Сочинение-рассказ
о предметах народного промысла
Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, основу которого составляет ручной труд.Ремесла сохранились и приобрели одну из форм художественного народного творчества. И появилось название “промыслы”.
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим
План работы над рассказом
1.Внимательно рассмотрите предметы народного искусства, скажите, что вас в них привлекает, что нравится?
2. Какие мысли возникают, когда вы рассматриваете предметы?
3. Что бы вы сказали о мастерах Хохломы, Дымково, Гжели?
4. Придумайте заголовок к рассказу, чтобы в заглавии была выражена основная мысль.
5. Ваше отношение к предметам народного искусства.
Хохлома - старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов, находится недалеко от Городца на Волге
Хохломские краски, алых ягод россыпь.
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, солнечные всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
Россыпь хохломская, словно колдовская.
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома!
Хохлому называют пламенной потому, что веселые
красно-золотые изделия горят, как огонь.
Но хотя расписные вещи сверкают подобно золоту,
драгоценного металла в них нет совсем. Когда миску или
бочонок выточат из мягких пород дерева, их грунтуют
глиной, промасливают и лудят – натирают алюминиевым
порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают
в горячую печь. В жаре олифа и лак густеют,
спекаются, становятся желтоватыми. Под их слоем
серебристый цвет посуды выглядит, как золото.
Далеко за пределами нашей Родины известна
пламенная хохлома
К юго-востоку от Москвы разместились около трех десятков деревень и сел, одно из них село Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”, которое имеет прямое отношение к промыслу – изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Русский живописец Б.М.Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”.
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
В производстве фарфора Гжель следует за старыми российскими традициями в искусстве. Мастера Гжели расписывают каждое изделие только вручную.
У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.
Роспись, нанесенная до глазуровки, остается навечно под стекловидным слоем глазури, не стирается, не тускнеет со временем, озаряя все вокруг белизной и горячей синевой
В современных образцах гжели разливается синь-синева. Словно небеса, синяя гладь рек и озер нашей родины сошла на белизну этой посуды .
Дымково (близ Кирова, бывшей Вятки)
О древней дымковской игрушке поведем сейчас рассказ.
В Дымково любили песни, пляски, в селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинные и лепили там из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно расписные.
И пошла о Дымке слава, заслужив на это право.
В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции.
Первыми дымковскими игрушками стали свистульки, вылепленные к ежегодному весеннему празднику «Свистуньи», проводимому «в честь убиенных» в битве 1418 года между вятчанами и устюжанми у стен Хлыновского кремля.
Изготовляли игрушку в Дымкове целыми семьями. Летом копали и месили глину, толкли вручную и растирали в краскотерках комовой мел, с осени до весны лепили, сушили, обжигали изделия, ближе к «Свистунье» белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, красили яичными красками, украшали ромбиками золотистой потали.
Дымковские игрушки очень разнообразны – здесь и всадники на конях и птицы расписные и барышни нарядные. Форма игрушек монолитна, силуэт фигурок отличается плавностью. Палитра цветовых красок яркая, декоративные узоры творческие они отражают не только сказочных представителей, но и саму жизнь народа.
Под Москвой деревня Жостово стоит,
Промысел народный очень знаменит.
На подносах жарко зацвели сады,
Солнечного лета вечные следы…
В жаркие букеты собраны цветы
Сказочно прекрасной, буйной красоты
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Разные бывают на свете куклы – из дерева, из глины, их ткани. А есть особенные куклы – матрешки. Их знают во всех городах и селах – это исконно русский сувенир для иностранцев.
Матрешка еще довольно «молода», потому что первая матрешка появилась почти 100 лет назад. Произошла она от разъемной японской деревянной куклы - буддийского мудреца Фукуруму.
А игрушечных дел мастер (В. Звездочкин) из Сергиева Посада сделал разбирающуюся игрушку и раскрасил ее. Получилась русская матрешка прообраз Матрены (имя, которое было очень распространено в то время). Всего через несколько лет после своего появления на свет матрешка уже экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую славу.
Все матрешки отличаются друг от друга, сегодня на них переносят образы знаменитых людей.
План сочинения
1.Вступление.
Богата Россия народными промыслами!
2.Основная часть.
Рассказ о каком-либо народном
промысле.
3. Заключение.
Чем привлекает вас этот промысел.
1.Эпитеты к словам рисунок, узор, орнамент:
удивительный, дивный, чудный, чудесный, волшебный, сказочный, изумительный, прекрасный, поразительный, изящный, фантастический, затейливый , витой, ажурный
краски, роспись:
яркая, жизнерадостная, буйная, многоцветная, разнообразная, оригинальная, колоритная.
2. Метафоры: изделие может пленить… околдовывать, обвораживать, зачаровывать .
3. Синонимы к слову художник: мастер – человек, достигший высшего мастерства в своем деле, в работе, в творчестве,волшебник, художник, творец, создатель, искусник (разговорное) – народное название человека, чрезвычайно искусного в чем-либо, до тонкости овладевшего тайнами какого – либо мастерства, ремесла.
4. Художник создает , рисует, творит, расписывает, лепит, обжигает, украшает
5.Наречия, которые нужны для описания последовательности действий: потом, затем, после этого, далее, вслед за этим.
6. Впечатления: радость творчества, талант, удивительно утонченная работа, родник народного творчества, благородная работа.
Чудо – хохлома!
Богата Русская Земля народными промыслами! Вот передо мной изделия мастеров хохломской росписи: чаши, ложки, стаканчики. Они роскошны, наполнены каким-то радостным светом.
Глядя на эту красоту, представляешь себе народного умельца, который зимним вечером, у свечи, мастерит своё “детище”. Представляешь, как он улыбнулся над каким-то затейливым узором, подивился, как озорничает завиток на чаше, как красная клубника прямо манит его к себе.
Я думаю, что у грубого, жестокого человека никогда бы не появилось таких прекрасных вещей, потому что эти изделия творят истинные мастера, знатоки своего дела.
Приятно сознавать, что хохломская роспись по дереву – один из самых знаменитых русских промыслов.