Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы)
Урок русской словесности
9 класс
Из опыта работы учителя-методиста Кучеренко Н. С.
- Язык словесного искусства – это своеобразная система словесно-художественных форм…, их значений и функций и отражающихся в них категорий; в художественной литературе эта система возникает на основе синтеза коммуникативной функции литературного и народно-разговорного языка с функцией выразительной и изобразительной.
В. В. Виноградов
Словарно-семантическая работа
- Текст, тема, основная мысль высказывания, сложное синтаксическое целое (ССЦ), последовательная связь, параллельная связь, приемы построения текста, языковые средства.
- Текст – это развернутое высказывание, состоящее из связанных между собой предложений. В современной лингвистике текст рассматривается как коммуникативная единица, основными признаками которой являются смысловая цельность и связность. Об этом говорит и ССЦ.
- Сложное синтаксическое целое – это сочетание нескольких предложений, которые тесно взаимосвязаны по смыслу и синтаксически. ССЦ – не что иное, как микротекст.
- Организация микротекста является стабильной, она зависит от содержания, стиля, авторской манеры.
Работа с деформированным текстом
- 1. Определите, что перед вами: текст или набор предложений.
- 2. Попробуйте восстановить текст и записать его в тетрадь.
- А теперь, в 9-м классе, мы будем говорить (и, возможно, даже спорить) о судьбе пушкин-ских героев Евгения Онегина и Татьяны Лариной... Пушкин входит в наше сознание с раннего детства, со сказок, которые мы знаем наизусть, не задумываясь о том, что их кто-то сочинил: казалось, что они существовали всегда, что они просто часть нашего мира, а у него нет начала и нет конца. Хотелось бы верить, что Пушкин навсегда останется с вами, потому что он неисчер-паем, как неисчерпаема сама жизнь. А потом в нашей жизни появляются чудесные пушкин-ские строки о природе, начинают интересо-вать и волновать его стихи о любви...
План целостного анализа текста
- 1. Тема, основная мысль микротекста.
- 2. Стиль и тип речи.
- 3. Смысловая связь предложений в ССЦ.
- 4. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей.
- 5. Морфологические средства связи в ССЦ (преобладание каких частей речи вы наблюдаете и какова их смысловая нагрузка).
- 6. Синтаксический анализ микротекста.
- 7. Интонация высказывания.
Задания для групповой работы
- Фрагмент 1. Тема, основная мысль микротекста.
- Фрагмент 2 . Стиль и тип речи. Смысловая связь предложений.
- Фрагмент 3. Образные средства языка, используемые писателем для выражения своих мыслей; морфологиче-ские средства связи в ССЦ.
- Фрагмент 4. Синтаксический анализ микротекста.
- Индивидуальное задание. Синтаксический разбор указанного учителем предложения из восстановленного текста.
- Фрагмент 5. Орфографический анализ текста (обра-тить внимание на орфограммы, составить словарную работу по тексту, прокомментировать орфограммы).
С о знание, с ра нн его детства, (не)задумываясь, кто - то, ч у де сн ые п ушкинские строки; П ушкин, инт е р е с ова т ь , кла сс , х о телось бы, н ав сегда, (н е )исчерпаем, ж и знь.
«Структурные средства ССЦ»
______________________________________________________________________________
Лексические: Морфологические: Синтаксические: Ритмо- мелодические
/интонация/
- повторение - соотнесенность - порядок слов и пред-
отдельных слов; видо- временных ложений;
форм глаголов-
- синонимы, в том сказуемых - союзы в присоедини-
числе тельном значении;
контекстуальные; - частицы;
- личные и указа- - употребление обстоя-
тельные местоимения; тельств (преимуществен-
но места и времени);
- местоименные
наречия и др. - вводные слова и
предложения;
- параллелизм построе-
ния предложений;
- неполнота отдельных
предложений
Работа с микротекстом
- Родословная матери моей еще любопытнее. Дед ее был негр, сын владетельного князька. Русский посланник в Константинополе как-то достал его из сераля, где содержался он аманатом, и отослал его Петру Первому вместе с двумя другими арапчатами. Государь крестил маленького Ибрагима в Вильно, в 1707 году, с польской королевою, супругою Августа, и дал ему фамилию Ганнибал.
/Каждая группа должна представить свой анализ текста/
Индивидуальная работа
- Сформулировать вопросы к тексту
(5 – 7 вопросов). Дать ответы на них.
- Составить диалог (6 – 10 реплик) – обмен мнением о тексте – доказательство того, что этот микротекст – ССЦ. /1 – 2 пары/
Обобщение изученного
- Согласны ли вы, что знание ССЦ внимательному читателю поможет разобраться в прочитанном тексте?
● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
- ● Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один; бывало, по целым часам слова не добьешься, зато уж иногда как начнет рассказывать, так животики надорвешь со смеха... Да-с, с большими был странностями, и, должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!..
● В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем.
● Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сюртуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка.
- Узнали ли вы даже в отдельных предложенных отрывках произведения Пушкина по их стилю и строению?
- Домашнее задание: выписать сложное предложение с разными видами связи из стихотворения А. С. Пушкина «Памятник» или «К Чаадаеву» и выполнить полный синтаксический разбор выписанного предложения.