ПМ 01. Ведение расчетных операций
МДК 01.01. Организация безналичных расчетов
Подготовил преподаватель:
Щур А. Ф .
Выпуск платежных карт регулируется
Положением Банка России от 24.12.2004 года 266-П« Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт » (с изменениями).
П латежны е кар ты - инструмент безналичных расчетов , предназначенн ый для совершения физическими лицами, в том числе уполномоченными юридическими лицами (держателями), операций с денежными средствами, находящимися у эмитента, в соответствии с законодательством РФ
и договором с эмитентом.
Достоинства банковских карт для клиентов:
- Компактность
- Безопасность
- Доступ к своему счету 24 ч в сутки
- Возможность пользоваться счетом несколькими лицами на основании дополнительных карт
- Возможность рассчитываться по всему миру в магазинах, ресторанах, гостиницах.
- И др .
Достоинства банковских карт для банков:
- Престиж
- Расширение круга клиентов
- Привлечение дополнительных средств за счет средств клиентов – держателей карт
- Получение доходов в виде комиссионных при обслуживании карт, а так же в виде процентов по кредитам в пределах установленного кредита и неустоек при их превышении
Крупнейшими международными платежными системами являются:
- Visa International
- MasterCard Worldwide
- American Express
- Diners Club
Банк - эмитент
- Банк-эмитент осуществляет выпуск (эмиссию) банковских карт, открытие карточных счетов, предоставление банковских карт в распоряжение клиентов (при этом карты остаются собственностью банка, а клиенты получают право пользования ими) и расчетно-кассовое обслуживание клиентов при совершении операций с использованием ими банковских карт.
Банк-эмитент выполняет следующие функции:
- выпуск карт, их кодирование и запись персональных данных владельца карты, выдача карты клиенту, возобновление действия карты;
- анализ кредитоспособности (оценка финансового положения) заявителя, открытие карточного счета, определение кредитного лимита;
- авторизация при приеме карты к оплате или выдаче наличных денег;
- формирование и отсылка клиентам отчетов по счетам некоторых видов карт;
- взыскание просроченного долга и контроль за соблюдением лимита;
- работа с клиентами;
- обеспечение безопасности;
- маркетинг.
Банк-эквайер
- Банк-эквайер обслуживает держателей карт. На этапе вступления в платежную систему такой банк заключает с процессинговой компанией договор об обслуживании держателей карт в создаваемой им терминальной сети, открывает корреспондентский счет в расчетном банке системы и выбирает способ взаимодействия с процессинговым центром. Банк организует в своих подразделениях рабочие места для обслуживания держателей карт, заключает по согласованию с процессинговой компанией договоры с организациями торговли или услуг, обеспечивает оснащение последних необходимыми техническими устройствами и расходными материалами.
Авторизация
- Авторизация - это разрешение эмитента на совершение операции с помощью данной банковской карты. Для осуществления авторизации торговая организация делает запрос в платежную систему о подтверждении полномочий предъявителя карты и о его финансовых возможностях. В случае положительного результата система дает разрешение на оплату и сообщает код авторизации, который затем переносится на специальный чек.
Отчеты по картам
- Банки могут высылать клиентам отчеты по картам — периодическое (как правило, 1 раз в месяц) предоставление клиенту выписки из его счета, где указываются все операции за отчетный период, комиссионные банка, сумма погашения долга и его остаток.
Реестр платежей
- Реестр платежей по операциям с использованием платежных карт - документ или совокупность документов, содержащих информацию об операциях, совершаемых с использованием платежных карт за определенный период времени, составленных юридическим лицом или его структурным подразделением, осуществляющим сбор, обработку и рассылку участникам расчетов - кредитным организациям информации по операциям с платежными картами (процессинговый центр), и предоставляемых в электронной форме и (или) на бумажном носителе;
Электронный журнал
- Электронный журнал - документ или совокупность документов в электронной форме, сформированный (сформированных) банкоматом и (или) электронным терминалом за определенный период времени при совершении операций с использованием данных устройств.
Персонализация
- Персонализация - процедура нанесения на платежную карту и (или) запись в память микропроцессора, на магнитную полосу платежной карты информации, предусмотренной правилами участников расчетов.
Классификация платёжных карт:
- Назначения
- Территориальный признак
- Технология изготовления
- Способ нанесения информации
- Принадлнжность
Банки -лидеры по выпуску карт в РФ
Распределение рынка платежных систем
в России
Документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт
При выдаче или приеме наличных денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием платежных карт в ПВН КО на основании документов по операциям с использованием платежных карт оформляются соответственно расходные кассовые ордера 0402009 , приходные кассовые ордера 0402008 , предусмотренные Положением Банка России N 630-П, в момент совершения операции с использованием платежной карты или на итоговые суммы операций, совершенных с использованием платежных карт, по окончании осуществления этих операций.
Документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт
В случае проведения операций с наличной иностранной валютой и чеками, указанных в Инструкции Банка России N 136-И, должны оформляться документ, подтверждающий проведение операций с наличной иностранной валютой и чеками , и Реестр операций с наличной валютой и чеками .
Документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт
При совершении клиентами операций по получению или внесению наличных денежных средств в валюте РФ или в иностранной валюте с использованием платежных карт в банкоматах оформление указанных операций осуществляется Документом по операциям с использованием платежной карты . Документы, подтверждающий совершение указанных операций, предусмотренный Положением Банка России N 630-П, 136-И - кассовые ордера, справки о совершении валютных операций и реестры - не оформляется .
Документы по операциям, совершаемым с использованием платежных карт
Основанием для составления расчетных и иных документов для отражения сумм операций, совершаемых с использованием платежных карт, в бухгалтерском учете участников расчетов является
реестр платежей или электронный журнал .
Оборудование для обслуживания платёжных карт
Фронтофисными устройствами для обслуживания банковских карт, которые устанавливаются в торгово-сервисных предприятиях и в пунктах обслуживания банков являются
Банкоматы
Терминалы
ПИН-пады
Оборудование для обслуживания платёжных карт
Назначение POS-терминалов — проведение операций оплаты товаров и услуг в торгово-сервисных предприятиях с использованием платежной банковской карты.
Российское отделение платежной системы VISA выдвинуло рекомендации по времени транзакции на POS-устройстве: для торговых точек с количеством операций по картам VISA более 750 в месяц установлено максимально допустимое время проведения транзакции не более 30 секунд в случае 90 % операций
Основные типы устройств и их возможности
Одной из задач продавца является автоматизация торгово-сервисного предприятия. По этому критерию POS-терминалы делятся на
необслуживаемые автоматизированные системы, на которых сам клиент проводит все операции в режиме самообслуживания.
обслуживаемые оператором или кассиром
POS-терминалы самообслуживания
Терминалы самообслуживания устанавливаются на автоматизированных АЗС, в пунктах продажи билетов, в таксофонах и везде, где производится автоматизированный отпуск товаров или услуг. К ним предъявляются требования по вандалоустойчивости и поддержке работоспособности в широком диапазоне температур.
Обслуживаемые POS-терминалы
Устанавливаются в обычных магазинах, гостиницах . Обычно они представляет собой моноблок со встроенным дисплеем, клавиатурой и принтером, возможна интеграция с контрольно-кассовой машиной (ККМ).
Обслуживаемые POS-терминалы
Бизнес-процесс продавца может предъявлять специфичные требования к топологии размещения оборудования и даже свободного перемещения в заданных областях, т. е. его мобильности. Например, в ресторанном бизнесе применяются автономные небольшие терминалы, связанные с центром авторизации по радио (Wi-Fi, GPRS).
Обслуживаемые POS-терминалы
Терминалы для такси должны монтироваться на приборной панели автомобиля и устанавливать связь по радио. Кроме того, данный бизнес-процесс требует представления отображаемой на дисплее информации как водителю, так и клиенту.
Устройство POS-терминала
В POS терминал включаются следующие физические устройства, которые могут находиться как в раздельных корпусах, так и в едином корпусе-моноблоке:
• считыватели карт;
• коммуникационный канал обмена данными с центром авторизации;
• для аутентификации клиента ПИН-пад для ввода ПИНа;
• чековый принтер для документа об операции и подписи;
• интерфейс (дисплей с клавиатурой) с кассиром и (или) с клиентом
Услуги, предоставляемые с помощью POS-терминалов
Услуги, предоставляемые POS-терминалами (конечно, в совокупности с центром авторизации банка и платежными системами), достаточно обширны:
• проведение операций оплаты товаров и услуг по банковской карте;
• оформление кредита на покупку товаров или услуг;
• управление клиентом своим счетом:
• просмотр остатков субсчетов своего счета;
• просмотр истории операций (выписка);
• перевод средств со своего счета на другой;
• оплата услуг связи, коммунальных и прочих услуг;
• смена ПИНа;
• пополнение offline кошельков;
• поддержка систем лояльности:
• дисконтные схемы;
• бонусные схемы.
Перспективы
Безопасность:
- с развитием вычислительных мощностей повышается риск взлома систем безопасности платежных систем, отсюда постоянная работа над усилением их криптозащиты;
• с использованием в POS-терминалах открытых сетей (Wi-Fi, Ethernet и т. п.) вводятся новые требования по защите данных в таких каналах;
• постоянно используется опыт раскрытых мошенничеств для выработки новых стратегий защиты;
• с развитием биотехнологии будут внедряться новые более безопасные механизмы аутентификации клиентов.
Перспективы
Скорость обслуживания :
• с установкой POS-терминалов в гипермаркеты с большими потоками покупателей, выдвигаются все более жесткие требования ко времени проведения транзакций и увеличению пропускной способности. Эти требования в первую очередь касаются каналов связи с центром авторизации и аппаратно-программной платформы терминалов;
• вводятся технологии бесконтактных карт.
Перспективы
Расширение спектра услуг:
• для привлечения клиентов к торгово-сервисным предприятиям внедряются различные системы лояльности на кобрендинговых с платежными системами картах. Можно прогнозировать появление межбанковских процессинговых компаний со своими схемами лояльности.
• платежи за услуги связи и коммунальные, переводы средств становятся дополнительным востребованным функционалом POS-терминалов.
Банкоматы и терминалы
К основным типам устройств самообслуживания, широко представленных на рынке банковского оборудования в России, можно отнести банкоматы (ATM — Automatic teller machine) и информационно-транзакционные терминалы (информационные киоски).
Банкоматы
Устройства ввода/вывода
Данные устройства предоставляют клиенту интерфейс по взаимодействию с банкоматом при выполнении клиентской операции: выбор пунктов меню, отображаемых на экране, ввод данных (например, суммы), подтверждение выполнения операции, отказ от совершения операции и т. д. К данным устройствам относятся: монитор, функциональная клавиатура, криптоклавиатура (используемая в качестве клавиатуры для ввода данных). В настоящее время современные банкоматы комплектуются в основном сенсорными мониторами, которые позволяют отказаться от использования функциональной клавиатуры.
Банкоматы
Устройства чтения карт (картридеры)
предназначены для чтения данных карт с магнитной полосой, микропроцессорных карт. Используемые устройства чтения карт должны быть сертифицированы международными платежными системами.
Банкоматы
Устройства безопасности
К устройствам безопасности относится криптоклавиатура (EPP — Encryption Pin Pad), в которой в защищенной области памяти хранятся криптографические ключи, используемые для шифрования ПИН-кода, вводимого клиентом, а также для формирования MAC-подписи для авторизационного запроса.
Банкоматы
Диспенсер
Устройство предназначено для хранения и выдачи денежных банкнот. Устройство состоит из механизма набора банкнот из кассет, механизма подачи банкнот клиенту, кассет, в которых хранятся банкноты для выдачи, кассет для хранения забытых клиентом банкнот и банкнот, отбракованных диспенсером в момент набора из кассет. Все кассеты физически располагаются в сейфе, интегрированном в корпус банкомата
Банкоматы
Модуль приема наличных
Устройство предназначено для приема наличных банкнот и валидации их подлинности
Банкоматы
Устройства печати
К устройствам печати относятся принтеры, предназначенные для печати клиентских документов (чеков и выписок), а также журнальные принтеры, предназначены для печати информации о действиях, выполняемых банкоматом (т. е. ведение протокола работы устройства). Для печати выписок клиенту используются широкоформатные принтеры (формат А4).
Банкоматы
Персональный компьютер
К персональному компьютеру подключаются все вышеперечисленные устройства. На компьютере устанавливается программное обеспечение, которое управляет подключенным периферийным оборудование, и реализует бизнес логику работы банкомата
Информационно-транзакционные терминалы
Информационно-транзакционный терминал предназначен для оказания информационных услуг клиентам и выполнения простых платежных операций. В конфигурацию данного устройства в отличие от банкомата не входит диспенсер. Информационные киоски имеют более компактные размеры и разнообразный внешний дизайн
Банкоматы
Предоставляемые услуги
Банкоматы совместно с процессинговыми центрами и платежными системами, предоставляют своим клиентам широкий спектр услуг:
• выдача наличных;
• получение баланса по карточному счету;
• получение истории операций по карте;
• смена ПИН-кода карты;
• платежи в адрес различных поставщиков услуг, где в качестве платежного средства используется банковская карта;
• платежи в адрес различных поставщиков услуг наличными;
• пополнение счета банковской карты наличными;
• перевод средств с карты на карту;
• валютообменные операции;
• информационные сервисы (предоставление справочной информации и рекламы);
• административные операции для сервисных инженеров и инкассаторов, которые выполняются для управления устройствами банкомата и операционным днем банкомата (управление кассетами, открытие/закрытие дня, смена криптографических ключей);
• прочие операции, зависящие от особенности функций, предоставляемых локальными карточными продуктами.
Национальная система платежных карт (НСПК): становление и развитие
В целях гармонизации национального рынка розничных платежных услуг и выработки базовых предпосылок для разработки финансового инструмента, удовлетворяющего интересам как поставщиков услуг (банков), так и потребителей (держателей платежных карт, предприятий торговли, услуг), актуальным вопросом в 2014 г являлось
создание национальной системы платежных карт (НСПК)
- Стратегия развития национальной системы платежных карт разработана в соответствии с Федеральным законом от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе», рассмотрена Национальным финансовым советом Банка России ,одобрена Советом участников и пользователей НСПК.
- НСПК призвана обеспечить надежность, удобство, доступность платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК (далее – национальные платежные инструменты).
- Реализация Стратегии осуществлялась оператором НСПК во взаимодействии с Банком России, заинтересованными органами государственной власти Российской Федерации и профессиональными объединениями участников рынка розничных платежных услуг.
Перечень актуальных платежных продуктов и сервисов включает:
- платежные карты, предоставляемые клиентам участниками НСПК в соответствии с правилами НСПК (расчетные (дебетовые), кредитные, предоплаченные);
- возможность осуществления переводов денежных средств с использованием бесконтактных технологий и в сети Интернет;
- обработка операций, осуществляемых с использованием национальных платежных инструментов и международных платежных карт, включая взаимодействие с инфраструктурой участников НСПК и Банком России;
- противодействие несанкционированным и мошенническим операциям с использованием национальных платежных инструментов.
К перспективным продуктам и сервисам относятся:
- современные способы аутентификации пользователей платежных карт;
- инновационные носители платежных приложений и способы их предоставления держателям платежных карт;
- высокотехнологичные программно-аппаратные комплексы для осуществления переводов денежных средств с использованием национальных платежных инструментов;
- национальные программы лояльности;
- моментальные переводы денежных средств между клиентами участников НСПК, обеспечивающие поступление денежных средств в режиме реального времени;
- другие продукты и сервисы, востребованные рынком платежных услуг.
П редпосылки построения НСПК
необходимость комплексного решения задач по:
эффективному позиционированию российского банковского сектора на международных рынках,
обеспечению государственных интересов,
доступности и безопасности розничных платежных услуг, снижению их стоимости,
повышению уровня защищенности персональных данных держателей платежных карт,
сокращению расчетов наличными деньгами
Банковские санкции
21 марта 2014 г. Visa и MasterCard прекратили обслуживание карт у банков АКБ «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк», СМП Банк, «Финсервис» и др. (всего 7 банков).
Необходимость в отечественной платежной системе
возникла из-за трудностей и сбоев в работе международных систем – конкретно MasterCard и Visa. Эти системы оказались зависимыми от введенных к России санкций, в результате пострадали обычные граждане страны.
Для избежания в дальнейших подобных проблем было принято решение в разработке собственной, независимой от других стран, платежной системы.
Национальная система платежных карт
В таких странах, как Япония и Китай, подобные системы работают очень успешно. Они изначально начинались исключительно как национальные, замкнутые на свой рынок, на свою территорию, на свое население, а сейчас приобретают все большую популярность
Национальная система платежных карт
5 мая 2014 г. президент России В. Путин подписал закон о создании НСПК, направленный на обеспечение переводов ДС в рамках платежной системы в России. Закон также обязал зарубежные платежные системы с 1 июля 2014 года ежеквартально вносить обеспечительные взносы на специальный счет в Банк России в размере 25% от среднедневного оборота. Данный закон внес изменения в закон о НПС, дополнив его соответствующей главой о национальной системе платежных карт.
Наш ответ на санкции –
национальная система платежных карт
Основные принципы создания НСПК
- Создание независимой от МПС инфраструктуры на территории РФ (включая собственный ОПКЦ и платежное приложение);
- Качественное и бесперебойное предоставление услуг в режиме 24х7;
- Использование лучших практик национальных и международных платежных систем;
- Продвижение услуг НСПК за пределами РФ;
- Сбалансированное использование передовых российских и международных технологий.
Согласно закону о НПС
оператор НСПК создан в форме открытого акционерного общества;
ОАО «Национальная система платежных карт» зарегистрировано 23.07.2014;
100% акций ОАО «НСПК» принадлежит Банку России.
Разработана концепция создания НСПК, план мероприятий Банка России по созданию операционного, платежного клирингового центра и оператора НСПК и стратегия развития НСПК
Этапы создания НСПК
Первый этап – до 12 мес.
Второй этап – до 18 мес.
Третий этап
Выпуск платежной карты НСПК и вывод ее на рынок
Создание ОПКЦ для обеспечения обработки внутрироссийских транзакции по картам МПС ( Visa и MasterCard )
Дальнейшее развитие НСПК
ПРОДУКТ
- Внедрение национальных платежных инструментов
- Развитие продуктов; НСКП за пределами РФ.
Платежная карта НСПК
Платежные карты МПС
ТИПЫ ТРАНЗАКЦИЙ
- ТИПЫ ТРАНЗАКЦИЙ
- ТИПЫ ТРАНЗАКЦИЙ
- ТИПЫ ТРАНЗАКЦИЙ
Поддержка основных типов транзакций МПС совершенных с использованием карт НСПК.
Передовые сервисы.
Поддержка основных типов транзакций МПС