СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 9.1) . Теория.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (сочинение-рассуждение).

Просмотр содержимого документа
«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 9.1) . Теория.»

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание 9.1)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

(задание 9.1)

Сочинение на лингвистическую тему пишется на основе представленного в экзаменационном билете текста , поэтому, прежде чем приступить к работе, следует сначала внимательно прочитать задание и постараться понять, какие именно аргументы нужно искать в тексте.

Сочинение на лингвистическую тему пишется на основе представленного в экзаменационном билете текста , поэтому, прежде чем приступить к работе, следует сначала внимательно прочитать задание и постараться понять, какие именно аргументы нужно искать в тексте.

Виды сочинений на лингвистическую тему: 1. сочинения о правилах орфографии, пунктуации или пунктуационных знаках; 2. сочинения о значении, важности или необходимости различных частей речи.

Виды сочинений на лингвистическую тему:

1.

сочинения о правилах орфографии, пунктуации или пунктуационных знаках;

2.

сочинения о значении, важности или необходимости различных частей речи.

ИНСТРУКЦИЯ Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ИНСТРУКЦИЯ

  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф. И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».
  • Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Ф.И. Буслаева.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70—139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет всего 1.  Союзы, предлоги и частицы при подсчёте слов считаются отдельно.   Слова, которые пишутся через дефис, считаются как одно слово.  Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
  • Если суммарный объём сочинения и изложения составит 70—139 слов, то максимальный балл по каждому из критериев грамотности будет всего 1.

  • Союзы, предлоги и частицы при подсчёте слов считаются отдельно.

  • Слова, которые пишутся через дефис, считаются как одно слово.

  • Перед тем как переписать полученный текст в чистовик, проверьте его на наличие всех видов ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых) и при необходимости откорректируйте его.
 Задание 9.1 Критерии оценивания

Задание 9.1 Критерии оценивания

 истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова; найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте; аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста; логично выстроить всю работу и грамотно её написать.  Что требуется  от ученика?
  • истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать его слова;
  • найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых (или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
  • аргументировать в сочинении свой ответ  найденными примерами из прочитанного текста;
  • логично выстроить всю работу и грамотно её написать.

Что требуется от ученика?

 Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте  Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой  Внимательно читаем высказывание Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль  Алгоритм работы  с текстом

Определяем, какие языковые средства следует искать в тексте

Выделяем в нём слова, связанные с лингвистикой

Внимательно читаем высказывание

Находим в тексте Пример 1 и Пример 2 и определяем их роль

Алгоритм работы с текстом

Второй пример и его роль в тексте Первый пример и его роль в тексте Вступление. Рассуждение о смысле высказывания Вывод  Композиция сочинения

Второй пример и его роль в тексте

Первый пример и его роль в тексте

Вступление. Рассуждение о смысле высказывания

Вывод

Композиция сочинения

 Речевые клише Автора цитаты  мы можем назвать по-разному:  лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.      Его  деятельность  также можно передать различными  словами:  утверждает, считает, пишет, рассуждает. Кроме существительного  высказывание,   можно использовать слова   цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова. Оценка  высказывания может быть передана словами  понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.

Речевые клише

  • Автора цитаты  мы можем назвать по-разному:  лингвист, учёный, языковед, автор высказывания, филолог.     
  • Его  деятельность  также можно передать различными  словами:  утверждает, считает, пишет, рассуждает.
  • Кроме существительного  высказывание,   можно использовать слова   цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова.
  • Оценка  высказывания может быть передана словами  понятно, справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно.
 Речевые клише. Вступление Автор пишет о... В высказывании ... говорится о...    Действительно... Как отмечает...  Бесспорно мнение автора о том, что... Я полностью согласен с ... Не могу не согласиться с ... Я поддерживаю мнение... Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

Речевые клише. Вступление

  • Автор пишет о...
  • В высказывании ... говорится о...    Действительно...
  • Как отмечает... 
  • Бесспорно мнение автора о том, что...
  • Я полностью согласен с ...
  • Не могу не согласиться с ...
  • Я поддерживаю мнение...
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробую доказать эту мысль примерами из текста.

 Речевые клише. Основная часть Прекрасным подтверждением этой мысли является текст… Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № … Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения .. Пример можно найти в предложении № … Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как... Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует… Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

Речевые клише. Основная часть

  • Прекрасным подтверждением этой мысли является текст…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № …
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения ..
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение... В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как...
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует…
  • Рассмотрим в качестве примера предложение №… Это подтверждает наш вывод о том, что…

 Речевые клише. Заключение  Таким образом, итак, в заключение, как видим… Итак, можно увидеть, что… Нам удалось доказать, что... В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

Речевые клише. Заключение

  • Таким образом, итак, в заключение, как видим…
  • Итак, можно увидеть, что…
  • Нам удалось доказать, что...
  • В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что…
  • Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что…

 Как использовать клише  Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.    Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи). Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.   

Как использовать клише

  • Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
  •    Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
  • Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.   
 Правило шести шагов Шаг 5. Пишу основную часть  Шаг 4. Пишу вступление  Шаг 3. Перечитываю текст  Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с проблемой, вопросом  Шаг 1. Внимательно читаю высказывание Шаг 6. Пишу заключение

Правило шести шагов

Шаг 5. Пишу основную часть

Шаг 4. Пишу вступление

Шаг 3. Перечитываю текст

Шаг 2. Выделяю в нём слова, связанные с проблемой, вопросом

Шаг 1. Внимательно читаю высказывание

Шаг 6. Пишу заключение