СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы). Презентация

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал, данный в презентации, акцентирует внимание учащихся на повторении и обобщении известных им сведений о тексте, его строении, помогает совершенствовать умения проводить языковой анализ текста, работать над развитием коммуникативных способностей, совершенствованием языковых навыков. Урок знакомит с понятием ССЦ на примере текстов-отрывков из произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя.

Просмотр содержимого документа
«Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы). Презентация»

Сложное синтаксическое целое.  Языковой анализ текста  (к постановке проблемы)  Урок русской словесности 9 класс      Из опыта работы        учителя-методиста        Кучеренко Н. С.

Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)

Урок русской словесности

9 класс

Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.

Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.       В. В. Виноградов
  • Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.

В. В. Виноградов

Словарно-семантическая работа  Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.

Словарно-семантическая работа

  • Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
  • Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст. Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
  • Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст.
  • Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
 Работа с деформированным текстом   1.  Определите, что перед вами: текст или набор предложений. 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.  А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчер-паем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкин-ские строки о природе, начинают интересо-вать и волновать его стихи о любви...

Работа с деформированным текстом

  • 1. Определите, что перед вами: текст или набор предложений.
  • 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.
  • А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчер-паем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкин-ские строки о природе, начинают интересо-вать и волновать его стихи о любви...
План целостного анализа текста   1. Тема, основная мысль микротекста. 2. Стиль и тип речи. 3. Смысловая связь предложений в ССЦ. 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей. 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка). 6. Синтаксический анализ микротекста. 7. Интонация высказывания.

План целостного анализа текста

  • 1. Тема, основная мысль микротекста.
  • 2. Стиль и тип речи.
  • 3. Смысловая связь предложений в ССЦ.
  • 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.
  • 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).
  • 6. Синтаксический анализ микротекста.
  • 7. Интонация высказывания.
Задания для групповой работы Фрагмент 1.  Тема, основная мысль микротекста. Фрагмент 2 .  Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений. Фрагмент 3.  Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ. Фрагмент 4.  Синтаксический анализ микротекста. Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста. Фрагмент 5.  Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).  Пример словарной работы:  С о знание, с ра нн его детства, (не)задумываясь, кто - то, ч у де сн ые п ушкинские строки; П ушкин, инт е р е с ова т ь , кла сс , х о телось  бы, н ав сегда, (н е )исчерпаем, ж и знь.

Задания для групповой работы

  • Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.
  • Фрагмент 2 . Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений.
  • Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ.
  • Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.
  • Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.
  • Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).

  • Пример словарной работы:

С о знание, с ра нн его детства, (не)задумываясь, кто - то, ч у де сн ые п ушкинские строки; П ушкин, инт е р е с ова т ь , кла сс , х о телось бы, н ав сегда, (н е )исчерпаем, ж и знь.

«Структурные средства ССЦ»   ______________________________________________________________________________  Лексические:  Морфологические:  Синтаксические:  Ритмо-         мелодические          /интонация/  - повторение  - соотнесенность -  порядок слов и пред-  отдельных слов; видо- временных  ложений;     форм глаголов-  - синонимы, в том  сказуемых  - союзы в присоедини-  числе     тельном значении;  контекстуальные;    - частицы;   - личные и указа-    - употребление обстоя-  тельные местоимения;   тельств (преимуществен-       но места и времени);  - местоименные  наречия и др.     - вводные слова и        предложения;        - параллелизм построе-        ния предложений;        - неполнота отдельных       предложений

«Структурные средства ССЦ»

______________________________________________________________________________

Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические

/интонация/

- повторение - соотнесенность - порядок слов и пред-

отдельных слов; видо- временных ложений;

форм глаголов-

- синонимы, в том сказуемых - союзы в присоедини-

числе тельном значении;

контекстуальные; - частицы;

- личные и указа- - употребление обстоя-

тельные местоимения; тельств (преимуществен-

но места и времени);

- местоименные

наречия и др. - вводные слова и

предложения;

- параллелизм построе-

ния предложений;

- неполнота отдельных

предложений

 Работа с микротекстом Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.   /Каждая группа должна представить свой анализ текста/

Работа с микротекстом

  • Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.

/Каждая группа должна представить свой анализ текста/

 Индивидуальная работа   Сформулировать вопросы к тексту  (5 – 7 вопросов). Дать ответы на них. Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/

Индивидуальная работа

  • Сформулировать вопросы к тексту

(5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.

  • Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/
Обобщение изученного Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?

Обобщение изученного

  • Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?

Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..

  • Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
 ● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.

 ● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.

Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
  • Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.
  • Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.