Учитель: Тимкова Татьяна Степановна
Дата: 16.02.2017г.
Класс: 11
Тема урока: Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи
Цель: ознакомить обучающихся с особенностями словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, видами и средствами синтаксической связи.
Задачи: активизировать знания обучающихся о синтаксических единицах;
повторить определение терминов, связанных с синтаксисом;
совершенствовать умения делать синтаксический разбор;
развивать лингвистическую и коммуникативную компетенции
обучающихся;
продолжить формирование прописных навыков.
Оборудование: Власенков А.И.., Рыбченкова Л.М. Русский язык.10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
Булгаков М.А.Мастер и Маргарита. – М.: Сварогъ, 1994.
Мультимедийная презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Прогнозируемые результаты: обучающиеся имеют представление о синтаксических единицах, умеют делать синтаксический разбор, составляют связный текст, принимают участие в аналитической беседе.
Ход урока
Организационный этап.
Проверка домашнего задания. Упр.361.
Мотивация учебной деятельности.
☼ Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Запишите название глав 1,2,3: «Никогда не разговаривайте с неизвестными», «Понтий Пилат», «Седьмое доказательство». Где слово, словосочетание, предложение? Почему вы так думаете? (Слово называет предметы, действия, их признаки. Словосочетание связывает слова подчинительной связью. Предложение сообщает о чём-либо, содержит вопрос или побуждает к действию).
☼ Какими терминами можно заполнить данную схему?
☼ Как вам легче выражать свои мысли и чувства: с помощью слов, словосочетаний или предложений? А как вам легче понять других?
Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока.
☼ А теперь откроем тетради и запишем сегодняшнее число и тему урока. К концу урока вы будете знать особенности словосочетания и предложения как единиц синтаксиса, виды и средства синтаксической связи. Сегодня я буду задавать вам много вопросов. Если по ходу урока возникнут вопросы у вас, поднимайте руку и задавайте их мне.
☼ Давайте обратимся к теме урока. Что мы сегодня будем изучать?
(Словосочетание – сочетание слов, связанных подчинительной связью.
Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чём-либо, вопрос или побуждение.
Виды синтаксической связи – сочинительная или подчинительная.
Средства синтаксической связи – словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).
V. Работа над темой.
☼1) Групповая работа. Распределите толкование терминов и объясните, какая единица синтаксиса важнее и почему? Приведите примеры.
Словосочетание | Предложение |
Называет предметы, действия, их признаки | Содержит сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение |
Не имеет законченной интонации | Характеризуется интонационной законченностью |
Состоит из главного и зависимого слова | Имеет грамматическую основу |
Не содержит указаний на то, как говорящий оценивает сообщение | Содержит указания на то, как говорящий оценивает сообщение |
Слова связываются при помощи подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) | Слова связываются при помощи сочинительной и подчинительной связи |
(Предложение обладает смысловой и интонационной законченностью).
☼ 2) Словарный диктант. Самопроверка.
В течение часа, четверо одноклассников, увеличить вдвое, оживлённые и счастливые, продвигаться впотьмах, кто-то пришёл, оставить на память, несмотря на препятствия.
Почему нельзя сделать синтаксический разбор всех записанных сочетаний?
К каким сочетаниям слов относится задание «Сделайте синтаксический разбор словосочетания»?
(Словосочетаниями не являются:
- главные члены предложения (кто-то пришёл);
- однородные члены предложения (оживлённые и счастливые);
- сочетание предлога с существительным (в течение часа, несмотря на препятствия).
☼5) Минутка релаксации.
☼6) Самостоятельная работа.
1. Определите виды связи в словосочетаниях, ответ обоснуйте. (четверо одноклассников - согласование: изменение формы главного слова приводит к изменению формы зависимого слова; увеличить вдвое - примыкание: зависимое слово неизменяемое; продвигаться впотьмах - примыкание: зависимое слово неизменяемое; оставить на память – управление: изменение формы главного слова не приводит к изменению формы зависимого слова).
2. Определите виды связи в предложении «Кто-то пришёл» (сочинительная, равноправная связь).
3. Какие средства синтаксической связи можно определить в предложении «Кто-то пришёл»? (словоформы - ед.ч., м.р.; порядок слов – прямой; интонация - невосклицательная).
4. Как нужно изменить предложение, чтобы определить все средства синтаксической связи? (Вставить служебные части речи: «Кто-то пришёл к нам» – предлог связывает сказуемое и дополнение).
☼ 7) Составьте текст по репродукциям произведений Буонинисенья и Рублёва, употребив в предложениях все средства синтаксической связи (словоформы, служебные части речи, порядок слов, интонация).
15 февраля – Сретенье Господне. Праздник получил свое название в честь того, что в этот день произошла встреча младенца Иисуса Христа со святыми Симеоном и Анной (само слово «сретение» и означает «встреча»).
Домашнее задание.
1.Стр.250, упр.363: произведение и автор.
2. На «5+» - укажите средства связи в 1 предложении.
3. Эссе «Встреча, изменившая жизнь».
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Продолжите, пожалуйста, любое предложение. «Рефлексивный экран»
1.Сегодня я узнал (узнала)…
2. Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
4. Я научился (научилась)…
5. Я смогу…
6. Я попробую…
VII. Оцените свою работу на уроке.