Просмотр содержимого документа
«Содержание и структура пособия «Комплексные задания по русскому языку и истории Северной Осетии для 5 кл. средней школы»»
Содержание и структура пособия «Комплексные задания по русскому языку и истории Северной Осетии для 5 кл. средней школы»
К числу основных задач преподавания русского языка в школе относятся следующие: формирование у учащихся умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме, обучение их нормам русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Важным условием решения этих задач является усиление практической направленности преподавания русского языка, осуществление функционального подхода к его изучению, при котором сам процесс овладения им становился бы процессом активного увязывания теоретических знаний, практических языковых умений и навыков с экстралингвистической действительностью, ежиной жизнью общества. А для этого, как известно, необходима организация взаимосвязанного преподавания русского языка и других учебных дисциплин, предполагающего координированное комплексное их изучение. Осуществление межпредметных связей, являясь важнейшим средством формирования диалектико-материалистического мировоззрения, способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала, гибкости применения полученных знаний, расширению кругозора учащихся, развитию у них устойчивых познавательных интересов.
Настоящее пособие ставит своей целью помочь учителю в подборе дополнительного систематизированного лексико-грамматического материала по русскому языку в условиях, реализации межпредметных связей с курсом истории Северной Осетии в пятом классе средней общеобразовательной школы. При отборе дидактического материала предусматривалась задача содействовать воспитанию учащихся из героической истории осетинского народа, его боевых и трудовых подвигах, его традициях, богатейшем культурном наследии.
Языковую основу пособия составляют тексты учебников, произведений художественной и публицистической литературы, рекомендуемых пятиклассникам и используемых ими в связи с изучением истории родного края. Дидактический материал подобран и распределен по темам согласно действующей программе по русскому языку и с учетом целевых установок соответствующего учебно-методического комплекса.
В пособии представлена система карточек-упражнений, которые могут быть использованы на разных этапах изучения той или иной темы. Однако большая часть заданий предназначена для закрепления пройденного материала, активизации его в устной и письменной речи школьников. Предполагаемые упражнения рассчитаны как на индивидуальную, так и на коллективную работу. Это в конкретной ситуации определяется самим учителем на основе характера стыкового материала, форм и методов его предъявления, уровня знаний, умений и навыков учащихся. Тексты упражнений и задания к ним различны по объему и степени трудности, что позволяет дифференцированно подходить к организации самостоятельной работы пятиклассников.
Каждая карточка в пособии предназначена для работы над определенным грамматическим понятием, над определенными орфограммами и пунктограммами. Одновременно она содержит, как правило, и задания, рассчитанные на повторение пройденного. Кроме того, обязательным компонентом всех карточек являются вопросы и задания по истории республики, связанные с содержанием предлагаемых текстов. Вопросы составлены так, что ответы на них предполагают построение школьниками развернутых связных речевых высказываний с использованием активизируемого лексического и грамматического материала.
Выполнение всех упражнений включает в себя лексическую работу, рассчитанную на уяснение значения слов и выражений, многозначности лексических единиц, сущности и роли синонимов и антонимов. В качестве справочного материала для этой работы в приложении к пособию дается толковый словарь.
Авторы пособия надеются на творческое использование его материалов на уроках русского языка и истории, а также на факультативных занятиях по обеим дисциплинам. Именно поэтому они не предлагают детально разработанной системы применения комплексных заданий. Грамотный, авторски мыслящий педагог, а на него и рассчитано данное пособие, сделает это без труда в соответствии с тематическим планированием, а также с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
В пособии использованы следующие условные обозначения, принятые в учебнике русского языка для пятого класса:
слово для фонетического разбора, например: степь;
слово для морфемного разбора, например: рассказывает;
слово для морфологического разбора, например: живем;
предложение для синтаксического разбора, например: История рассказывает о событиях и людях прошлого.