Конспект собрания для родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. «Азбука безопасности»
Цель:
Планомерное распространение знаний среди родителей о правилах дорожного движения, о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышение их культуры, как участников дорожного движения.
Объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни.
Помощь родителям в осознании всей важности данного вопроса в воспитании детей.
Форма проведения: информационно - игровая.
Материалы: видео запись обращения сотрудника ГИБДД, видео запись беседы с детьми, филворд, карточки с правилами ПДД, презентация «Четвертый лишний», вопросы для викторины, жетоны, памятка для родителей.
Предварительная работа: анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения» (Приложение №1)
Ход собрания:
Наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге. К сожалению, многие родители считают, что ребёнка нужно учить безопасному поведению ближе к тому времени, когда он пойдёт в школу. Но это глубочайшее заблуждение! Ведь у детей целый комплекс привычек складывается с самого раннего детства.
Работа по обучению детей правилам грамотного поведения на улице – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике. И если теоретические знания даём детям мы, то их практическое проявление целиком ложится на ваши плечи. Вы - родители являетесь примером для ваших детей. Так давайте вместе научим наших детей безопасному поведению на дороге.
Я хочу предложить вашему вниманию видео обращение сотрудника ГИБДД Шиляевой М.В.
Видео - обращение начальника отдела УГИБДД УМВД России по Кировской области (Приложение №2)
Правила дорожного движения мало приспособлены к психофизиологическим особенностям детей, поэтому при обучении необходимо учитывать и такие факторы, как возраст, индивидуальные способности и другие свойства личности. Об этом нам сейчас расскажет педагог-психолог нашего детского сада Суворова Т.А.
Сообщение педагога –психолога «Психофизиологические особенности поведения ребенка на дороге» (Приложение №3)
Сегодня я предлагаю Вам освежить знания о правилах дорожного движения и продолжить наше собрание в форме игры-конкурса «Азбука безопасности».
Предлагаю разделиться на две команды, придумать название своей команде (например, «Пешеходы», «Водители»). За каждое правильно выполненное задание команда получает жетон.
Итак, начинаем…
1 ЗАДАНИЕ. «Филворд» (Приложение №4)
Необходимо найти слова в филворде. Все слова связаны с правилами дорожного движения (например, дорога, пешеход, водитель, переход, машина, светофор и т.п.). Команды по очереди выделяют маркером слова в филворде.
2 ЗАДАНИЕ. «Найди ошибку» (Приложение №5)
На карточках написаны правила дорожного движения, в которых допущены ошибки, задача их найти. Каждой команде дается по три карточки, время для обсуждения. Отвечают по очереди.
3 ЗАДАНИЕ «Четвертый лишний» (Приложение №6)
Задание на знание дорожных знаков. На слайде презентации изображены дорожные знаки, необходимо определить какой знак лишний (например, три знака запрещающих и один предупреждающий). Каждой команде дается время для обсуждения. Отвечают по очереди.
4 ЗАДАНИЕ «Викторина «Вопросы от детей» (Приложение №7)
Родителям предлагается вспомнить детские сказки, рассказы, песенки, в которых упоминается какое-либо средство передвижения. Викторина проходит в форме блиц-турнира. Отвечать необходимо быстро, по очереди.
Подведение итогов игры.
Ребенок учится законам безопасного поведения на дороге у взрослых. В игре мы выяснили, что вы неплохо знаете правила. Давайте посмотрим, что дети нашей группы знают о правилах дорожного движения.
Видео «Что знают наши дети о ПДД» (Приложение №8)
Ни для кого не секрет, что всё что ребёнок делает и чему учится в первую очередь идёт из семьи. Ведь как бы педагоги не объясняли ребёнку правил, ребёнок смотрит на поведение и соблюдение их у своих родных и близких. Мы можем сто раз показать, объяснить, повторить - "Нельзя переходить дорогу в не положенном месте, только на светофоре, только на переходе" - он это запомнит, НО сделает так как делает мама, папа, бабушка.
Воспитание грамотного участника дорожного движения - составляющая воспитания человека нового типа. И пока взрослые не привыкнут к тому, что соблюдение правил дорожного движения – это не только требование законодательства, но прежде всего норма поведения в обществе, рост дорожно-транспортного травматизма остановить невозможно.
Мы убеждены, что вы поддерживаете нас в стремлении уберечь детей от опасностей, которые подстерегают их на дороге. Верим, что вы и дальше будете уделять большое внимание привитию своему ребёнку навыков дорожной безопасности. А эти памятки помогут вам в этом (раздать по окончанию собрания всем родителям).
Памятка для родителей детей среднего дошкольного возраста. (Приложение № 9)
Решение родительского собрания:
Продолжать проводить с детьми в ДОУ работу по обучению правилам дорожного движения.
Родителям настойчиво, но не навязчиво, систематически и терпеливо воспитывать у своего ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.
На прогулке, по дороге в детсад и домой закреплять знания, полученные ранее, чаще задавать ему проблемные вопросы, беседовать с ним, обращать внимание на свои действия. Помнить, что ребёнок учится законам дорог беря пример со взрослого.
Использованные материалы:
Электронное пособие «Правила дорожного движения»
Издательство «Учитель», 2010;
Материалы из Интернета.
Приложение №1
Анкета для родителей
«Изучение отношения родителей к необходимости обучения детей правилам дорожного движения»
1.Считаете ли Вы важной проблему детской безопасности на дорогах?
- да;
- нет;
- затрудняюсь ответить.
2. Какая работа проводится в Вашей семье по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения?
- беседы с ребенком о его безопасности на дороге;
- чтение детской литературы о правилах дорожного движения;
- просмотры мультфильмов о правилах безопасного поведения на дороге;
- практические навыки поведения на дороге;
- углубленное изучение Правил дорожного движения.
3. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать правила дорожного движения?
- ежедневно
- иногда
- очень редко
- не говорите на эту тему
- другие ответы__________________________________________
4. Обучаете ли Вы своего ребёнка правилам поведения в общественном транспорте?
- да;
- нет.
5. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее продуктивными для помощи в ознакомлении детей с ПДД :
- организация выставки литературы по данной теме;
- встречи с инспектором ГИБДД;
- проведение совместных мероприятий с детьми (праздники, спортивные развлечения и т. д.);
- размещение информации в уголке для родителей;
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания по данной теме.
Благодарим Вас за искренние ответы!
Приложение №3
Психофизиологические особенности поведения
ребёнка на дороге
Среди всех участников дорожного движения – водителей, пешеходов, пассажиров – самым подвижным и непредсказуемым участником дородного движения является ребенок. Во многих ДТП он – основной виновник. Из общего числа детей, попавших в ДТП, – 15–17 % – дети дошкольного возраста. Из общего количества погибших детей подавляющее большинство – дети дошкольного и младшего школьного возраста.
Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
Дети не обладают теми же предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Рост ребенка – серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров – легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте – это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:
– рассеянное внимание;
– забывание правил поведения на улице;
– снижение обзора во время непогоды из-за зонта, поднятого воротника, капюшона;
– плохое состояние дорожного покрытия;
– эмоциональное состояние;
– отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность;
– более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в 10 раз меньше, чем у взрослого;
– время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6–0,8 с, а у дошкольника 1,3–1,5 с;
– чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
– клетки коры головного мозга легко истощаются, у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
– отсутствие контроля взрослых.
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
– переход проезжей части дороги;
– подвижные игры около дорог;
– езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
– игры с наступлением темноты;
– ослепление фарами;
– зимнее состояние дорожного покрытия;
– буксующее рядом с ребенком транспортное средство, движение его юзом или занос транспортного средства;
Психофизиологические характеристики ребенка очень многообразны. Каждый ребенок уникален и непредсказуем. Прежде чем решать проблему предупреждения детского травматизма и обучать ребенка безопасному поведению на дороге, воспитателям, учителям и родителям надо хорошо усвоить возрастные и психофизиологические особенности характера своего ребенка.
Приложение №4
Филворд
П | Е | З | Е | Б | С | В | Е | Т |
Е | Ш | М | А | Р | З | О | Ф | О |
Х | Ш | А | К | А | Н | Р | Ц | А |
О | И | Н | А | П | У | Л | И | Д |
Д | Ж | Е | Р | Е | Г | О | Р | О |
З | Е | Х | О | Д | А | Р | В | О |
Л | И | Л | А | А | Л | У | Ь | Д |
П | В | А | Р | Н | Ь | Л | Л | И |
Р | А | Ф | А | Г | И | С | Е | Т |
Использованные слова: знак, жезл, руль, фара, зебра, улица, машина, дорога, сигнал, пешеход, переход, правила, светофор, водитель.
Приложение № 5
«Найди ошибку»
Согласно п.4.1 Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по проезжей части. (по обочинам) |
Согласно п.22.9 Перевозка детей до 8-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. (до 12 лет) |
Согласно п.4.1 При переходе дороги и движении по обочинам в темное время суток вне населенных пунктов пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. (обязаны иметь) |
Согласно п.22.9 Перевозка детей до 12-летнего возраста на переднем сидении автомобиля в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности. (на переднем сиденье – только с использованием детских удерживающих устройств) |
Согласно п.10.2. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч., а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 40км/ч. (20 км/ч) |
Согласно п.14.3. На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен сразу начать движение, не обращая внимания на пешеходов. (должен дать возможность пешеходам закончить переход) |
Приложение №7
Блиц-турнир «Мульти-пульти»
(вопросы от детей)
Как называется стихотворение А. Барто и транспортное средство, в котором дети решили прокатить кота?
(Грузовик)
Что случилось на дороге с мячиком в стихотворении С. Маршака «Мяч»?
(Покатился в огород, докатился до ворот, подкатился под ворота, добежал до поворота, там попал под колесо. Лопнул, хлопнул – вот и все)
На чем передвигались львы и зайчики в сказке К.И.Чуковского «Тараканище»?
(Львы – в автомобиле, зайчики – в трамвайчике)
На чем передвигались медведи и волки в сказке К.И.Чуковского «Тараканище»?
(Ехали медведи на велосипеде, волки на кобыле)
Какая марка у автомобиля из мультфильма «Зима в Простоквашино»?
(Запорожец)
Что подарили почтальону Печкину родители дяди Федора?
(велосипед)
Чем заправлял свой моторчик герой мультфильма «Малыш и Карлсон»?
(вареньем)
Назовите любимый вид транспорта Кота Леопольда.
(велосипед)
Какой герой, нарушив правила поведения на дороге, получил сильнейшую травму, и ему пришлось пришивать ножки?
(Зайчик. Он бежал по дорожке, и ему перерезало ножки)
Какое транспортное средство стало участником ДТП в сказке К.И.Чуковского «Айболит»?
(попал под трамвай)
О каком дорожно-транспортном происшествии говорится в произведении С.Михалкова «Дядя Степа милиционер»
(Возле площади затор – поломался светофор: загорелся желтый свет, а зеленого все нет….)
Если бы печка, на которой ездил Емеля была транспортным средством, за что его могли бы оштрафовать, когда он ехал к царю?
(за незнание ПДД, за отсутствие ремня безопасности)
Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком в сказке Н.Носова «Приключения незнайки», работает не на бензине, а на чем?
(на газированной воде с сиропом)
Какой сказочный герой не нарушает правил дорожного движения, потому что ему не нужны транспортные средства для передвижения?
(Карлсон)
Назовите известные вам сказочные средства передвижения.
Приложение №9
Памятка для родителей детей среднего
дошкольного возраста
Уважаемые родители!
В среднем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
– кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
– элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекресток, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
– транспортные средства (автомобиль, автобус, специальное транспортное средство и др.);
– средства регулирования дорожного движения;
– основные сигналы транспортного светофора;
– правила движения пешеходов в установленных местах;
– правила посадки, движения и высадки в общественном транспорте;
– без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя.
Методические приемы обучения ребенка навыкам безопасного поведения на дороге:
– своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объеме, необходимом для усвоения;
– использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
– указывать на нарушителей Правил;
– закреплять зрительную память, пространственное представление и представление о скорости;
– читать ребенку книжки для закрепления Правил;
– использовать альбомы для раскрашивания, диафильмы, видеокассеты, макеты, настольные игры для привития устойчивых навыков безопасного поведения ребенка в любой дорожной ситуации.
ПОМНИТЕ!
Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.
Берегите ребенка! Оградите его от несчастных случаев на дорогах.