-пол-пал-мал-дал-ждал
- Ра-Юра-эра-рак-рок-роз
- Ре-рек-век-вак-ваз-воз
- Си-оси-сив-сиг-миг-маг
- Су-суп-сук-сок-ток-так
- Су-сук-суп-щуп-щук-щек
- Та-эта-эра-раб-рад-род
- Те-тел-тол-вол-дол-дел
- То-тот-тут-аут-кут-кум
- Ту-эту-туя-туф-тур-бур
- Ты-тыл-пыл-пол-гол-год
- Тю-тюз-тоз-туз-узы-зуб
- Уа-ума-ура-мак-рак-так
- Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж
- Ум-кум-ком-кот-кол-кал
- Ус-рус-усы-сыр-сер-сет
Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
(3-я группа блоков):
- Бокс борт борщ верх волк
- Гонг диск Ейск зюйд Иезд
- Лувр люфт лязг матч мозг
- Нерп порт корт пунш Рижт
- Факт финт фунт
- Шурф щедр
- Акт акр барс болт Вахш винт
- Герб горд горн ГОСТ гурт дерн
- Зонд зонт корт лифт лярд морж
- Пуст путч ринг ромб рост сорт
- Фонд форт цинк шарф шест шёлк
Фразы для чтения
- Морж мёрз, но полз.
- Майкл ел борщ и торт.
- На борт жал болт.
Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова
(4 - ая группа блоков):
- Блок блях барк взор ВГИК вжик
- Влип враз врач вред все втуз
- Где глуп граф грач грех гриф
- Джаз дни дней дроф друг ждал
- Жрец звон злой знак зной клев
- Клич клуб клюв ключ кляк КМА
- Её плащ плох.
- Класс встал у парт.
- Мой друг щедр.
Чтение наиболее трудных однослоговых слов
(5 - ая группа блоков):
- Вверх взмах взнос взмыл вклад
- Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
- Монстр перст пёрст пункт склад
- Смысл спорт столб страж треск
- Хвост Холмс штамп штурм
Чтение двуслоговых слов
(6-ая группа блоков).
- Аббат бедных браво велю
- Аган белый бронза верни
- Ажур бизон бронхит верхи
- Акбар беркут броню весна
- Я вверх вёз хлеб.
- Жнец ждал.
- Плох дом.
- На наш дом грач сел.
- Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными
(7-ая группа блоков):
- Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.
- Сели- съели приём- объём
- Сёмка- съёмка веду- въеду
- Приезд- съезд взял- изъял
Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.
Слова с мягким знаком на конце.
- Быт – быть, ест- есть , вонь- вон
- ГОСТ – гость, мел- мель, даль- дал
- Ел – ель, пусть- пуст, кровь- кров
- Плот – плоть, тронь- трон, рис- рысь
- Не лезь вглубь - там грязь.
- Шли сквозь огонь, сквозь пыль.
- Бабе- бабье семя- семья
- Коля- колья чего- чьего
- Дарю- Дарью браня- враньё
- Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков)
- Адская датская домашний
- Акция деньжата артистка
- Амплуа дибазол ассорти
- Знание водная вольница
- Горячка заморозь епископ
- Изморозь качели лошади
- Коробка корзина машина
- Материя медная муравьед
- Общество озлоблен ошибка
Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи- быть жаре.
Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей
(9-ая группа блоков):
- Апрельская Ломоносов полширины
- Базальтовый обыкновенная эссенция
- Зеркальный падчерица фамилия
- Диапозитивы революция энтузиазм
- Отработка дикции
- Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».
- Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.
- Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.
От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.
Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.
От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
.
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол-молол, язык болтает, а голова не знает
Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!
Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.
Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож.
С чем ты к нам пришёл: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?
Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко:
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д
.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
11. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
12. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
13. В один, Клим, клин колоти.
14. Каково волокно, таково и полотно
15. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
16. Либретто “Риголетто”.
- Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80-90 слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.