1) учить писать изложение на основе прогнозирования текста; прогнозировать текст по его заголовку; предупреждать речевые ошибки;
2) развивать коммуникативно-речевые умения, направленные на восприятие и воспроизведение речевого высказывания; умение прогнозировать тему и основную мысль, жанр и структуру текста, языковые особенности; орфографическую зоркость;
3) воспитывать интерес к изучению родного языка; к написанию изложений; аккуратность, ответственность, самостоятельность; правильную осанку во время письма; любовь и чуткое отношение к животным.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1.Актуализация опорных знаний. |
I. Организация внимания. Введение в тему. Актуализация знаний учащихся, необходимых для написания изложения. | Знакомство с ходом урока: (обучение добывания информации из текста по ориентировочным основам, групповая работа с текстом, самостоятельная запись текста) -Что такое изложение? -Что такое текст? _Какие виды текстов вы знаете? -Что такое тема текста? -Что такое основная мысль текста?Какие части текста знаете? | Учащиеся слушают и запоминают. Дети предлагают варианты ответов на поставленные вопросы | Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия) Познавательные УУД (анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы) Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) |
| Учитель диктует число, изложение, проверяет записи учеников. | Учащиеся записывают число, изложение. | |
2.Работа с заголовком. Прогнозирование текста по заголовку. | _Текст, по которому мы будем писать изложение, называется «Собака Двойка» Как вы думаете, о чем этот текст? -О ком здесь рассказывается? -Что могло произойти? -Как вы думаете, к какому виду относится этот текст? -Как может начаться этот текст? -Как может закончиться? | Дети предлагают свои варианты, опираясь на личный жизненный опыт. Принимаются все варианты. | Регулятивные УУД (самостоятельно формулировать задание, определять его цель, планировать свои действия) Познавательные УУД (анализировать, сравнивать полученные знания, самостоятельно делать выводы, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, выбирать наиболее эффективный способ решения задач, исходя из конкретных условий) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) |
2.Актуализация новых знаний. |
1. Пошаговое прогнозирование текста. Составление примерного плана для пересказа текста. | Чтение текста изложения учителем по фрагментам. -Сейчас я буду читать текст по фрагментам. -Мы сравним с ними ваши предположения, посмотрим, насколько правильными были догадки, которые вы сделали на основе заголовка текста. -Иногда я буду останавливаться, а вы будете мне подсказывать, что же могло произойти далее. | Дети слушают, предлагают главные мысли текста, составляют план , работая в парах и обсуждая пункты плана. | Познавательные УУД(сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников) Познавательные УУД (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы) Коммуникативные УУД (владеть монологической и диалогической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, понимать текст на слух, оформлять свои мысли в устной и письменной речи, задавать вопросы, соблюдать правила речевого этикета) Личностные УУД (ответственно и с сочувствием относиться к животным, живой природе, понимать чувства других людей, сопереживать, выражать своё отношение в конкретной ситуации) |
2. Составление таблицы по тексту на доске: | Кто?Что? | Какой? Как? | Что делает? Что делал? | На дворе, собачонка, Двойка, её, ей | Кудлатая | Жила, знали, не знал | Малыши, в кусты , камни, собака, в неё | жалобно | Обижали, бросали, загоняли, скулила | Мария Ивановна, у неё, имя, оно | Плохое, однажды, плохо | Увидела, пожурила, относиться, судят, принадлежит | Над словами, Пятёрка, дело, в названии, они, её | Хорошая, понятливая, потом, вскоре, даже, разве | Задумались, приласкали, угостили, мог, оказалось, хотели назвать | -Попробуем составить таблицу: | Учащиеся высказываются, на интерактивной доске заполняют таблицу | Познавательные УУД (перерабатывать и представлять информацию (содержание текста) в таблице) КоммуникативныеУУД(учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении |
3.Пересказ текста. | - Все готово к пересказу. Вы предлагаете друг другу свой вариант, | Дети работают в группаж, обсуждают. | Регулятивные (прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Коммуникативные (учебное сотрудничество со сверстниками, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли. |
4. Орфографическая подготовка. | Учитель предлагает работу по группам. -Вы должны в своей части текста найти и объяснить написание орфоргамм. | Ученика работают с текстом. - прочитать текст -найти и вставить пропущенную букву, устно подобрать проверочное слово, -подчеркнуть опорные слова в своей части текста. | Предметные результаты (уровень освоения материала по русскому языку, применение полученных знаний при подготовке к изложению) |
5. Целостное чтение текста вторично | Учитель читает текст целиком. | Дети слушают и запоминают. | Познавательные УУД (Слушать и понимать информацию, представленную в виде текста) |
6. Написание детьми текста изложения. | Учитель предлагает написать текст, опираясь нп слова таблицы. | Учащиеся работают письменно . | Познавательные УУД (умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной речи) Регулятивные УУД (осуществлять пошаговый контроль в форме сличения с заданным эталоном) Предметные результаты (применение полученных знаний по русскому языку при письменной передаче текста) Коммуникативные УУД (оформлять свои мысли в письменной речи) |
7. Самопроверка. | Учитель помогает учащимся ( пользование словарями и справочниками) | Ученики выполняют проверку. | Личностные (жизненное самоопределение, определение социальных и жизненных ценностей, ценностно-смысловая ориентация учащихся, установление учеником связи между целью учебной деятельности и результатом учения,). |
3. Итог урока. |
1.Итог урока. | -Какова была цель нашего урока? -Мы её достигли? -Что вам понравилось на уроке?-Что было трудно? -Оцените свою работу на уроке. -Удалось ли вам передать содержание текста? - | Ведут диалог с учителем, высказывают своё мнение по уроку, делятся своими впечатлениями. | Познавательные (Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результата деятельности) |
Собака Двойка.
На школьном дворе жила кудлатая собачонка. Её звали Двойка. Почему ей дали такую кличку, никто не знал.
Все малыши обижали Двойку. В неё бросали камни, загоняли её в кусты. Собака жалобно скулила.
Однажды учительница Мария Ивановна увидела это и пожурила ребят. Нельзя относиться плохо к собаке только за то, что у неё плохое имя. Ведь не по имени судят, а по тому, кому оно принадлежит.
Малыши задумались над словами учительницы. Потом они приласкали Двойку и угостили её кто чем мог. Вскоре оказалось, что Двойка очень хорошая и понятливая собачонка. Её даже хотели назвать Пятеркой. Но разве дело в названии?