СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. 11 класс. Русский язык. Учитель русского языка школы √11 Арзиматова Феруза

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация рекомендована для учащихся 11кл

Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. 11 класс. Русский язык. Учитель русского языка школы √11 Арзиматова Феруза»

 Урок русского языка  в 11 классе  «Сложноподчинённые предложения  с придаточными времени.» Наманганская область Нарынский район школа №11 Арзиматова Феруза

Урок русского языка

в 11 классе «Сложноподчинённые предложения

с придаточными времени.»

Наманганская область Нарынский район школа №11

Арзиматова Феруза

1 повторим сложноподчинённые предложения с придаточными времени. повторим сложноподчинённые предложения с придаточными времени. 2 узнаем больше о союзах в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени, узнаем больше о союзах в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени, 3 научимся правильно употреблять глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени. научимся правильно употреблять глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени. Сегодня на уроке

1

  • повторим сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
  • повторим сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

2

  • узнаем больше о союзах в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени,
  • узнаем больше о союзах в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени,

3

  • научимся правильно употреблять глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.
  • научимся правильно употреблять глаголы в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.

Сегодня на уроке

Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Они сочетаются с главными при помощи временных союзов когда, пока, в то время как, до того как, с тех пор как, после того как, как только, прежде чем и других. Порядок частей предложения свободный.
  • Придаточные предложения времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
  • Они сочетаются с главными при помощи временных союзов когда, пока, в то время как, до того как, с тех пор как, после того как, как только, прежде чем и других.
  • Порядок частей предложения свободный.

Запомните!  Пока человек жив,он не должен терять надежды.  , . Человек ,пока он жив,не должен терять надежды.  . , , Человек не должен терять надежды, пока он жив.  , пока пока пока

Запомните!

Пока человек жив,он не должен терять надежды.

, .

Человек ,пока он жив,не должен терять надежды.

.

, ,

Человек не должен терять надежды, пока он жив.

,

пока

пока

пока

Придаточные предложения времени могут иметь значение одновременности и разновременности с тем, что происходило в главной части. Пока друзья катались на лыжах, мы фотографировали снежные горы. (несов. вид) После того, как закончился матч, все поздравили победителей. (сов. вид)
  • Придаточные предложения времени могут иметь значение одновременности и разновременности с тем, что происходило в главной части.
  • Пока друзья катались на лыжах, мы фотографировали снежные горы. (несов. вид)
  • После того, как закончился матч, все поздравили победителей. (сов. вид)
 Закрепление.  Упражнение 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.Поставьте вопрос к придаточным предложениям с выделенными союзами. Укажите, где сложные предложения с придаточными времени, а где – с придаточными определительными.

Закрепление. Упражнение 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.Поставьте вопрос к придаточным предложениям с выделенными союзами. Укажите, где сложные предложения с придаточными времени, а где – с придаточными определительными.

Упражнение 2.  Замените простые предложения с обстоятельствами времени сложными с придаточными времени по образцу. Существительное замените однокоренным глаголом несовершенного вида. Одновременность или последовательность выражают предложения? Образец: Во время отдыха молодые люди любят путешествовать. – Когда молодые люди отдыхают, они любят путешествовать. 1. С наступлением лета многие горожане уезжают на природу. 2. Во время путешествия туристы увидели древние города Узбекистана. 3. С приходом зимы наши друзья едут в Чимган кататься на лыжах. 4. Во время занятий спортом мой брат получает огромное удовольствие. 5. С началом театрального сезона любители музыки спешат в концертные залы. 6. С окончанием спортивного матча болельщики поднялись на три бунах.  7. В ходе беседы с экскурсоводом студенты узнали много интересного.

Упражнение 2. Замените простые предложения с обстоятельствами времени сложными с придаточными времени по образцу. Существительное замените однокоренным глаголом несовершенного вида. Одновременность или последовательность выражают предложения?

  • Образец: Во время отдыха молодые люди любят путешествовать. –
  • Когда молодые люди отдыхают, они любят путешествовать.
  • 1. С наступлением лета многие горожане уезжают на природу.
  • 2. Во время путешествия туристы увидели древние города Узбекистана.
  • 3. С приходом зимы наши друзья едут в Чимган кататься на лыжах.
  • 4. Во время занятий спортом мой брат получает огромное удовольствие.
  • 5. С началом театрального сезона любители музыки спешат в концертные залы.
  • 6. С окончанием спортивного матча болельщики поднялись
  • на три бунах.
  • 7. В ходе беседы с экскурсоводом студенты узнали много интересного.
Проверьте!  1. Когда наступает лето , многие горожане уезжают на природу.  2. Когда туристы путешествовали, они увидели древние города Узбекистана.  3. Когда начинается зима , наши друзья едут в Чимган кататься на лыжах.  4. Когда мой брат занимается спортом, он получает огромное удовольствие.  5. Как только начинается театральный сезон, любители музыки спешат в концертные залы.  6. Как только закончился спортивный матч, болельщики поднялись  на трибунах.  7. Когда студенты беседовали с экскурсоводом, они узнали много интересного.

Проверьте!

1. Когда наступает лето , многие горожане уезжают на природу.

2. Когда туристы путешествовали, они увидели древние города Узбекистана.

3. Когда начинается зима , наши друзья едут в Чимган кататься на лыжах.

4. Когда мой брат занимается спортом, он получает огромное удовольствие.

5. Как только начинается театральный сезон, любители музыки спешат в концертные залы.

6. Как только закончился спортивный матч, болельщики поднялись на трибунах.

7. Когда студенты беседовали с экскурсоводом, они узнали много интересного.

Упражнение 3 . Замените предложения с деепричастным оборотом сложными по образцу. Какие предложения выражают одновременность,  а какие – последовательность действий ? 1. Посетив театр, ребята приобщились к удивительному миру искусства.  2. Читая книги, вы разговариваете с лучшими людьми прошлых времён.  3. Отдавая время работе в саду, человек становится ближе к природе. 4. Научившись вязать спицами, сестра приготовила много подарков для родных и близких.

Упражнение 3 . Замените предложения с деепричастным оборотом сложными по образцу. Какие предложения выражают одновременность, а какие – последовательность действий ?

  • 1. Посетив театр, ребята приобщились к удивительному миру искусства.
  • 2. Читая книги, вы разговариваете с лучшими людьми прошлых времён.
  • 3. Отдавая время работе в саду, человек становится ближе к природе.
  • 4. Научившись вязать спицами, сестра приготовила много подарков для родных и близких.
Проверьте!  1 . Когда ребята посетили театр, они приобщились к удивительному миру искусства.  2. Когда вы читаете книги, вы разговариваете с лучшими людьми прошлых времён.  3. Когда человек отдает время работе в саду, он становится ближе к природе.  4. Когда сестра научилась вязать спицами, она приготовила много подарков для родных и близких.

Проверьте!

1 . Когда ребята посетили театр, они приобщились к удивительному миру искусства.

2. Когда вы читаете книги, вы разговариваете с лучшими людьми прошлых времён.

3. Когда человек отдает время работе в саду, он становится ближе к природе.

4. Когда сестра научилась вязать спицами, она приготовила много подарков для родных и близких.

Упражнение 4 . Из двух предложений составьте сложное, употребив союз как только. Одновременность или последовательность помогает выразить союз? Ребята взглянули на друга. Дети увидели мать. Наргиза включила в комнате свет. Максим приехал в Самарканд Они сразу побежали к ней. Она увидела на столе букет цветов. Он позвонил своему старому другу. Они заметили его довольный вид.

Упражнение 4 . Из двух предложений составьте сложное, употребив союз как только. Одновременность или последовательность помогает выразить союз?

  • Ребята взглянули на друга.
  • Дети увидели мать.
  • Наргиза включила в комнате свет.
  • Максим приехал в Самарканд
  • Они сразу побежали к ней.
  • Она увидела на столе букет цветов.
  • Он позвонил своему старому другу.
  • Они заметили его довольный вид.
Проверьте!  Как только ребята взглянули на друга, они заметили его довольный вид.  Как только дети увидели мать, они сразу побежали к ней.  Как только Наргиза включила в комнате свет, она увидела на столе букет цветов.  Как только Максим приехал в Самарканд, он позвонил своему старому другу.

Проверьте!

Как только ребята взглянули на друга, они заметили его довольный вид.

Как только дети увидели мать, они сразу побежали к ней.

Как только Наргиза включила в комнате свет, она увидела на столе букет цветов.

Как только Максим приехал в Самарканд, он позвонил своему старому другу.

Упражнение 5. Расскажите о последовательных действиях людей, заменяя в придаточном глагол прошедшего времени неопределённой формой глагола.  Как изменилась главная часть? 1. Перед тем как ребята сели за шахматы, они долго обсуждали игру гроссмейстера. 2. Перед тем как родители купили ноутбук, они долго выбирали его.  3. Перед тем как я отдал реферат учителю, я внимательно проверил его. 4. Перед тем как мастерица начала вышивку, она подготовила необходимые нитки и ткань.  5. Перед тем как друзья посетили выставку Усто Мумина, они много читали о знаменитом художнике.

Упражнение 5. Расскажите о последовательных действиях людей, заменяя в придаточном глагол прошедшего времени неопределённой формой глагола. Как изменилась главная часть?

  • 1. Перед тем как ребята сели за шахматы, они долго обсуждали игру гроссмейстера.
  • 2. Перед тем как родители купили ноутбук, они долго выбирали его.
  • 3. Перед тем как я отдал реферат учителю, я внимательно проверил его.
  • 4. Перед тем как мастерица начала вышивку, она подготовила необходимые нитки и ткань.
  • 5. Перед тем как друзья посетили выставку Усто Мумина, они много читали о знаменитом художнике.
Проверьте!  1. Перед тем как сесть за шахматы, ребята долго обсуждали игру гроссмейстера.  2. Перед тем как купили ноутбук, родители долго выбирали его.  3. Перед тем как отдать реферат учителю, я внимательно проверил его.  4. Перед тем как начать вышивку, мастерица подготовила необходимые нитки и ткань.  5. Перед тем как посетить выставку Усто Мумина, друзья много читали о знаменитом художнике.

Проверьте!

1. Перед тем как сесть за шахматы, ребята долго обсуждали игру гроссмейстера.

2. Перед тем как купили ноутбук, родители долго выбирали его.

3. Перед тем как отдать реферат учителю, я внимательно проверил его.

4. Перед тем как начать вышивку, мастерица подготовила необходимые нитки и ткань.

5. Перед тем как посетить выставку Усто Мумина, друзья много читали о знаменитом художнике.

Задание для самостоятельной подготовки Упр.7,8. (стр.86)
  • Задание для самостоятельной подготовки Упр.7,8. (стр.86)