муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 37»
СОБСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
музыкального руководителя
ДЫМОВОЙ ОЛЬГИ СЕРГЕЕВНЫ
Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста
посредством музыкальных игр и упражнений с применением современных информационно-коммуникативных технологий»
Оренбург, 2022
Структура описания передового педагогического опыта
Сведения об авторе
Условия формирования опыта
Теоретическая база опыта
Актуальность и перспективность опыта
Новизна опыта
Адресность опыта
Трудоёмкость опыта
Технология опыта
Результативность опыта
Библиография
Приложение
1. Сведения об авторе
Дымова Ольга Сергеевна
Дата рождения: 29.11.1985 г.
Должность: музыкальный руководитель
Образование: высшее
Название учебного заведения: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Художественно-педагогический колледж» г. Оренбурга, 2005.
Высшее, НОАНОВПО «Институт бизнеса и политики», психология, психолог, преподаватель психологии, 2011.
Специальность по диплому: Музыкальное образование. Психология.
Квалификация по диплому: Учитель музыки, музыкальный руководитель. Психолог, преподаватель психологии.
Место работы: МДОАУ №37 г. Оренбург ул. Центральная 12
Педагогический стаж: 13 лет
Стаж в занимаемой должности: 13 лет
Квалификация: Первая квалификационная категория.
2. Условия формирования опыта
Дошкольный возраст наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. При этом большое значение имеет речевое, сенсорное, двигательное развитие в этот период. В исследованиях последних лет учеными и практиками, в том числе педагогами и специалистами нашей дошкольной образовательной организацией отмечается тревожная тенденция роста количества детей, имеющих проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении.
Преодоление этих нарушений в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Существуют различные средства, позволяющие решать вышеуказанные проблемы, и одно из таких, по нашему мнению - развитие чувства ритма, которое будет способствовать всестороннему развитию ребенка, совершенствованию его речи, овладению двигательными навыками, музыкальными способностями, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Самое главное ребенок сможет само организовываться, планировать свои действия и реализовывать в определенном темпе и времени. Ритмические движения, теснейшим образом связаны с моторикой, мышечной реактивностью человека, помогают научить ребенка физически чувствовать ритм.
Развивая чувство ритма, мы формируем слоговую структуру сложных слов, помогаем быстрее и легче осваивать ребенку стихотворения, понимать музыкальные произведения, развиваем координацию и ловкость движений, совершенствуем общую и мелкую моторику, развиваем дыхание голос, чувства темпа и ритма, в результате улучшается дикция, нормализуется темп речи.
Воспитывая у детей чувство ритма, повышаем рациональную организованность движений, их работоспособность, физическую активность. Ребенок, владеющий чувством ритма, будет лучше играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, декламировать различные произведения, тем самым он более успешен в жизни.
Анализ научной литературы, профессиональных периодических изданий, опыт ведущих педагогов–музыкантов, изучение вопроса повышения качества музыкального образования подсказал, что процесс усвоения ритмической структуры можно улучшить и ускорить при направленном обучении с помощью музыкальных упражнений и игр с применением современных ИКТ.
В содержание работы по развитию чувства ритма детей с применением ИКТ включаются:
- музыкально-ритмические игры, речедвигательные упражнения;
- игра на музыкальных инструментах,
- дидактические игры с применением ИКТ.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
3. Теоретическая база опыта
Сущность и подходы к развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста
«Вначале был ритм»
Ганс фон Бюлов
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана, в конце XIX века, основоположником системы музыкально-ритмического воспитания, швейцарским педагогом и музыкантом Э.Ж. Далъкрозом: «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма. не может быть воспринят ритм музыкальный» /10; 213/.
Уже в 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, консерваторий, а также лечебных заведений. В создании системы ритмики, рассчитанной на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, Ю.А. Двоскина, позднее - Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман, С.Д. Руднева и другие.
В детском саду вместо термина «ритмика» вначале пользовались терминами («ритмические движения», «музыкально-двигательное воспитание», затем «движение под музыку», «музыкальное движение», «музыкально-ритмические движения»). Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ритму и акцентам. Это движения рук, головы, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе ритма.
Переживание ритма, а следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. (стр.50) «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывет...
Всякое полноценное восприятие музыки ест активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятия музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» (Теплов Б.М.Психология музыкальных способностей с. 216-217).
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку, как и ладовое чувство.
Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка.
Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное и отрывистое движение и т.д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные и отрывистые движения рук и ног и т.д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Таким образом, чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводит его.
Музыкальная память не включается Б.М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма».
Специфика использования ИКТ в развитии чувства ритма детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности Применение ИКТ, в работе с детьми дошкольного возраста по образовательной программе ДОО, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Так и в процессе музыкального развития дошкольников ИКТ может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей.
Применение мультимедиа, например, при знакомстве с новой песней можно применить видеоряд картинок на характер и образ той или иной песни. Слайды презентации слов и ритмического рисунка песни могут облегчить работу по развитию чувства ритма, музыкально-дидактические игры по развитию чувства ритма, оформленные в видеороликах, привлекают внимание детей, повышают их интерес к музыкальной образовательной деятельности.
Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, то есть зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением.
Для развития чувства ритма используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на его развитие чувства ритма. ИКТ помогает наиболее легко освоить и применить дидактическое пособие, увидеть и самостоятельно исполнить ритмический рисунок на разных музыкальных инструментах.
Экранно-звуковое представление программного материала повышает эффективность на 50%.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- ИКТ позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в определенном порядке.
Это лишний раз доказывает, что учебное содержание для детей должно быть представлено не только словом, но и обязательно музыкальной деятельностью с разнообразными по форме предъявления средствами обучения.
Использование ИКТ позволяет с помощью медиа - техники в наиболее доступной и привлекательной, игровой и дидактической форме достигнуть нового качества знаний детей о музыке, информированности родителей, профессионального мастерства педагога.
Цель использования ИКТ в практике музыкального руководителя: - активизация процесса формирования чувства ритма детей при помощи средств ИКТ.
Задачи:
• Задействовать различные каналы восприятия ребенка.
• Повышать интерес детей к изучаемому материалу.
• Моделировать такие жизненные ситуации, которые затруднительно увидеть в повседневной жизни (космическое пространство, движение волн, рост цветка и т. д.).
• Обеспечить высокую динамику занятий.
• Представить обучающий материал как систему ярких опорных образов.
• Обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, вывести ее на современный уровень в соответствии с требованиями ФГОС ДОО.
В условиях музыкально-образовательной деятельности ИКТ носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, на развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов. Что способствует достижению высоких результатов в развитии чувства ритма детей дошкольников и даёт возможность ввести ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой.
Методы и приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста:
- логоритмика - система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, слова и движения, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Музыкально – ритмический слух формируется, прежде всего, в музыкально - ритмических движениях, поэтому в своей работе большое внимание уделяю вопросу развития двигательных навыков дошкольников средствами логоритмики.
- ритмодекламация стихотворений и потешек с использованием видеоряда. Ритмической основой видеоряда могут быть опорные схемы, картинки, модели, которые помогают связать слово с движением. С помощью стихов и движения дети отмечают, запоминают, и учатся отображать характерные особенности художественных образов;
- видеоролики детского оркестра - обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознанно различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). В процессе игры на детских музыкальных инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и чувство музыкальной формы;
- просмотр музыкальных видеороликов пальчиковых игр - является темброво-звуковой и ритмической тренировкой. Дети легко осваивают ритм слов, речи, стихов, который далее переносим в хлопки, на ударные инструменты, он становится основой ритмического и мелодического аккомпанемента;
- презентации с ритмическими карточками - после усвоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмических моделей, знакомим детей с графическим изображением.
На первоначальном этапе знакомства с записью ритма используем кружки разной величины: большие - четверти, маленькие - восьмые (даем понятие того, что так обозначаются долгие и короткие звуки).
Для обозначения длительностей вводятся ритмослоги. четверти - та-та, восьмые - ти-ти, половинная - та-а.
Упражнения с ритмическими карточками, изображенными в презентации, позволяют сделать работу по развитию чувства ритма эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущению единого темпа;
- мультимедийные игры — это игры, которые очень нравятся детям. Они способствуют полной концентрации внимания, и выполнения поставленной задачи; - слайды двигательных упражнений - развитие чувства ритма разными «двигательными» способами: хлопками, шагом, бегом, взмахами рук, игрой на палочках шумовых инструментах, в результате у детей развивается чувство ритма и проявляется умение управлять своими движениями.
- мультимедийная дидактическая игра «ритмические палочками» - совершенствование умения передавать ритмический рисунок слова, развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, совершенствование движений артикуляционного аппарата, развитие артикуляционной и мелкой моторики, формирование фонематического слуха.
Таким образом, изучив психолого-педагогическую литературу по вопросам использования ИКТ в развитии чувства ритма в процессе музыкальной деятельности, раскрыв сущность и подходы к развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста необходимо сделать вывод о том, что систематическое использование средств мультимедиа способствует более эффективному развитию чувства ритма у дошкольников.
4. Актуальность и перспективность опыта
Применение информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной для современных детей, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивая логическое мышление, фантазию и максимально повышая качество образования среди дошкольников. Значительную роль в создании благоприятных условий для гармонизации отношений ребенка с природной, с социальной средой, с окружающими людьми, с самим собой, играет система образования, обеспечивающая ритмизацию жизненного пространства детей, что является основой их здоровья, эмоционального благополучия, интеллектуального, эстетического и физического развития.
Учитывая требования, предъявляемые Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 ноября 2013г., №1155 (далее – ФГОС ДО), реализация содержания образовательной области Художественно-эстетическое развитие «Музыкальная деятельность» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства, восприятия музыки, реализация творческой деятельности детей в музыкальном развитии. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различных движениях, жестах, игре на музыкальных инструментах. Без развитого чувства ритма всестороннее развитие ограничено. Поэтому мое предположение использования ИКТ в развитии чувства ритма является одним из требований ФГОС Дошкольной образовательной организации.
Исследуя вопросы организации развития чувства ритма детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности, я пришла к выводу, что у многих детей выявляются проблемы с воспроизведением ритмического рисунка песни, движения не согласованны, возникают проблемы с определением жанра музыкальных произведений. Для формирования и развития у детей чувства ритма, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятия интересными, насыщенными и занимательными. Проанализировав наглядный материал, я пришла к выводу, что он должен содержать в себе элементы необычайно-удивительного, неожиданного, вызывающего интерес у дошкольников к образовательному процессу. Следовательно, необходимо было модернизировать подходы к организации образовательной деятельности. Таким образом, в решении этой непростой задачи поможет сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных, с использованием наглядных средств обучения. Применение ИКТ в системе музыкального воспитания и развития для повышения эффективности образовательного процесса, признается важнейшим национальным приоритетом дошкольного образования. Таким образом, данная педагогическая идея подтверждает мысль о том, что использование ИКТ в музыкальной деятельности будет наиболее эффективным средством развития чувства ритма у дошкольников, что определило актуальность моей работы.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что идея развития чувства ритма у дошкольников не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса развития чувства ритма, как увлекательный, творческий процесс.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1912). Перед ритмикой он, прежде всего, ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений.
Эмиль Жак-Далькроз будучи восемнадцатилетним юношей заинтересовался феноменом ритма. Именно он стал «пророком ритма», педагог искал рациональные методы развития чувства ритма.
В России же активным пропагандистом системы Жак-Далькроза стал князь Сергей Михайловский Волконский. Он читал лекции о ритмической гимнастике в художественных, театральных и музыкальных учебных заведениях.
Продолжателем идей Жак-Далькроза является немецкий музыкант и педагог Карл Орф. Суть его методической концепции заключается в максимальном синтезе слов, музыки и движения. Движения сочетаются с ритмической речью, пением, игрой на простых музыкальных инструментах.
По мнению К. Орфа у человека уже имеется врожденная, естественная склонность к осуществлению ритма. Уже маленький ребенок умеет двигаться согласно ритму музыки. Ребенок, организуя с помощью ритма эти естественные движения, совершенствует их двигательную координацию.
Основные положения этих теорий легли в основу музыкально-ритмического воспитания детей в нашей стране. Система музыкально-ритмического воспитания разрабатывалась Н.Г. Александровой (1930), М.А. Румер (1930), В.А. Гринер (1930), Е.В. Коноровой (1930) Т.С. Бабаджан (1936), Н.А. Метловым (1952). Применительно к дошкольному возрасту, специальные исследования были проведены Н.А. Ветлугиной (1953), А.В. Кенеман (1955) А.Н. Зиминой (1964) и другими.
Многие педагоги и музыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский), подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности детей, как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.
Познакомившись с исследованиями вышеуказанных авторов, убедившись в актуальности данной проблемы на современном этапе.
Основные параметры опыта работы.
Объект исследования: процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование ИКТ как средства для развития чувства ритма дошкольников.
Целью исследования опыта является, исследование развития чувства ритма дошкольников посредством ИКТ.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы проанализировать основное понятие «ритм», «музыкальная деятельность», уточнить понятие «ИКТ»;
2. Обеспечить условия, для активного применения ИКТ у дошкольников, способствующие развитию чувства ритма в музыкальной деятельности;
3. Создать и апробировать проект по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ в музыкальной деятельности, на основе использования занимательных наглядных дидактических средств обучения.
Применение ИКТ в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста будет обеспечивать более эффективное, в сравнении с имеющейся практикой, при соблюдении следующих условий:
- используются игры и упражнения на развитие чувства ритма при помощи ИКТ;
- работа на развитие чувства ритма будет проводиться систематически;
- проводится мониторинг ритмического развития детей.
При разработке системы работы по развитию чувства ритма у детей, я опиралась на следующие принципы:
1) Принцип систематичности – непрерывность, регулярность занятий.
2) Принцип индивидуально-личностной ориентации – опора на индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
3) Принцип постепенного повышения требований – подбор заданий осуществлен «от простого к сложному».
4) Принцип активного обучения – использование активных форм и методов обучения – игры, упражнение, активное слушание, творческие импровизации.
5) Принцип повторения – закрепление и усовершенствование полученных знаний и навыков.
6) Принцип наглядности – практический показ, иллюстрации, видео презентации, видео.
5. Новизна опыта
Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании применения системы игр и упражнений с использованием ИКТ, обеспечивающих повышение эффективности работы по развитию чувства ритма в процессе музыкальной деятельности.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в работе теоретические и методические данные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями, воспитателями и другими педагогами дошкольных образовательных организаций для работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Степень новизны опыта заключается в подборе и оформлении в сборник музыкально дидактических игр для развития чувства ритма у детей. Создание видеотеки презентаций для игр, а также презентаций о музыкальных инструментах, их видах и звучании. Также разработаны конспекты занятий с применением ИКТ.
6. Адресность опыта
Данный педагогический опыт предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, имеющих разный уровень педагогической подготовки.
Разработанный педагогический опыт реализуется с детьми от 4 до 7 лет, во время образовательной деятельности, при взаимодействии со взрослыми, другими детьми, во время самостоятельной деятельности и при проведении режимных моментов.
Так же материал может быть использован родителями для развития компетентности в области художественно-эстетического направления, а именно развития чувства ритма у детей.
7. Трудоемкость опыта.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2022 года, который разделен на несколько этапов:
Этапы работы над темой:
1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ педагогической, психологической литературы по вопросам «развития чувства ритма используя современные ИКТ». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.
2 этап – практический: проводить опытно-экспериментальную работу на базе МДОАУ № 37 города Оренбург.
3 этап – итоговый: осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов.
8. Технология опыта.
Организация музыкальной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий, в сочетании с традиционными методами обучения, улучшает результат образования и помогает решить определенные задачи:
- сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
- существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
- обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС;
- активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
- развить чувство ритма дошкольника.
Какие же функции выполняет компьютер (ноутбук)в педагогической деятельности музыкального руководителя:
1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
3. Позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный.
4. Оформлять документацию.
5. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
6. Помогает обобщать и распространять опыт работы.
7. Является незаменимым и единственным вариантом создания презентаций и видеофильмов.
Всё это помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.
Начиная работу с детьми, по данной теме, я провели диагностику уровня развития чувства ритма дошкольников.
Уровень развития чувства ритма дошкольников оказался не высоким.
В процессе констатирующего этапа исследования в музыкальном зале создавалась предметно-пространственная развивающая образовательная среда для музыкальной деятельности дошкольников. Собиралась коллекция видео материалов: презентации, ритмические видео игры для детей, физминутки, пальчиковая гимнастика, сказки – шумелки и т. д.
Были разработаны:
- мнемосхемы;
- музыкально-дидактические игры;
- ритмические карточки;
- схемы и модели;
- конспекты занятий с применением ИКТ.
Музыкальная занятия в детском саду имеет свою специфику. Педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей и помнить, что ведущей формой деятельности дошкольников является игра. Поэтому деятельность должна быть яркой, эмоциональной, проходить с привлечением большого иллюстративного материала, звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Применение ИКТ позволяет сделать занятия привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Однако существуют некоторые ограничения, о которых надо помнить всем педагогам, работающим в детских садах.
Во-первых, нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации такого занятия от педагога, да и от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Во-вторых, общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут, а продукты ИКТ (презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) дети могут воспринимать не более 5-7 минут. Поэтому отбор материала, его дозировка должны быть тщательно продуманы педагогом.
На основном этапе проводилась систематическая работа, содержание которой было направлено на развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах с применением ИКТ. Проведение с детьми игровых проблемных ситуаций на музыкальной основе, похлопывание и притопывание различных ритмических рисунков под видео презентации, показ музыкальных сказок - шумелок, музыкальных сюжетно-ролевых игр. Проведены интегрированных занятий с использованием ИКТ.
Во время проведения занятия я использовала следующие программы и учебные пособия, направленные на развитие чувства ритма:
«Ладушки» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой;
«Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой;
«Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О. А. Новиковская.
При подготовке к игре на детских музыкальных инструментах используются видео материалы с ритмическими схемами, которые положены на звучание музыкальных произведений. Такие, как:
«Веселый огород»,
«Дождик»,
«Грибная история»,
«Белые снежинки»,
«Бубенцы»,
«Ёлочка» и другие.
Начиная развитие чувства ритма, мы с детьми определяем звуки по величине нарисованных картинок (солнышки, жучки, фрукты, овощи, снежинки и другое).
«Длинный» звук (та – четвертная длительность, или «короткий» звук (ти – восьмая длительность).
Затем используем прохлопывания и протопывания ритмического рисунка в игре «Ножки и ладошки».
Даже физкультминутку проводим необычно, с пользой для лучшего усвоения материала. Во время её проведения демонстрируются музыкальные произведения для игры в оркестре. На экране появляются силуэты музыкантов и инструментов, на которых они играют. Дети повторяют движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки. Также имеется видео материалы для проведения пальчиковой и зрительной гимнастики.
На следующем этапе проходит использование музыкальных инструментов во время демонстрации видео материалов. При этом у детей происходит соотношение мелодии с картинкой и звучанием инструмента. Это позволяет запоминать ритмический рисунок звучания мелодии. Затем мы исполняем произведение без видео, по показу дирижера.
Процесс развития музыкального чувства ритма имеет непрерывное развивающее действие. Работу веду в тесном творческом союзе с воспитателями, нахожу своё отражение не только на музыкальных занятиях, но и в других формах музыкальной деятельности: индивидуальной работе, музыкально-игровых досугах, а также самостоятельной деятельности.
Для воспитателей групп я оформила цикл консультаций, бесед, памяток, рекомендаций «Дружно мы играем, чувство ритма развиваем». Провожу мастер-классы, сделала подборку музыкальных игр и упражнений.
Работу по взаимодействию с семьей, провожу в нескольких направлениях:
повышение компетентности в вопросах как музыкального воспитания детей в целом, так и в развитии чувства ритма в частности;
пропаганда музыкального искусства;
вовлечение в музыкально-образовательный процесс;
совместная культурно-досуговая деятельность.
Родителям очень интересны такие формы работы как совместные всеобучи, мастер-класс и семинары, где предоставляют много практического материала, мы вместе поём, разучиваем потешки, игры, упражнения, способствующие развитию чувства ритма в домашних условиях.
Они являются активными участниками утренников, праздников и совместных спектаклей. Совместное творчество с детьми заряжает членов семьи положительными эмоциями на длительное время.
9. Результативность опыта.
В процессе реализации систематической работы по развитию музыкального чувства ритма с применением современных ИКТ достигнута положительная динамика, что видно из результатов проведенного диагностического исследования.
В результате начального исследования детей 4-5 лет результаты представлены следующими показателями:
Проявляется часто – 16% (4 детей)
Проявляется редко - 48% (12 детей)
Не проявляется - 36% (9 детей)
На конец учебного года показатели сформированности чувства ритма позволяют говорить о положительной динамике
Проявляется часто – 16% (4 детей)
Проявляется редко - 56% (14 детей)
Не проявляется - 28% (7 детей)
Сравнительный анализ результатов диагностики в подготовительной группе также показал положительную динамику развития чувства ритма у воспитанников.
Начало года
Проявляется часто – 12% (3 детей)
Проявляется редко - 56% (14 детей)
Не проявляется - 32% (8 детей)
Конец года
Проявляется часто – 32% (8 детей)
Проявляется редко - 66% (16 детей)
Не проявляется - 0% (0 детей)
Обозначенные данные позволяют говорить о том, что процесс развития чувства ритма дошкольников с использованием ИКТ, организованный на познавательном и интересном, ярком интерактивном дидактическом материале, включенном в образовательный процесс, дал возможность успешно работать с каждым ребенком группы.
Поскольку в одном случае это заметно стимулировало и облегчало процесс развития чувства ритма детей в процессе музыкальной деятельности, в другом - обогащало музыкальную среду, чем вызвало интерес воспитанников, в третьем- способствовало активному усвоению более сложных, опорных ритмических рисунков, музыкальных понятий, а не бессмысленному их прохлопыванию, простукиванию.
Несмотря на имеющиеся улучшения уровня развития чувства ритма у детей дошкольного возраста, нам представляется необходимым дальнейшие его совершенствование. С этой целью предлагается ряд методических рекомендаций.
1. Для успешного осуществления процесса развития чувства ритма в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание развитию ритмического слуха, использовать более сложные, опорные ритмические рисунки, формирование не только музыкальных представлений, но и музыкальных понятий.
2. Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе не как самоцель, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с миром музыки и наиболее эффективный способ развития музыкальных способностей.
3. Максимальное наполнение музыкально-образовательной среды ИКТ позволит развить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.
4. Организация предметно – развивающей среды и грамотное применение наглядных пособий, улучшит освоение детьми практических навыков поисково-исследовательской деятельностью.
5. Построение занятий с использованием интерактивной дидактики и ее основных компонентов: слайд-шоу, презентации, видеоролики.
10. Библиография.
1. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/А.И.Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2015.
2. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология [Текст]/А.Л.Готсдинер.- Москва: «Институт психологии РАН» , 2013, - 54-56 с.
6. Зацепина, М. Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности [Текст]/- М.Б.Зацепина. – Москва : Творческий центр, 2010, - 25 – 28 с.
7. Зимина, А.И. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]/ А.И.Зимина.- Москва: Сфера, 2010.
8. Новоскольцева, И. Каплунова, И. Этот удивительный ритм [Текст]/ И.Новоскольцева. И.Каплунова.- СПб: Композитор, 2015.
9. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]/ 36 Низаева Оксана Яковлевна Использование ИКТ-технологии в развитии чувства ритма в процессе музыкальной деятельности О.П.Радынова.- Москва: Просвещение, 2016, 18 с.
10. Радынова, О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст]: Учебник для студентов высших учебных заведений/О.П.Радынова, Л.Н.Комиссарова.- Дубна: Феникс +, 2014, 43-51 с.
11.Руднева, С., Фиш, Э. Ритмика. Музыкальное движение[Текст]/С.Руднева, Э.Фиш. - Москва, 2012, 35 с.
12.Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст]/ Б.М.Тарасов. - Москва, Ленинград, 2017. 115с.
13.Тютюнникова, Т.Э. Элементарное музыцирование [Текст]/ Т.Э.Тютюнникова. - Санкт – Петербург, 2013, 100с.
14.Чайнова, Л.Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде [Текст]/ Л.Д.Чайнова.- Москва: Сфера, 2013. - № 1.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования №1155 от 17.10.2013 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2013.
16. Ян М.С. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольной образовательной организации: методические рекомендации / Авт.-сост.: М.С. Ян, О.Я. Низаева. – Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2020. – 44 с.
Интернет – ресурсы
1. Нормативная база
http://www.standart.edu.ru/ нормативная база, повышение квалификации
edu – «Российское образование» Федеральный портал. Каталог образовательных интернет-ресурсов: Российское образование. Законодательство. Нормативные документы и стандарты. Образовательные учреждения. Каталог сайтов (можно выбрать: предмет, аудитория, уровень образования, тип ресурса) и электронных библиотек. Учебно-методическая библиотека.
rost.ru/projects - Национальный проект «Образование».
2. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки
http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт «Всё для детского сада».
http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал, методические наработки).
3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2020
ПРИЛОЖЕНИЕ