Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности. Метод стимулирования и мотивации интереса к учению. | Организует психологический настрой. Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Организует запись в тетрадях; минутка чистописания. -Здравствуйте. - Ребята, посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачным и интересным? Так подарим же друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. -Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику. Упражнения: 1.Пальчики здороваются друг с другом. 2.Покатать ручку между ладонями. -Теперь откройте свои тетради и запишите число и классная работа. - Хочу напомнить вам девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку. | Приветствуют учителя, присаживаются на места. Проверяют готовность к уроку. Выполняют действия за учителем. -Здравствуйте. Проверка готовности к уроку. Настроение должно быть хорошим, веселым, радостным. Выполняют действия за учителем. | Личностные: развитие эстетических чувств, доброжелательности, осознание социальной роли обучающегося. |
2.Этап актуализации пробного действия. Информационно-рецептивный метод. | Проводит словарную работу. Организует работу на местах. Проводит работу с орфограммами. -Пару лет назад в России проходила Олимпиада, которая проводилась в городе Сочи. Туда съехались гости со всего мира. -Кто был главным символом Олимпиады? Сегодня Медвежонок, гость нашего урока, в память о России, он нам привез сувениры, один из которых – матрешка. - Прокомментируйте слово и запишите его в тетрадь. - Какие особенности в написании этого слова вы обнаружили? Какие орфограммы? - Определите, какой частью речи является словарное слово. - Определите грамматические признаки существительного «матрешка». - Объясните лексическое значение этого слова. Что значит «лексическое значение»? - Что такое матрешка? - Какая это игрушка? - Обобщите все сказанное. | Работают на местах. Записывают словарное слово. Работа с толковым словарем. Слушают учителя. -Медвежонок. Рассматривают иллюстрацию Записывают слово «матрешка». -Непроверяемая безударная гласная «а»; парная согласная «ш» в корне слова, проверочное слово «матрешечка». -Имя существительное. - ж.р., ед.ч., И.п. Лексическое значение слова раскрывает представление о свойстве, предмете, действии и т.д. Матрешка – это деревянная игрушка, состоящая из нескольких кукол, каждая из которых меньше предыдущей. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. Метод сравнения. Метод беседы. | Организует работу с Толковым словарем С.И. Ожегова. Организует работу с именами прилагательными. - Давайте посмотрим, как это слово определяет Сергей Иванович Ожегов в «Толковом словаре». - Назовите слова, которые помогают отличить матрешку от остальных кукол. - Запишите эти слова в тетрадь. - Какой частью речи являются записанные слова? - Выделите окончания имен прилагательных. Определите грамматические признаки прилагательных по окончаниям. - Что вы заметили? - Как вы думаете, почему имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное? -Какова же будет тема нашего урока? | Читают объяснение в словаре. В словах определяют грамматическое значение слов. Матрешка – пустая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются такие же куклы меньшего размера. -Пустая, деревянная, разрисованная. Записывают слова в тетрадь. -Имена прилагательные -ая = ж.р., ед.ч., И.п. -Имя прилагательное употреблено в том же роде, числе и падеже, что и существительное. -Имя прилагательное зависит от имени существительного. -Связь имени прилагательного и имени существительного. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. |
4.Этап построения проекта выхода из затруднения. Словесный метод. | Организует работу со словосочетаниями. Организует контроль работы на уроке; работу с учебником. -Медвежонок после нашей беседы об истории матрешки составил такие словосочетания: матрешка деревянное мастер знаменитая дело интересный руки золотой - Определите часть речи данных слов. - Прочитайте словосочетания. Что вы заметили? Чего не хватает? - Появляется схема на доске: СВЯЗЬ Имя сущ. Имя прил. | Работа со словосочетаниями, исправление ошибок героя урока. Работают с учебником. Проверяют правильность написания словосочетаний. 1 столбик – имена существительные, 2 – имена прилагательные. -Нет связи между именами существительными и именами прилагательными. Обращают внимание на схему. | Познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
5.Этап реализации построенного проекта. Репродуктивный метод. | Организует работу у доски и в тетрадях, проверка выполнения задания. - Исправьте словосочетания. ед.ч., ж.р., И.п. ед.ч., ж.р., И.п. матрешка (какая?) деревянная ед.ч., м.р., И.п. ед.ч., м.р., И.п мастер (какой?) знаменитый ед.ч., ср.р., И.п. ед.ч., ср.р., И.п дело (какое?) интересное мн.ч., И.п. мн.ч., И.п руки (какие?) золотые - Связь имени существительного с именем прилагательным называется согласованием. Почему именно так, вы узнаете после ознакомления со статьей «Нашего словаря» на стр.137 в учебнике: Со…, приставка. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем-нибудь. Например, Сотворчество, сопереживать, сотрудничать. Согласовать. Привести в надлежащее соответствие, соответствие с чем-либо. - Как вы понимаете, что такое согласование? - Как же согласуются имена прилагательные с именами существительными? - От какого слова зависит число, род и падеж имени прилагательного? Почему? | Работают у доски и на местах. Проверка выполненной работы. Запись с комментированием: ед.ч., ж.р., И.п. ед.ч., ж.р., И.п. матрешка (какая?) деревянная ед.ч., м.р., И.п. ед.ч., м.р., И.п мастер (какой?) знаменитый ед.ч., ср.р., И.п. ед.ч., ср.р., И.п дело (какое?) интересное мн.ч., И.п. мн.ч., И.п руки (какие?) золотые Слушают учителя. Работа с учебником: Со…, приставка. Служит для образования слов, означая общее совместное участие в чем-нибудь. Например, Сотворчество, сопереживать, сотрудничать. Согласовать. Привести в надлежащее соответствие, соответствие с чем-либо. -Совместное участие, соответствие. -Согласуются в числе, роде и падеже. -От имени существительного, так как оно главное в словосочетании, от него зависит прилагательное. | Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в тексте. |
6.Этап первичного закрепления с проговариванием в речи. Словесный метод. | Организует устную работу со словосочетаниями с проговариванием. - Я сейчас буду называть словосочетания. Если прилагательное не согласовано с существительным в числе, роде, падеже – скрещивайте руки перед собой, если согласовано – делайте 2 хлопка. Солнечное утро, мягкий кисть, картинная галерея, весенний дождь, острые карандаш, акварельное краски, сказочный сюжет, теплая погода, долгожданные каникулы. | Работают устно со словосочетаниями; проговаривают, исправляют ошибки. Солнечное утро (+), мягкий кисть (-), картинная галерея (+), весенний дождь (+), острые карандаш (-), акварельное краски (-), сказочный сюжет (+), теплая погода (+), долгожданные каникулы (+). | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Личностные: обращать внимание на особенности устных и высказываний. |
7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Словесный метод. Репродуктивный метод. | Организует работу над ошибками. Исправьте неверные словосочетания. - Наш Медвежонок запомнил, что значит согласование и, чтобы подтвердить это составил такие словосочетания: Дождливый плащ, дождевой день. - Все ли получилось у Медвежонка? Почему? Что заметили? - Что вы скажете о прилагательных? - Такие звучания слов называются паронимы (имеют пары созвучных слов, но имеющих разное значение). - Объясните Медвежонку, что такое паронимы. - Исправьте словосочетания. - Сделайте вывод. - Составьте алгоритм, который поможет Медвежонку составить верные словосочетания. Алгоритм 1. Подобрать имя прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному. 2. Определить род, число, падеж имени существительного. 3. Согласовать имя прилагательное с именем существительным. - Пользуясь данным алгоритмом, выполните упражнение 510 на странице 138. Прочитайте задание. Составь и запиши словосочетания по схеме: (вопрос) х прил. сущ. Согласуй их грамматические формы. Дождевой плащ, дождевой червяк, дождливый день, дождливая погода; дружеский взгляд, дружеское письмо, дружный класс, дружное пение; красочный альбом, красочная таблица, красящее вещество, красящий порошок; ледовый дворец, ледовая вершина, ледяная горка, ледяная глыба. -Проверим, как вы справились с упражнением. | Работают над исправлением ошибок в словосочетаниях. Слушают учителя. -Прилагательное и существительное согласованы в роде, числе и падеже, но не связаны по смыслу. -Прилагательные похожи звучанием, но различаются значением. Слушают учителя. Объясняют, что такое паронимы. -Дождливый день, дождевой червь. -Между именем прилагательным и именем существительным должна быть не только грамматическая связь, но и смысловая. Составляют алгоритм. Алгоритм 1. Подобрать имя прилагательное, подходящее по смыслу к имени существительному. 2. Определить род, число, падеж имени существительного. 3. Согласовать имя прилагательное с именем существительным. Работают с учебником. 1 пример разбирают совместно с учителем, остальные – в тетради самостоятельно, 2 человека у доски. Дождевой плащ, дождевой червяк, дождливый день, дождливая погода; дружеский взгляд, дружеское письмо, дружный класс, дружное пение; красочный альбом, красочная таблица, красящее вещество, красящий порошок; ледовый дворец, ледовая вершина, ледяная горка, ледяная глыба. -Проверка упражнения. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
8.Этап включения в систему знаний и повторения. Словесный метод. | Организует работу с учебником. - Выполним упражнение 509 на странице 138. Прочитайте задание. -Проанализируйте, как образованы прилагательные от данных слов. Солнце – солнечный Веселый – веселенький Зеленый – зеленоватый, зелененький Грусть – грустный Глухой - глуховатый -Выпишите антонимы. Составь словосочетания с существительными ед.ч. м.р., ж.р., с.р. и с существительными мн.ч. | Работают с учебником. Читают задание. -Данные прилагательные образованы с помощью суффиксов «н», «еньк», «оват». Солнце – солнечный Веселый – веселенький Зеленый – зеленоватый, зелененький Грусть – грустный Глухой – глуховатый веселенький - грустный веселенькая (грустная) девочка – ед.ч., ж.р. веселенький (грустный) мальчик – ед.ч., м.р. веселенькое (грустное) солнце – ед.ч., с.р. веселенькие (грустные) ребята . | Личностные: принятие позиции партнера, установление связи между тем, что уже усвоено и тем, что еще нужно усвоить. |
9.Этап рефлексии учебной деятельности. Словесный метод. | Организует обобщающую беседу. Проводит рефлексию учебных действий. - Что узнали о связи имени прилагательного с именем существительным? Чему научились? Зеленый карандаш – все успешно, красный – остались какие – либо вопросы. Домашнее задание: упр. 507 | Принимают участие в беседе. Проводят рефлексию учебных действий. -Согласуются в роде, числе и падеже. Научились согласовывать существительное и прилагательное. | Личностные: умение оценить свою работу на уроке. Познавательные: освоение начальных форм рефлексии. |