1.Мотивация к учебной деятельности Цель: включение учащихся в учебную деятельность, создание доброжелательной атмосферы, создание ситуации успеха | Добрый день. Я хочу наш урок начать с загадки: Когда уходят горе и ненастье, Когда легко и бодро на душе, То люди называют это … И все хотят немножечко себе. Да, это счастье. Беседа: - А что такое счастье? - Как выражается ощущение счастье во внешности человека? - «Улыбка – поцелуй души». Вспомните, как улыбаются вам близкие люди мама, папа, любимы учитель. Постарайтесь сохранять хорошее настроение и улыбаться. - С каким настроением вы пришли на урок? - Каким хотите увидеть наш урок сегодня? - Что же необходимо сделать, что мы наше желание исполнилось? | Счастье (ответы: материальное благополучие, здоровье, близкие люди рядом, получение образования, стремление к знаниям и достижение цели…) (на его лице улыбка) | Л: представление о причинах успеха, Р: саморегуляция К: умение владеть монологической и диалогической формами речи. |
2. Актуализация знаний Цель: повторение пройденного, подготовка к созданию ситуации затруднения. | Откройте тетради, запишите число, классная работа. Пропустите строчку для темы урока. - Ребята, давайте с вами вспомним, какие в русском языке есть второстепенные члены предложения. - А что такое обстоятельство? - Какие виды обстоятельств вы помните? - Правильно, молодцы. | - Определение. - Дополнение. - Обстоятельство. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др. 1. Места | 2. Времени | 3. Образа действия, меры и степени | 4. Сравнения | 5. Причины | 6. Цели | 7. Условия | 8. Уступки | | П: извлечение необходимой информации, приведение доказательств. К: умение владеть монологической и диалогической формами речи. |
3. Постановка учебной задачи Цель: рассмотрение нового материала через создание проблемной ситуации, определение учащимися темы и цели урока. | - Ребята, запишите, пожалуйста, предложения: 1. Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Гоголь). 2. Нет величия там, где нет правды (Л. Толстой). - Что вы можете сказать об этих предложениях? - В чем разница? | 1. Комната [какая?], в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста (Гоголь). [сущ., (в которую – союз. слово), ]. 2. Нет величия там [где?], где нет правды (Л. Толстой). [ указ. слово], (где – союз. слово). - Оба предложения СПП. - Первое предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. - Второе сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельством места. | Р: саморегуляция, оценка выполненной работы, внесение в нее корректив. П: умение видеть возможные способы решения поставленной задачи, искать нужную информацию в словаре, осуществлять анализ объектов. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение учитывать позицию собеседника, использование речевых средств для решения коммуникативных задач. |
4. Открытие нового материала Цель: организация школьников на исследование проблемной ситуации. Cамостоятельное формулирование целей урока . | Продолжаем работать над последним предложением: На какой вопрос отвечает придаточное? А какой член предложения отвечает на вопрос где? Как бы вы сформулировали тему урока? – Зная тему сегодняшнего урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы эту тему усвоить. Цели урока: учиться находить …; узнать способы связи …; закрепить умения ставить ...; учиться правильно употреблять …. | [ указ. слово], (где – союз. слово). - обстоятельство - СПП с обстоятельствами места. Цели урока: учиться находить СПП с обстоятельствами места; узнать способы связи в СПП с обстоятельствами места; закрепить умения ставить знаки препинания в СПП с обстоятельствами места; учиться правильно употреблять СПП с обстоятельствами места | Р: самостоятельное формулирование цели и задач, умение принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. П: анализ объектов, построение ответа в устной форме, К: умение точно и полно выражать свои мысли. |
| - Запишите предложение: Природа благоухает там, где человек заботится о ней. - Вы, ребята, должны самостоятельно доказать, что это СПП с придаточным места. Откройте учебник, стр. 107. Прочитайте правило. (работа в парах) Запись схемы учащимися и разбор записанного до этого предложения. - На какие вопросы отвечают придаточные места? Прочитав теоретический материал в учебнике, ответьте на вопросы: - Что обозначают придаточные места? - Чем прикрепляются придаточные места к главному части предложения? -Какие союзные слова «работают» в придаточных места? (где? куда? откуда?) - Что употребляется в главной части? - Какие указательные слова употребляются в главной части? - Где в предложении обычно стоит придаточное место? | […+ук. слова там ,туда, оттуда ], ( с. слова где, куда, откуда…) - Придаточные места обозначают место или пространство, где находится или происходит то, о чем говорится в главной части спп. С помощью союзных слов. где, куда, откуда. Указательные слова. Там, туда, оттуда. Обычно придаточное место стоит после главной части. | |
| Записать предложения, составить их схемы, определить вид придаточных предложений. 1. Оттуда и лето красное придет, откуда солнышко встает. 2. Он выехал оттуда , откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой). Какой можно сделать вывод? | - Оттуда и лето красное придет, откуда солнышко встает, Он выехал оттуда [откуда?], откуда съезжали во двор лошади (А.Н. Толстой). [ указ. слово], (откуда – союз. слово). Вывод: придаточные места уточняют обстоятельства места главного предложения. | Р: контроль, оценка П: умение ориентироваться в научном тексте, искать и выделять необходимую информацию, осуществлять фиксацию выборочной информации, строить речевое высказывание, осуществлять анализ объектов. К: умение точно и полно выражать свои мысли, владеть способами взаимодействия, сотрудничества. |
Первичное закрепление Цель: развитие умения применять новые знания. | - Продолжите пословицы: Где родился… Куда иголка… - Какова роль пословиц и поговорок в жизни человека? - Запишите предложения с придаточными места, устно докажите свое мнение. - Составьте схемы предложений. Что общего между этими схемами? - Взаимопроверка выполненной работы по образцу. | Где родился, там и пригодился. Куда иголка, туда и нитка. | Л: формирование эстетическое чувство на основе знакомства с фольклором. Р: оценка правильности выполнения работы, адекватное восприятие оценки, контроль, коррекция П: анализ объектов, использование знаково-символических средств, построение сообщения в устной форме. |
Вторичное закрепление. Цель: степень освоение нового материала | Задание 1. Разбор предложений. Определить вид придаточного, составить схему. 1. Пред нами стелется равнина, где ели изредка взошли. 2. Там, где кромка леса почти сливалась с вечерним небом, стояла отрадная тишина. 3. Я не знаю, где граница между севером и югом. -Что общего между предложениями? -Запись предложений по рядам, определение видов придаточных. -Выделите грамматические основы, средства связи предложений, союзы или союзные слова. Итак, какой вывод можем сделать? Задание 2. Творческая работа. Будем учиться конструировать придаточные предложения места. Работаем по вариантам. Продолжите начатое предложение 1 вариант Я люблю возвращаться туда, где … . 2 вариант Наш город находится там, …. - На какой вопрос отвечает придаточное? - Где находится в предложении? При помощи чего связывается с главным? Как отделяем одно предложение от другого? Задание 3. Цифровой диктант. записать номера сложноподчиненных предложений с придаточными места. Все предложения взяты из стихотворений разных поэтов о Крыме. 1. Где подступает к морю сад, Я знаю грот уединенный (В.Я. Брюсов). 2. Когда уйду, пускай с лугов России Сюда летит привет горячий мой (Е. Громова «Старый Крым») . 3. Друг милый, ангел мой! сокроемся туда, Где волны кроткие Тавриду омывают. (К. Батюшков «Таврида») 4. Куда ни глянь, сады вокруг. (Н. Доризо «Костры») 5. Едва лишь я вступил под твой знакомый кров, Бросаются в глаза мне надписи врагов (А.К. Толстой «Приветствую тебя»). 6. А туда, на берег моря, Высыпает город весь (Д.Д. Минаев «На исходе лета в Ялте»). 7. А признаюсь, когда мы там Ползли, как мухи, по скалам, То мне немного было жутко: Сорваться вниз - плохая шутка! (А.К. Толстой «Всесильной волею аллаха»). 8. Где был заветный лес Дианы, Там слышны звуки топора (А.К. Толстой «Светлый ключ») 9. …И дум порывы Невольно к вам я устремлял, Когда под лавры и оливы Главу тревожную склонял (В.Г. Бенедиктов «В стране, где ясными лучами»). 10. Тогда лишь становится город героем, Когда стал героем солдат. (М.С. Лисянский «Горит черноморское солнце») Задание 4. Тест. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы. А. Куда ни обращаю взор, кругом синеет мрачный бор. Б. Голицыно где мы проводили лето, встретило нас разноголосым ребячьим хором. В. Я не знаю, где граница меж товарищем и другом. Г. Солоха долго думала, куда ей спрятать гостя. Д. В том месте, где зашло солнце небо еще рдело багряными полосами. Найдите предложения, в которых допущены ошибки в постановке знаков препинания. А Б В Г Д Найдите сложноподчиненные предложения, в которых придаточное стоит в середине главного. А Б В Г Д Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места. А Б В Г Д Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. А Б В Г Д Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. А Б В Г Д | 1. Пред нами стелется равнина, где ели изредка взошли. 2. Там, где кромка леса почти сливалась с вечерним небом, стояла отрадная тишина. 3. Я не знаю, где граница между севером и югом. (союзное слово где) (1-придаточное определительное, 2-придаточное места, 3-придаточное изъяснительное) Один и те же союзные слова- наречия и местоимения - и союзы присоединяют к главному разные виды придаточных. Значит, вид придаточного только по союзу или союзному слову определить нельзя, определяем, главным образом, по вопросу. Ключ: 1, 3, 4, 6, 8 1 Б 2 Б 3 А 4 В 5 Б | Л: формирование эстетическое чувство на основе знакомства с фольклором. Р: оценка правильности выполнения работы, адекватное восприятие оценки, контроль, коррекция П: анализ объектов, использование знаково-символических средств, построение сообщения в устной форме. |