СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к педагогическому совету по теме "Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы"

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы»

    Смысловое чтение  как метапредметный результат освоения образовательной программы    «Уметь читать в широком смысле этого слова – значит, извлечь из мертвой буквы живой смысл»  К.Д.Ушинский

Смысловое чтение как метапредметный результат освоения образовательной программы

«Уметь читать в широком смысле

этого слова – значит,

извлечь из мертвой буквы

живой смысл»

К.Д.Ушинский

Смысловое чтение   вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Смысловое чтение 

вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации»)

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации»)

 Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. 04.02.18

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом (далее - ФГОС) основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

04.02.18

·   в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; ·  в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; ·  в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря. Чтение - метапредметный навык, составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

·   в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;

·  в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;

·  в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

Чтение - метапредметный навык, составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:

Метапредметный результат Группа результатов Познавательные УУД на основе ст. 8 ФГОС Направленность результатов СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ на основе ст. 10 ФГОС Перечень детализированных результатов - умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности), -умение ориентироваться в содержании текста, -умение понимать целостный смысл текста, -умение стуктурировать текст, -умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, -умение интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non - fiction ) -умение критически оценивать содержание и форму текста

Метапредметный результат

Группа результатов

Познавательные УУД

на основе

ст. 8 ФГОС

Направленность результатов

СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ

на основе

ст. 10 ФГОС

Перечень детализированных результатов

- умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности),

-умение ориентироваться в содержании текста,

-умение понимать целостный смысл текста,

-умение стуктурировать текст,

-умение преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность,

-умение интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non - fiction )

-умение критически оценивать содержание и форму текста

НОО ООО

НОО ООО

 ФГОС  УМЕНИЯ подлежат проверке

ФГОС УМЕНИЯ подлежат проверке

Краевая диагностическая работа (ГДР) 1 группа. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации); 2 группа. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений); 3 группа. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно- познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика).

Краевая диагностическая работа (ГДР)

1 группа. Общее понимание текста, ориентация в тексте (включает понимание основных фактов, основной идеи текста, поиск в тексте информации, представленной в различном виде, формулирование прямых выводов и заключений на основе имеющейся в тексте информации);

2 группа. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста (включает анализ, интерпретацию и обобщение информации, представленной в тексте, формулирование на ее основе сложных выводов и оценочных суждений);

3 группа. Использование информации из текста для различных целей (включает в себя использование информации из текста для различных целей: для решения различного круга учебно- познавательных и учебно-практических задач без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта ученика).

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА: Прежде всего искусственный снег нужен для кино и телевидения. Невозможно угадать, будет ли снегопад в нужное для съёмок время или нет. Снег для кино делают из бумаги, пожарной пены, пластика… Научились люди создавать и почти настоящий холодный снег – из мелких капель воды. Для этого изобрели снежную пушку. «Пушки» делают снег, чтобы можно было кататься на лыжах круглый год. А ещё такой снег очень нужен в зоопарках. Представьте, как тяжело белым медведям летом вдали от родной заснеженной Арктики!)

ФРАГМЕНТ ТЕКСТА:

Прежде всего искусственный снег нужен для кино и телевидения. Невозможно угадать, будет ли снегопад в нужное для съёмок время или нет. Снег для кино делают из бумаги, пожарной пены, пластика… Научились люди создавать и почти настоящий холодный снег – из мелких капель воды. Для этого изобрели снежную пушку. «Пушки» делают снег, чтобы можно было кататься на лыжах круглый год. А ещё такой снег очень нужен в зоопарках. Представьте, как тяжело белым медведям летом вдали от родной заснеженной Арктики!)

ЗАДАНИЕ: 7. Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ на основе текста. Обведи номера двух выбранных ответов. 1) для киносъемок 2) для зимних видов спорта 3) для телевидения 4) для зоопарков

ЗАДАНИЕ: 7. Для чего обычно используют снег из снежных пушек? Дай ответ на основе текста.

Обведи номера двух выбранных ответов. 1) для киносъемок

2) для зимних видов спорта

3) для телевидения

4) для зоопарков

 Во ФГОСах чётко указывается:

Во ФГОСах чётко указывается:

"В основной школе на ВСЕХ предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции ( смыслового чтения ), в результате чего:

1) Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов.

2) У них будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

3) Выпускники усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения.

4) Обучающиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; учебным и самостоятельным чтением.

5) Они овладеют основными стратегиями чтения художественного и других видов текстов.

6) Будут способны выбрать оптимальную стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче".

04.02.18

Смысловое чтение - один из важнейших критериев освоения обучающимися образовательной программы средства (инструменты) контроля 04.02.18

Смысловое чтение -

один из важнейших критериев освоения обучающимися образовательной программы

средства (инструменты) контроля

04.02.18

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ  сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  как метапредметного результата освоения образовательной программы  Концепция оценки учебных достижений обучающихся меняется в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к результатам образования.  Государство постепенно подводит нас к кардинальным изменениям в этой области. Касаются эти изменения и смыслового чтения.  И если первый вид контроля – проверка читательской грамотности – пока не всеми воспринимается всерьёз. А напрасно. То второй его вид – итоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным То второй его вид – итоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным 14

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы

Концепция оценки учебных достижений обучающихся меняется в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к результатам образования. Государство постепенно подводит нас к кардинальным изменениям в этой области. Касаются эти изменения и смыслового чтения.

И если первый вид контроляпроверка читательской грамотности – пока не всеми воспринимается всерьёз. А напрасно.

То второй его видитоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным

  • То второй его видитоговое сочинение по литературе – не прошел незамеченным

14

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ  сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  как метапредметного результата освоения образовательной программы

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ  сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ  как метапредметного результата освоения образовательной программы  Для контроля уровня сформированности читательской грамотности в 2014/15 учебном году вновь было введено сочинение  по литературе как форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса.  Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от умения обучающегося формулировать проблему, приводить аргументацию, высказать свою точку зрения и прочее.  В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение словесников. 04.02.18 14

СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ сформированности СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ как метапредметного результата освоения образовательной программы

Для контроля уровня сформированности читательской грамотности в 2014/15 учебном году вновь было введено сочинение по литературе как форма государственной итоговой аттестации выпускников 11 класса.

Не секрет, что успешное написание сочинения находится в прямой зависимости от умения обучающегося формулировать проблему, приводить аргументацию, высказать свою точку зрения и прочее.

В соответствии с требованиями ФГОС над этой задачей работает методическое объединение словесников.

04.02.18

14

СОЧИНЕНИЕ по  РУССКОМУ ЯЗЫКУ Но есть ещё один вид контроля – сочинение на выпускном экзамене по русскому языку . Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения). 04.02.18 14

СОЧИНЕНИЕ по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Но есть ещё один вид контроля – сочинение на выпускном экзамене по русскому языку .

Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения).

04.02.18

14

СОЧИНЕНИЕ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ  Но есть ещё один вид контроля – сочинение на выпускном экзамене по русскому языку .  Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения). Части сочинения, показывающие уровень метапредметных навыков 1. Вступление 2. Второе доказательство 3. Вывод 04.02.18 14

СОЧИНЕНИЕ по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Но есть ещё один вид контроля – сочинение на выпускном экзамене по русскому языку .

Вот именно в этом виде работы и проверяется метапредметность читательской грамотности (уровень владения выпускником смыслового чтения).

Части сочинения,

показывающие уровень

метапредметных навыков

1. Вступление

2. Второе доказательство

3. Вывод

04.02.18

14

Но возникает вполне закономерный вопрос: только ли МО словесников должно работать над формированием смыслового чтения , если во ФГОСах оно обозначается  как МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ результат освоения образовательной программы? 04.02.18 14

Но возникает вполне закономерный вопрос: только ли МО словесников должно работать над формированием смыслового чтения , если во ФГОСах оно обозначается как МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ результат освоения образовательной программы?

04.02.18

14

Читательская грамотность и ЕГЭ Смысловое чтение (читательская грамотность) – это основной фактор повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники при работе с КИМами. Задания блока А Задания блока В Поиск информации Интерпретация информации Оценка информации

Читательская грамотность и ЕГЭ

Смысловое чтение (читательская грамотность) – это основной фактор повышения успешности каждого ученика. В первую очередь это отразится на результатах ЕГЭ, потому что группы читательских умений напрямую связаны с умениями, которые должны продемонстрировать выпускники при работе с КИМами.

Задания блока А

Задания блока В

Поиск информации

Интерпретация информации

Оценка информации

Различные виды сочинений и эссе на ЕГЭ  нацелены на отработку умений обучающегося:   А) формулировать проблему;  Б) приводить аргументацию;  В) высказать свою точку зрения и прочее. 04.02.18 21

Различные виды сочинений и эссе на ЕГЭ

нацелены на отработку умений обучающегося:

А) формулировать проблему;

Б) приводить аргументацию;

В) высказать свою точку зрения и прочее.

04.02.18

21

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (русский язык, литература, обществознание, история, иностранные языки) работа с текстами на каждом уроке (анализ сюжета, композиции, характеристика героев); устные ответы и требование к ним (тезис, доказательства, мини-вывод); письменные работы (развернутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, эссе)

ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ (русский язык, литература, обществознание, история, иностранные языки)

работа с текстами на каждом уроке (анализ сюжета, композиции, характеристика героев);

устные ответы и требование к ним (тезис, доказательства, мини-вывод);

письменные работы (развернутый ответ на вопрос, сочинение-рассуждение, эссе)

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ (НЕгуманитарные дисциплины) Учащиеся НЕ могут выразить своё мнение по поводу прочитанного «технического» текста Учащиеся НЕ умеют включать сообщение текста в контекст собственного опыта Учащиеся НЕ знают, как критически отнестись к авторскому сообщению Учащиеся испытывали значительные трудности при письменном ОФОРМЛЕНИИ ответов

ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ

(НЕгуманитарные дисциплины)

Учащиеся НЕ могут выразить своё мнение по поводу прочитанного «технического» текста

Учащиеся НЕ умеют включать сообщение текста в контекст собственного опыта

Учащиеся НЕ знают, как критически отнестись к авторскому сообщению

Учащиеся испытывали значительные трудности при письменном ОФОРМЛЕНИИ ответов

Немного о ЕГЭ и олимпиадах  Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на олимпиадах и ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса .

Немного о ЕГЭ и олимпиадах

Недавно в России проводились исследования, в ходе которых было выявлено, почему школьники НЕ решают сложные задания на олимпиадах и ЕГЭ по техническим предметам: учащиеся НЕ могут правильно интерпретировать задания, потому что НЕ понимают вопроса .

Вместо заключения… Читательская деятельность требует повышенного внимания: год от года, от класса к классу усложняются тексты (не столько по объёму, сколько по структуре), всё более и более востребованными становятся умения высказать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; работать в ситуации конфликтной информации и т.д. Сегодня главная задача учителя не только научить , но и показать , где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления.

Вместо заключения…

Читательская деятельность требует повышенного внимания: год от года, от класса к классу усложняются тексты (не столько по объёму, сколько по структуре), всё более и более востребованными становятся умения высказать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; работать в ситуации конфликтной информации и т.д.

Сегодня главная задача учителя не только научить , но и показать , где и как могут быть применены полученные знания, повысить интерес учащихся к предмету, вывести их на уровень осмысления.

Решение 1. Не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо: усилить работу с текстами; уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; требовать «доказательности» ответа; отрабатывать схемы записи ответов. усилить работу с текстами; уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; требовать «доказательности» ответа; отрабатывать схемы записи ответов.  2. Семинар «Эффективные практики использования приемов работы с текстом».

Решение

1. Не только на гуманитарных предметах (русский язык, литература, история, обществознание), но и на прочих уроках необходимо:

  • усилить работу с текстами; уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте; требовать «доказательности» ответа; отрабатывать схемы записи ответов.
  • усилить работу с текстами;
  • уделить особое внимание умению высказывать свою точку зрения на проблему, поднятую в тексте;
  • требовать «доказательности» ответа;
  • отрабатывать схемы записи ответов.

2. Семинар «Эффективные практики использования приемов работы с текстом».