СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание и структура пособия «Комплексные задания по русскому языку и истории Северной Осетии для 5 кл. средней школы»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Настоящее пособие ставит своей целью помочь учите­лю в подборе дополнительного систематизированного лек­сико-грамматического материала по русскому языку в условиях, реализации межпредметных связей с курсом истории Северной Осетии в пятом классе средней общеобразовательной школы. При отборе дидактического материала предусматривалась задача содействовать воспитанию учащихся из героической истории осетинского  народа, его боевых и трудовых подвигах, его традициях, богатейшем культурном наследии.

Просмотр содержимого документа
«Содержание и структура пособия «Комплексные задания по русскому языку и истории Северной Осетии для 5 кл. средней школы»»

Содержание и структура пособия «Комплексные задания по русскому языку и истории Северной Осетии для 5 кл. средней школы»


К числу основных задач преподавания русского языка в школе относятся следующие: формирование у учащихся умений и навыков связного изложения мыслей в устной и пись­менной форме, обучение их нормам русского литературно­го языка, обогащение словарного запаса и граммати­ческого строя речи. Важным условием решения этих задач является усиление практической направленности препода­вания русского языка, осуществление функционального подхода к его изучению, при котором сам процесс овла­дения им становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний, практических языковых умений и навыков с экстралингвистической действительностью, ежи­ной жизнью общества. А для этого, как известно, необхо­дима организация взаимосвязанного преподавания русско­го языка и других учебных дисциплин, предполагающего координированное комплексное их изучение. Осуществле­ние межпредметных связей, являясь важнейшим средством формирования диалектико-материалистического мировоз­зрения, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, гибкости применения получен­ных знаний, расширению кругозора учащихся, развитию у них устойчивых познавательных интересов.

Настоящее пособие ставит своей целью помочь учите­лю в подборе дополнительного систематизированного лек­сико-грамматического материала по русскому языку в условиях, реализации межпредметных связей с курсом истории Северной Осетии в пятом классе средней общеобразовательной школы. При отборе дидактического материала предусматривалась задача содействовать воспитанию учащихся из героической истории осетинского народа, его боевых и трудовых подвигах, его традициях, богатейшем культурном наследии.

Языковую основу пособия составляют тексты учебников, произведений художественной и публицистической литературы, рекомендуемых пятиклассникам и используемых ими в связи с изучением истории родного края. Дидактический материал подобран и распределен по темам согласно действующей программе по русскому языку и с учетом целевых установок соответствующего учебно-методического комплекса.

В пособии представлена система карточек-упражнений, которые могут быть использованы на разных этапах изучения той или иной темы. Однако большая часть заданий предназначена для закрепления пройденного материала, активизации его в устной и письменной речи школьников. Предполагаемые упражнения рассчитаны как на индивидуальную, так и на коллективную работу. Это в конкретной ситуации определяется самим учителем на основе характера стыкового материала, форм и методов его предъявления, уровня знаний, умений и навыков учащихся. Тексты упражнений и задания к ним различны по объему и степени трудности, что позволяет дифференцированно подходить к организации самостоятельной работы пятиклассников.

Каждая карточка в пособии предназначена для работы над определенным грамматическим понятием, над определенными орфограммами и пунктограммами. Одновременно она содержит, как правило, и задания, рассчитанные на повторение пройденного. Кроме того, обязательным компонентом всех карточек являются вопросы и задания по истории республики, связанные с содержанием предлагае­мых текстов. Вопросы составлены так, что ответы на них предполагают построение школьниками развернутых связ­ных речевых высказываний с использованием активизиру­емого лексического и грамматического материала.

Выполнение всех упражнений включает в себя лекси­ческую работу, рассчитанную на уяснение значения слов и выражений, многозначности лексических единиц, сущно­сти и роли синонимов и антонимов. В качестве справочно­го материала для этой работы в приложении к пособию дается толковый словарь.

Авторы пособия надеются на творческое использование его материалов на уроках русского языка и истории, а также на факультативных занятиях по обеим дисципли­нам. Именно поэтому они не предлагают детально разра­ботанной системы применения комплексных заданий. Гра­мотный, авторски мыслящий педагог, а на него и рассчи­тано данное пособие, сделает это без труда в соответствии с тематическим планированием, а также с учетом возраст­ных и индивидуальных особенностей учащихся.

В пособии использованы следующие условные обозна­чения, принятые в учебнике русского языка для пятого класса:

слово для фонетического разбора, например: степь;

слово для морфемного разбора, например: рассказывает;

слово для морфологического разбора, например: живем;

предложение для синтаксического разбора, например: История рассказывает о событиях и людях прошлого.