СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Слушательская культура подростков как актуальная проблема общего музыкального образования

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья обращена к проблеме духовно-нравственного и эстетического воспитания подростков на уроках музыки. Автор заостряет внимание на необходимости целенаправленного формирования слушательской культуры обучающихся, сопрягающейся с обретением ими жизненных ориентиров, воспитанием духовно-нравственных качеств личности, формированием эстетического вкуса и культурных потребностей.

Просмотр содержимого документа
«Слушательская культура подростков как актуальная проблема общего музыкального образования»

УДК 37


СЛУШАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА ПОДРОСТКОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ОБЩЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Лазарева А.А.,

Курский государственный университет,

СОШ №60, г. Курск, Россия


Науч. рук. – Рудзик М.Ф.,

Курский государственный университет, г. Курск, Россия



Аннотация. Статья обращена к проблеме духовно-нравственного и эстетического воспитания подростков на уроках музыки. Автор заостряет внимание на необходимости целенаправленного формирования слушательской культуры обучающихся, сопрягающейся с обретением ими жизненных ориентиров, воспитанием духовно-нравственных качеств личности, формированием эстетического вкуса и культурных потребностей.

Ключевые слова: общее музыкальное образование; обучающиеся подросткового возраста; подростковая субкультура; восприятие музыки; слушательская культура.

Abstract. The article is addressed to the problem of spiritual, moral and aesthetic education of adolescents in music lessons. The author focuses on the need for purposeful formation of students' listening culture, which is combined with the acquisition of life orientations, the upbringing of spiritual and moral qualities of the individual, the formation of aesthetic taste and cultural needs.

Keywords: general music education; students of adolescent age; adolescent subculture; music perception; listening culture.



Роль музыкального искусства в формировании духовно-нравственной составляющей личности школьника возрастает по мере изменения современной социокультурной ситуации, когда в обществе превалируют потребительские интересы не только в области экономики, но также в духовно-нравственной, культурной сфере и в сфере межличностного общения. Вместе с тем современное образование в большей степени ориентируется на повышение качества интеллектуальной подготовки школьника, оставляя его духовно-нравственное развитие на втором плане. Однако, нельзя говорить о качестве подготовки подрастающего человека к жизни в отрыве от формирования его нравственных, этических, культурных, эстетических и других ориентиров [Рябцева].

Роль музыкального искусства сегодня неоднозначна. С одной стороны, оно глубоко интегрировано в духовную жизнь человека, возросли его социальные функции. С другой стороны, телевидение и радиоэфир, обилие звуковых технических средств превратили музыкальное искусство в привычный звуковой фон жизни. Зачастую музыка сомнительного художественного качества оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора и занимает лидирующее положение в сфере досуга и художественных предпочтений подростков.

Являясь неотъемлемой частью подростковой субкультуры и выполняя сразу несколько функций (эмоциональную, компенсаторную, функцию межличностного общения, самоутверждения, самоопределения личности), музыка оказывает значительное влияние на формирование личностных качеств подростков, их эстетических и ценностных ориентаций. Тревожным остается тот факт, что для большинства учащихся подросткового возраста наибольшей притягательностью обладает музыка упрощенная, малохудожественная, иногда и откровенно низкопробная, а развитие их слушательской культуры идет по наиболее доступному пути, не обогащенному подлинными смыслами музыкального искусства [Талалаева]. Поэтому в системе общего образования изучение музыкального искусства становится условием обретения жизненных ориентиров, воспитания духовно-нравственных качеств личности, возможностью формирования культурных потребностей учащихся.

Как отмечают исследователи подросткового возраста и проблем формирования личности школьника (Л.И. Божович, И.В. Гребенников, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, И.В. Дубровина, Е.А. Леванова и др.), 12-14(15) лет – это тот период, когда сознание выходит на качественно новый уровень, обнаруживается ярко выраженная потребность в самоосознании, самовоспитании, складываются важнейшие свойства личности, присущие будущему взрослому человеку. Поэтому в условиях противоречивого, нередко деструктивного воздействия современной музыкальной ситуации на духовное развитие подростков формирование слушательской музыкальной культуры представляется нам наиболее важным, способным стать реальным стимулом к становлению таких фундаментальных личностных качеств, как эмоционально-ценностное отношение к искусству и явлениям жизни, умение слушать и понимать других, собственное «видение вещей», радость творческого поиска, оценочность и критичность восприятия культурных феноменов, эстетическая и нравственная диспозиции [Ломакина].

Сегодня для большинства людей слушание музыки является одним из главных, наиболее доступных источников художественно-эстетической информации. Но теле- и радиоэфиры, обилие звуковой техники, использование музыки в качестве средства, оформляющего и сопровождающего те или иные формы человеческой деятельности, превратили ее в привычный звуковой фон жизни. Музыка разного, в том числе низкого, художественного качества нередко оказывается навязанной слушателю независимо от его выбора.

Под интенсивное воздействие средств массовой информации дети попадают, начиная с младшего школьного возраста, а в подростковый период музыка начинает играть существенную роль в жизни учащихся, оказывая большое влияние на формирование их эстетических и ценностных ориентации. В подростковом возрасте школьники уже испытывают устойчивые потребности в так называемой фоновой музыке, и даже самые высокие, прекрасно исполняемые произведения воспринимаются ими, как нечто служебное.

СМИ, аудио- и CD-тиражирование, обслуживая индустриально-коммерческие интересы, вывели на первый план «потребительскую музыку» (Т. Адорно), иначе именуемую «массовой», «легкой», «эстрадной». Умение разбираться в «суперсовременной» музыке является для подростка существенным средством наиболее легкого общения со сверстниками, повышения своего авторитета. Однако, как показывают наблюдения, наибольшей притягательностью для большинства школьников данной возрастной группы обладает музыка упрощенная, относящаяся к явлениям массовой культуры, что объясняется силой воздействия средств массовой информации и подверженностью подростков конформному влиянию извне.

По свидетельству культурологов, характерной чертой самой массовой культуры является ее направленность на молодежь [Асафьев, с. 33]. В.Ю. Озеров отметил, что совсем недавно музыкальный рынок ориентировался в целом на людей от 13 до 19 лет, но сейчас сложилась еще одна группа «поп-фэнов» младше 13-ти. Кроме того, в подростковой среде значение имеет не сама музыка, а лишь то, что она современна и уважаема среди ровесников.

В связи со сказанным возникает вопрос о том, каковы возможности существующего содержания, методов и форм музыкального обучения в формировании слушательской музыкальной культуры учащихся подросткового возраста в условиях изменившейся музыкальной ситуации. Рассмотрим подробнее имеющиеся сегодня компоненты музыкального образования школьников.

В современной общей и музыкальной педагогике содержание образования принято разделять на четыре составные части:

1) опыт эмоционально-ценностного отношения;

2) музыкальные знания;

3) музыкальные умения и навыки;

4) опыт учебно-творческой деятельности.

Предпочтения, интересы, вкусы, которые образуются у школьников в сфере самой музыки и в тех или иных видах музыкальной деятельности, соединяет в себе такой компонент содержания образования, как опыт эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству. Особая значимость в содержании музыкального обучения как младших школьников, так и подростков придается эстетическому переживанию музыки, обусловленному личностным характером музыкального восприятия. Определяет содержание эмоционально-ценностного отношения к музыке во многом имеющийся у учащихся интонационный фонд [Акопян, с. 56].

Знания в содержании музыкального обучения разделяют на два вида: знание музыки и знания о музыке. Основой всей системы знаний о музыке, приобретаемых учащимися, являются музыкально-теоретические знания об интонационной природе музыкального искусства, о выразительной и изобразительной интонации, в которой находит отражение эмоционально-образный строй произведения, знания о ядре-интонации (по терминологии Б.В. Асафьева и Д.Б. Кабалевского), в котором заложена основа развития музыки, об основных принципах интонационного развития (тождество и контраст в их многообразных сочетаниях). В сферу изучения в школе также включаются знания основных жанров музыкального искусства, способствующие формированию у учащихся представлений о социальном предназначении музыки и формах ее бытования. Знания о музыкальных стилях ученики получают в процессе освоения понятий эпохального, национального, авторского и исполнительского стилей.

Таким образом, постигая интонационную, жанровую и стилевую основы музыкального искусства, школьники осваивают комплекс знаний об эмоционально-образной природе музыки, о средствах выразительности, о музыкальной драматургии, а также целый ряд более конкретных сведений.

Обращаясь к знаниям самой музыки, следует отметить, что в традициях отечественной педагогики отдавать приоритетную роль знаниям произведений, которые по праву можно отнести к шедеврам русского и зарубежного музыкального творчества, тому, что называют «золотым фондом» музыкально-педагогического репертуара. Именно он в процессе музыкального обучения неизменно служит основной для слушательской деятельности учащихся [Вахнянская, с. 47].

Вместе с тем обнаруживается тенденция привлечения в качестве учебного материала произведений молодежной музыки. Многими исследователями признается необходимость наличия в интонационно-слуховом запасе учащихся образцов не только академической, народной, но и современной эстрадной музыки в ее жанрово-стилевом многообразии. Однако на сегодняшний день вопрос изучения школьниками данного вида музыки остается неразработанным.

Важное место в содержании обучения занимают музыкальные умения и навыки. В комплекс умений, приобретаемых школьниками в слушательской деятельности, традиционно включаются умения воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание произведения, характеризовать свое внутреннее состояние после прослушивания, рассказать о чувствах, переживаниях и мыслях, рождаемых музыкой, дать вербальную (или невербальную) характеристику образно-эмоциональному содержанию произведения, средствам музыкальной выразительности, процессу развития музыкального образа, интонационным, жанровым и стилевым особенностям сочинения, умения выявлять общее и особенное между произведениями одного автора, сочинениями разных ко мпозиторов, произведениями разных видов искусства [Арчажникова, с. 4-12].

К навыкам слушательской деятельности обычно относят те, которые связаны с дифференцированным слышанием отдельных компонентов музыкальной ткани (регистров, тембров, звуковысотных, метроритмических и ладовых особенностей, гармонии, полифонии, фактуры, формообразования и т.д.), а также с прослеживанием процесса интонационного развития на уровне выявления в музыкальном материале сходства и различия. Однако и здесь вопрос остается открытым.

В самостоятельный элемент содержания музыкального образования Э. Б. Абдуллиным обособлен опыт музыкально-творческой деятельности, имеющий особую значимость не только для музыкального, но и для общего развития личности. Получение данного опыта подразумевается, как правило, в процессе вокально-хорового или инструментального исполнения, музыкально-пластической деятельности, в импровизациях или сочинении музыки. Не менее существенное значение творческий компонент приобретает и в процессе слушания музыки. Как подчеркивал Д.Б. Кабалевский, творческое начало может проявляться в собственных предположениях учащихся о характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности и других слушательских проявлениях [Шацкая, с. 55-60].

Музыкально-педагогической наукой выработан ряд методов, обладающих большим потенциалом в музыкальном развитии учащихся. Наряду с общедидактическими, в практике музыкального образования получили широкое распространение специфические методы, среди которых можно выделить три основных. Они были провозглашены в программе Д.Б. Кабалевского и позднее сформулированы Э.Б. Абдуллиным:

1) метод музыкального обобщения, направленный на освоение ключевых знаний о музыке, заключенных в тематизме программы, и достижение целостности урока на основе темы четверти;

2) метод эмоциональной драматургии, направленный на активизацию эмоционального отношения школьников к музыке за счет построения урока по законам художественной драматургии;

3) метод перспективы и ретроспективы, позволяющий установить преемственные связи между темами (в процессе одного занятия, ряда уроков, всего процесса музыкального обучения), формируя целостное представление о музыкальном искусстве.

Широко применяемым по сей день является асафьевский метод «наведения», который направлен на то, чтобы путем соответствующего подбора сочинений или музыкальных бесед незаметно для слушателя ввести его в среду действия факторов, на которые желательно обратить внимание, и убедившись, что наблюдение прошло правильно, зафиксировать его результаты соответствующим обобщением.

В течение долгого времени музыкальная методика основывалась на подходе Н.Л. Гродзенской, благодаря которой в педагогическую практику вошла предложенная ею последовательность предъявления музыкального произведения для слушания: вступительное слово учителя, слушание, разбор произведения, повторное слушание и закрепление музыки в памяти. Такая схема организации слушательской деятельности имеет общепедагогический характер, поскольку учитывает в первую очередь психолого-педагогические особенности восприятия учащимися нового музыкального материала, требующего определенного настроя на прослушивание произведения, первичного ознакомления с ним, его анализа и повторного восприятия. В том или ином виде данная логика выстраивания учебного материала применима к любым музыкальным образцам, предлагаемым школьникам для слушания.

Известен метод музыкальных размышлений Д.Б. Кабалевского, представляющий собой решение поставленных вопросов в форме кратких собеседований учителя с учащимися. Столкновение мнений, согласно Кабалевскому, вызывает творческий конфликт, который приводит к открытию новых, а точнее, к осознанию давно известных истин. Автор призывал к тому, чтобы в каждом таком собеседовании имели место два взаимосвязанных момента: четко сформулированная учителем задача и постепенное совместно с учащимися ее решение. Своеобразным принципом музыкального преподавания стала позиция Кабалевского, состоящая в том, чтобы всегда, когда это возможно, окончательный вывод делали и произносили сами учащиеся [Вахнянская, с. 57].

Освоение школьниками приемов раскрытия смысла музыкального произведения тесно связано со знаниями об огромном духовно-смысловом потенциале музыкального искусства, но о музыке, не как форме отражения жизни (данная позиция долгое время культивировалась в музыкальном образовании), а как форме художественного познания жизни, выражения «человеческого к ней отношения». Именно отношение, по мнению М.С. Кагана, Л.М. Мосоловой и др., является «индикатором» художественности во всех видах искусства – от живописи до музыки и архитектуры.

Выше уже отмечалось, что современная музыка как часть подростковой субкультуры, оказывает гораздо большее воздействие на формирование их слушательской музыкальной культуры, чем музыкальное школьное образование. Опыт показывает, что музыка на уроках в общеобразовательной школе сегодня мало привлекает учащихся, в то время, как за ее пределами занимает существенное место в сфере индивидуальных интересов подростков. Освоение явлений поп- и рок-культуры на уроках музыки достаточно проблематично, поскольку при их изучении на первый план выступают не привычные учителю-музыканту художественные категории, а социологические, психологические, экономические и социокультурные вопросы. Тем не менее, в процессе формирования слушательской культуры школьников-подростков необходимо более широкое, чем оно есть на сегодняшний момент, привлечение в музыкально-образовательном процессе материала указанных областей музыки, привлечение его к смысловому рассмотрению и оценке школьниками на основе критериев, единых для музыкальной классики, современной академической и массовой музыки [Акопян, с. 138].

В соответствии с вышеизложенным, выделим условия, от реализации которых зависит, по нашему мнению, более успешное формирование слушательской музыкальной культуры учащихся:

1) овладение школьниками знаниями о значительном духовно-смысловом потенциале музыки как формы художественного познания жизни и мира;

2) освоение способов постижения смысла воспринимаемых музыкальных произведений;

3) более широкое использование в качестве музыкально-дидактического материала лучших образцов актуальных в подростковой среде поп- и рок-произведений в сочетании с образцами традиционного музыкально-педагогического репертуара и современной академической музыки, уделяя внимание специфике выразительных средств названых областей музыкального искусства.

Указанные условия подразумевают изменения в содержании музыкального обучения подростков, что наравне с необходимостью решения поставленных нами задач формирования слушательской музыкальной культуры учащихся (в сегодняшних условиях), влечет за собой необходимость разработки специальных методов, форм и средств обучения, актуализирующих коммуникативную функцию музыкального искусства и обеспечивающих активную, творчески-деятельностную направленность учебного процесса. Методы и формы должны нести не только дидактическую, но и воспитательную функции, так как формирование слушательской музыкальной культуры не является для нас конечной педагогической целью, а служит средством художественно-творческого, духовного развития школьников за счет организации слушательского взаимодействия с музыкой.


Литература:

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с.

  2. Акопян К.З. Восприятие музыки и его роль в формировании характера подростка // Психология подростка (к 100-летию Н.Д. Левитова): межвуз. сб. науч. тр. / редколл.: В.Г Степанов и др. М.: МГГУ, 1993. 138 с.

  3. Арчажникова Л.Г. Общие предпосылки исследования вопросов музыкально-педагогического образования // Теоретические основы профессиональной подготовки: сб. науч. тр. Вып. 62. М.: МГЗПИ, 1980. С. 4-12.

  4. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Просвещение, 1965. 240 с.

  5. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Изд-во ИПРАН, 1997. 352 с.

  6. Вахнянская И.Л. Особенности отношения школьников к эстетическому содержанию музыки // Новые исследования в психологии: сб. ст. М.: Педагогика, 1978. С. 47-51.

  7. Ломакина Н.С. Формирование слушательской музыкальной культуры школьников-подростков. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-slushatelskoy-muzykalnoy-kultury-shkolnikov-podrostkov (дата обращения: 11.11.2020).

  8. Рябцева О.М. Проектная технология как средство формирования слушательской культуры ребят подросткового возраста. URL: https://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/11/06/proektnaya-tekhnologiya-kak-sredstvo-formirovaniya-slushatelskoy (дата обращения: 9.11.2020).

  9. Талалаева Н.В. О проблеме формирования музыкально-слушательской культуры школьников. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=2123 (дата обращения: 09.11.2020).

  10. Шацкая В.Н. Музыка в школе. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. Кн. 2. 168 с.