СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Словесные игры для детей 5-6 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Картотека словесных игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Словесные игры для детей 5-6 лет»

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.


Столяр

Цель:  Развивать фантазию и речевое творчество детей.
Описание игры.  Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.

Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)

Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)

Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)

Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)


Веселая олимпиада

Цель:  Учить детей отгадывать загадки, закреплять навыки речи –доказательства, развивать навыки речи – описания.
Описание игры.  Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку,  доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.

Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)

Плывет белый гусь – 
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)

Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)

Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)

Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)

По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)


Звуки перепутались

Цель.  Готовить детей к звуковому анализу; развивать слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.

Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.

Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.

На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.

Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.

В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.

Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.

Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.


Добавлялки

Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слово. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.

С неба все скользят пушинки – 
Серебристые … (снежинки)

Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)

Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)

В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)

Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)

У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)

Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!



Опиши рисунок

Цель: учить детей правильно называть предметы, обогащая словарный запас, развивать память и внимание.

Оборудование: на магнитной доске необходимо расположить большой плакат, название нарисованных на котором предметов и животных начинаются с определенной буквы, например «с» (снеговик, сковорода, светофор, сапог, свинка, сумка, следы, снег, снежинки, сосна, стрела, собака, санки, слон, скрипка, солнце, сорока, стрекоза, сова, сказка, самолет и другие в зависимости от фантазии воспитателя).

Ход игры: воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня они будут играть в очень необычную игру, но, прежде чем все узнают ее правила, необходимо разделиться на 3 команды.

Следующим этапом руководитель показывает подготовленный плакат и просит детей назвать только предметы на букву «с». Дети начинают перечислять: снеговик, сковорода, светофор, сапог, сачок, свинка, сумка, следы, снег, снежинки, сосна, стрела, собака, санки, слон, скрипка, солнце, сорока, стрекоза, сова, сказка, самолет и др. Затем можно начинать игру. Для этого все должны внимательно подумать и составить как можно больше предложений с данными словами. Когда время истечет (а на это отводится не более 2 минут), руководитель предлагает первой команде назвать свое предложение, затем свое говорит другая группа детей, потом – третья.

Игра продолжается до тех пор, пока у детей есть варианты. Побеждает та команда, которая придумала больше предложений с нужными словами. Для того чтобы посчитать количество правильных ответов у каждой команды, после ответа рекомендуется давать каждой из них по одной фишке, которые затем просто нужно сложить.


Синонимы

Цель: научить детей группировать слова по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям.

Оборудование: карточки с изображенными на них предметами (огонь, растение, машина, тарелка с едой, труба, шапка, пальто и др.), стулья для каждого участника.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам занять свои места на стульчиках, которые расставлены полукругом. В центре стоит еще один свободный стул. При помощи любой скороговорки из присутствующих выбирают одного ребенка, который и занимает свободное место.

Следующим этапом воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в том, что необходимо назвать слова, очень близкие по смыслу к тому слову, которое будет названо руководителем. Сначала воспитатель приводит пример (близко – рядом, быстро – скоро, есть – кушать, смотреть – глядеть).

Когда ребята поймут смысл игры, можно начинать. Руководитель показывает карточку с изображением чего-либо ребенку, который находится в центре, затем он пытается назвать данный предмет несколькими словами, например, книга, брошюра. Если малыш хорошо справился с заданием, то он выбирает следующего участника игры, который занимает его место и получает новое задание.

Слова и картинки, которые можно предложить детям, могут быть следующими: огонь – пламя, цветок – растение, машина – автомобиль, еда – кушанье – блюдо и т. д.

Подобная игра помогает детям не только обогащать свой словарный запас, но и побуждает использовать в речи те слова, которые они раньше не употребляли.


Антонимы

Цель: развивать речь детей, внимательность и умение находить сходства и различия в представленных словах.

Ход игры: игра проводится подобно предыдущей, только вместо того, чтобы показывать ребятам картинки с изображением того или иного предмета, воспитатель сам называет слово.

Первым этапом необходимо поинтересоваться у ребят, понравилась ли им игра, которая проводилась ранее, что необходимо было в ней делать, получилось ли это у ребят. Только затем можно объяснять правила игры, которые заключаются в том, что теперь следует говорить слова, не похожие по смыслу, а наоборот, противоположные. Сами термины «синоним» и «антоним» руководителю называть необязательно.

После того как дети усвоят правила игры, можно попросить их назвать слово с противоположным значением к словам «грустный» (радостный), «правда» (ложь).

Теперь можно приступать к игре. Дети занимают места на стульчиках, расположенных полукругом, и выбирают первого участника. Когда ребенок правильно назовет слово, он вызывает в центр другого ребенка. Если дети хорошо усвоят правила игры, то она протекает очень быстро, но требует при этом большого внимание от ее участников.

Слова для заданий можно подобрать следующие: польза (вред), работа (отдых), сладкий (соленый или горький), сидеть (стоять), ходьба (бег), потолок (пол), небо (земля), большой (маленький), день (ночь) и др.


Назови слово

Цель: научить детей выделять первые звуки в словах, уделяя особое внимание тому, что из них можно составить слова, продолжать обучение четкому произношению звуков, слогов и слов, развивать речь детей и способность самостоятельно собирать целое из частей.

Оборудование: карточки с такими буквами, как К, Л, М, О, С.

Ход игры: руководитель говорит детям, что сегодня они будут соревноваться друг с другом и определят самого наблюдательного, сообразительного и разговорчивого ребенка. Для этого необходимо разделиться на 2 команды и придумать каждой название, чтобы оно было связано с буквами или алфавитом.

Когда все готово к игре, воспитатель объясняет ее правила, которые заключаются в том, что необходимо назвать как можно больше слов на определенную букву. Так как не все дети еще знакомы с буквами, то, прежде чем они начнут выполнять задание, все хором произносят нужный звук.

Следующим этапом руководитель начинает опрос, который можно провести следующим образом: каждой команде дается по 5 секунд, чтобы назвать слово, начинающееся, например, на букву «с». Затем слово называет команда соперников. Так продолжается до тех пор, пока у детей не будет подходящего ответа. Если в течение 10 секунд они не скажут слова, то право ответа переходит другой команде. В этом туре побеждает команда, которая последней дала правильный ответ. Далее игра продолжается, и команды называют слова, которые начинаются уже с другой буквы. Побеждает та группа детей, которая в течение трех туров выиграла 2 или даже3 раза.

Конкурс загадок

Цель: развивать воображение, умение обобщать, обогащать словарный запас детей и побуждать их использовать в речи полные предложения, продолжать обучать детей отгадывать загадки.

Оборудование: карточки с изображением гриба, ели, огурца, капусты, лука, барабана, велосипеда, ножниц, бутона, волн, комара, вешалки, валенок и ног, которые являются отгадками к загадке.

Ход игры: воспитатель предлагает ребятам разделиться на 2 команды и придумать каждой название. Затем руководитель говорит название игры, в которой сейчас и будут все участвовать.

Для этого воспитатель по очереди задает каждой из команд загадки и просит в течение 30 секунд дать ответ. Если дети его не знают, то право ответа переходит команде соперников.

Не стоит забывать о том, что малыши иногда просто запоминают ответы на те или иные загадки и даже не пытаются решить, почему он именно такой.

Чтобы избежать этого, следует всегда спрашивать детей, почему они решили, что ответить нужно именно так, по каким признакам они догадались.

Когда ребята научатся самостоятельно отгадывать загадки, то это занятие будет доставлять им большое удовольствие. Но воспитателю следует учитывать, что загадки, которые он предлагает детям, должны соответствовать их возрасту. Загадки для команд можно подобрать следующие:

- Стоит Антошка на одной ножке (гриб).

- Зимой и летом одним цветом (ель).

- Без окон, без дверей, полна горница людей (огурец).

- Сто одежек и все без застежек (капуста).

- Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук).

- Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает (барабан).

- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).

- Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон).

- Не зверь, не птица, носок как спица. Летит - кричит, сядет- молчит (комар).

- Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем, только лучше правь рулем (велосипед).

- В раздевалке я служу, на весу пальто держу (вешалка).

- В тихую погоду нас нет нигде, а ветер подует – бежим по воде (волны).

- Не ботинки, не сапожки, но их тоже носят ножки. В них мы бегаем зимой: утром – в садик, днем – домой (валенки).

- Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги).

За каждую правильно отгаданную загадку команда получает 1 очко. В игре побеждает та группа детей, которая наберет наибольшее количество очков.


Какая(ой) бывает… (собака, кастрюля, машина, снег);

Можно попросить ребенка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и т.д. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: "Какая бывает весна?", "Какая бывает корова?" и т.п.


Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры:

- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

- голова, туловище, лапы, крылья (птица)

-лапы, туловище, шерсть, когти (…)

-ноги, копыта, туловище, рога (…)

-корни, ствол, ветки, листья (дерево)


Шаги

Кто быстрее доберется до определенной черты. Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь слово, на заданную тему: "Все круглое", "все горячее", "все мокрое", "ласковые слова для мамы", «вежливые слова», «летает не летает», «плавает - не плавает», «рисует - не рисует», «движется - не движется», «тянется - не растягивается», «растет - не растет».


Кто кем был или что чем было

Цель: активизация словаря и расширение представлений об окружающем.

- рубашка - (тканью),

- свитер - (шерстью)

- ботинки - (кожей),

- велосипед - (железом),

- бабочка - (гусеницей),

- хлеб - (мукой),

- лягушка - (головастиком),

- шкаф - (доской),

- рыба - (икринкой),

- лошадь - (жеребенком),

- цыпленок - (яйцом).


Закончи предложение

Цель: употребление сложноподчиненных предложений.

- Мама положила хлеб... куда? ( в хлебницу).

- Брат насыпал сахар... куда? ( в сахарницу).

- Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? ( в салатницу).

- Папа принес конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу).

- Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела).

- Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно).

- Я не хочу спать, потому что... ( еще рано).

- Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода).

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты).

- Кошка забралась на дерево, чтобы...(спастись то собаки).

Экспресс – вопросы

- Что делает носильщик?

- Где плавают рыбы?

- Чем разливает суп?

- Чем шьет портной?

- Ложка, вилки, ножи - что это?

- Из чего делают бутерброд?

- Можно сказать стадо птиц?

- Сначала птица высиживает яйца или откладывает?

- Что делают из шерсти овец, коз?

- Назови времена года.

- Сколько дней в неделе?

- В какое время года снегопад?

- В какое время года у клестов появляются птенцы?

- В какое время года у медведицы появляются медвежата?

- Что делают из муки?

- Что делают из песка?

- Что делают из нефти?


Это правда или нет?

Цель: развитие мышления, сообразительности.

- Кошка гуляет по крыше.

- Лодка плывет по небу.

- Девочка рисует домик.

- Ночью светит солнце.

- Зимой идет снег.

- Зимой гремит гром.

- Рыба поет песни.

- Мальчик виляет хвостом.

- Петух играет на скрипке.

- Ветер качает деревья.

- Писатели пишут книги.

- Водитель ведет троллейбус.

- Папа ушел на работу.

- Поезд летит по небу.

- Кошка хочет есть.

- Человек вьет гнездо.

- Почтальон принес письмо.

- Зайчик пошел в школу.

- Яблоко соленое.

- Бегемот залез на дерево.

- Шапочка резиновая.

- Дом пошел гулять.

- Туфли стеклянные.

- На березе выросли шишки.

Кто что делает?
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает.
Например, дождь — идет, а еще… солнышко — светит… собака — лает… паровоз —мчится…


Что бывает высоким?
Взрослый начинает игру: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, че- ловек…» — «А что ВЫШЕ — дерево или ЧЕЛОВЕК? Может ли человек быть выше дерева? и т.д.


Большой – маленький.
Займитесь с ребенком превращениями.
Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, стул — стульчик, лист — листочек, диван — диванчик, тарелка — тарелочка и т.д.


Делаем сок.
Взрослый рассказывает, например: зайчик угощал своих друзей соком из яблок, из груш, из слив. Помоги Зайчику назвать, какие соки у него получились.
Например, сок из яблок – яблочный
сок из груш…
сок из слив…
сок из персиков…
сок из абрикосов…
сок из вишни…..


Путаница.
Послушай предложение и скажи, что неправильно.

-Мама стирает сына в ванне.
-Мама купила пять бананы.
-Бабушка поставила на чашку стол.
-Толя вымыл свои ботинок.
- У дедушки порвалась одна тапки.
- Мамы купила новые сапог