СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картине Ю.Ракши "Проводы ополченцев"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для написания сочинения по картине Ю.Ракши "Проводы ополченцев".Образцы сочинений

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картине Ю.Ракши "Проводы ополченцев"»

Подготовка к сочинению по картине Ю.Ракши «Проводы ополченцев»

План

1.Вступление

1) История создания, или историческое событие, отражённое в картине.

2.Описание картины.

1) Первый план: женщины, дети, старик.

2)Изображение ополчения.

3) Дальний план.

3. Цвета и их значение в картине. Символика цвета.

3. Идейное содержание картины «Проводы ополченцев».

- мысль о духовном единении русских людей в годину испытаний.









  1. История создания, или историческое событие, отражённое в картине.

1)Картина «Проводы ополченцев» была написана в 1980 году талантливым художником Ю.Ракшей. Это триптих – полотно, состоящее из трёх частей. Картина посвящена 600-летию Куликовской битвы.

2)Триптих «Проводы ополченцев» - последняя работа Ю. Ракши. Она написана в 1980 году и посвящена 600-летию Куликовской битвы. Работа художника представляет собой полотно, состоящее из трёх частей. Слева «Благословение», по центру «Предстояние» и справа «Проводы ополченцев».

3) Работа художника Ю. Ракши «Проводы ополчения» представляет собой одну из частей триптиха: «Благословление», «Предстояние» и «Проводы ополченцев». Триптих посвящён одному из памятных событий в истории нашей страны – Куликовской битве.

4) Передо мной часть триптиха художника Ю. Ракши «Проводы ополченцев». Работа художника посвящена 600-летию Куликовской битвы, юбилей которой был в 1980 году. В этом же году она и создалась.

2.Описание картины.

1) Первый план: женщины, дети, старик.

1) Полотно «Проводы ополченцев» - это групповой портрет. На переднем плане изображены фигуры женщин, детей, старика. Взгляды этих героев устремлены в сторону ополченцев. Притягивает внимание центральная фигура этой группы, молодая красивая женщина с ярко выраженной славянской внешностью. Дорогое платье украшено камнями, голову украшает венец. Это супруга Дмитрия Донского, княгиня Евдокия. Левой рукой она обнимает сына, её правая рука лежит на животе. Она будто успокаивает неродившегося ребёнка. Сын Евдокии опустил голову, тяжело провожать отца на битву. Впереди Евдокии прямо на земле сидит юная девушка. В её взгляде отчаяние, видно она провожает на бой своего любимого ладу. Женщина в чёрном сдержанна и сурова. Чёрный цвет её одеяния подчёркивает трагизм момента. С ней рядом женщина, которая склонила голову. В этом жесте глубокое преклонение перед мужеством воинов. Слепой старик, подняв посох, благословляет русичей на бой. И только девочка с букетом полевых цветов спокойна. Она ещё мала, чтобы понять трагедию момента.





2)На полотне Ю. Ракша запечатлел момент проводов войска Дмитрия Донского родными и близкими ополченцев.

Крупным планом на этом групповом портрете выступает молодая белокурая женщина. Дорогое одеяние и головной убор говорит о её благородном происхождении. Лицо её строго и печально, но видно, что ей удаётся совладать со своими чувствами. Левой рукой она обнимает своего сына, правая рука лежит на животе. Там ещё не родившаяся жизнь. За этой героине женщина в чёрном одеянии. Вероятно, она потеряла сына или мужа, но она не замкнулась на своём горе. Справа от этой героини женщина с низко опущенной головой. Правую руку она положила на сердце. В этом жесте глубокая благодарность защитникам, идущим на бой. Слепой старик с посохом в руке шлёт русскому воинству благословение. Две фигуры этого группового портрета расположились прямо на земле. Русская девушка , простоволосая, без головного убора, видно, она так бежала, что обронила платок. Правой рукой она взялась за голову. Кажется, мы чувствуем её стенания.

3) Групповой портрет объединяет людей самых разных сословий. Крепко прижимаясь друг другу, сплотившись перед общей угрозой, на пригорке изображены и великая княгиня со своим сыном, и простые русские женщины. В центре группы жена Дмитрия Донского, княгиня Евдокия, и его сын. На поле битвы всё русское воинство объединено вокруг князя Дмитрия, а в стенах родного города вокруг княгини. Она изображена сдержанной и строгой. Ей нужно думать о детях. И о том, которого она обнимает, и о том, который ещё не родился. У её ног простая крестьянка. В горе она забыла покрыть волосы платком. Лицо её выражает отчаяние и скорбь. Рядом с ней девочка с букетом полевых цветов. На её лице нет тревоги, её спокойствие настраивает на оптимизм. За спиной княгини двух женщин среднего возраста. Одна в чёрном одеянии, видно у неё кто-то погиб. Рядом с ней женщина застыла в христианском поклоне. Благословляет на битву русских воинов слепой старик.

4)Центральное место на картине уделено провожающим.

Женщины и дети вышли за пределы города, чтобы посмотреть вслед уходящим на битву мужьям, отцам, братьям, сыновьям, женихам. Здесь представители разных сословий, но поход Князя Дмитрия Донского объединяет их. В центре полотна русоволосая женщина. Дорогой сарафан, венец выделяет её среди окружения. Это жена Дмитрия Донского, рядом с княгиней Евдокией их сын. Статус княгине диктует поведение героини. Она сдержанна в своих чувствах. Все её мысли о детях. Возможно, она станет в скором будущем единственной опорой для своих детей. Ей нужно держаться. Она княгиня, на неё должны равняться всё мирное население города. Окружающие княгиню женщины испытывают целую гамму чувств. У ног её молодая крестьянка, нет сил у неё сдерживать свои чувства. Девушка запрокинула голову, заломив в отчаянии руки. На лице женщины в чёрном немое страдание, в благодарном поклоне склонилась женщина в пёстрой одежде. Женщина с ребёнком на руках – живое воплощение Богоматери. Последнее отцовское благословение даёт русским витязям слепой старик.

3. Идейное содержание картины «Проводы ополченцев».

- мысль о духовном единении русских людей в годину испытаний.

1) Ю. Ракша отразил очень важное качество нашего народа – умение сплотиться всем миром перед лицом угрозы.

2) Триптих и особенно её правая часть выражает идею картины. Большое горе всегда сплачивает русский народ.

3) Художник Ю. Ракша сумел в групповом портрете выразить очень важную мысль. В годы лихолетья мы, русские люди, можем сплотиться плечом к плечу перед внешней угрозой. Так было не раз в нашей истории.

4) Мне кажется, что художник Ю. Ракша в своём триптихе отразил главное качество русского народа – умение сплотиться перед опасностью внешнего врага. Встав плечом к плечу, мы не раз одерживали победу перед самым сильным врагом.