СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание учебного предмета по биологии в 6 классе ФГОС на 2016-2017 уч.год.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание учебного предмета .

 

Раздел 1.             Наука о растениях – ботаника.  (4ч.)

 

Наука о растениях ботаника.Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья,   кустарники, травы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Просмотр содержимого документа
«Содержание учебного предмета по биологии в 6 классе ФГОС на 2016-2017 уч.год.»

Содержание учебного предмета .


Раздел 1. Наука о растениях – ботаника. (4ч.)


Наука о растениях ботаника.Роль в природе и жизни человека. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Листопад.

Экскурсия «Осенние явления в жизни растений».

Правила работы с микроскопом. Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро. Поступление веществ в клетку, движение цитоплазмы, деление и рост, питание, дыхание, выделение, обмен веществ..Ткань. Виды тканей: покровные, механические, проводящие основные (фотосинтезирующая, запасающая). Функции основных видов ткани.Царства органического мира и место растений в нем. Основные направления применения ботанических знаний.Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение — живой организм или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад, веткопад. Их значение в жизни растений. 

Практические работы.
Осенние работы по уходу за растениями в комнатных условиях, в саду, в парке. 
Демонстрации.

Приборы и оборудование.

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Микропрепараты различных растительных тканей

Классификация организмов.

Многообразие видов растений.

Приспособление растений к среде обитания.

Строение растительной клетки.

Ткани растительного организма (на примере покрытосеменных). 




Раздел 2. Органы растений (9ч.)


Семя.Однодольные и двудольные. Строение смени. Значение семян: для растений, животный и человека.Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. Особенности строения семян однодольных и двудольных растений. Значение семян для растений как органа его размножения и распространения.

Демонстрации:

Строение семени однодольного и двудольного растения.

Лабораторная работа.№ 1. Изучение строения семени фасоли.


Корень.Типы корневых систем, виды корней, зоны корня.Виды корней: главный боковые, придаточные. Функции корня. Корневые системы. Ткани, образующие корень: покровная, образовательная, механическая, всасывающая, основная, проводящая. Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания; зона проведения. Рост корня, геотропизм. Видоизменение корней. Значение корней в природе.

Лабораторная работа № 2 « Строение корня проростка».

Демонстрации:

Типы корневых систем.

Анатомическое строение корня.

Видоизменения корней.



Побег и почки.

Побег – сложный орган, состоящий из стебля, листьев и почек. Почки вегетативные и генеративные.

Лабораторная работа.№ 3. Строениевегетативных и генеративных почек.

Лист, специализированный орган воздушного питания, дыхания, испарения. Видоизменение листьев.Лист его строение и значение. Функции листа. Простые и сложные. Жилкование. Клеточное строение листа: покровная ткань(кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). Видоизменения листьев-приспособление к условиям жизни.

Лабораторная работа.№ 4 . Внешнее строение листа


Стебель .

Узлы и междоузлия: кора, камбий, древесины, сердцевина. Функции стебля.Стебель, его строение и значение. Внешнее строение стебля Функции стебля. Рост стебля в толщину.. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка); механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины) и проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды); образовательная ткань

Лабораторная работа. № 5 . Внешнее и внутреннее строение стебля.

.Видоизменения надземных и подземных побегов.

Лабораторная работа. № 6«Особенности строения корневища, клубня и луковицы»


Цветок генеративный орган.

Околоцветник. Опыление. Оплодотворение. Обоеполые и однополые цветки. Однодомные и двудомные растения.

Соцветия простые и сложные. Типы опыления и приспособления растений к ним.Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Соцветия. Виды соцветий: кисть, метёлка, колос, початок, зонтик, корзинка. Биологическое значение соцветий. Функции цветка.

Плоды много- и односеменные, сочные и сухие. Способы распространение плодов. Плоды источник пищи для животных и человека. Необычное использование плодов.Функции плода. Виды плодов: ягода, костянка, яблоко орех, коробочка, стручок, боб.

Способы распространения плодов: с помощью ветра с помощью животных.

Лабораторная работа.№ 7«Изучение плодов цветкового растения».

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы. Строение вегетативных и генеративных почек.

Внешнее строение листа.

Типы листьев.

Анатомическое строение листа.

Видоизменения листьев.

Строение побега.

Типы побегов.

Анатомическое строение стебля древесного растения.

Видоизменения побегов.

Строение цветка.

Типы соцветий.

Типы плодов.

Приспособления растений к распространению плодов и семян. 
Контрольная работа № 1.» Органы цветковых растений.»


Раздел 3. Основные процессы жизнедеятельности растений (7ч.)


Минеральное питание растений . Значение воды в жизни растений.

Корень – специализированный орган минерального питания. Макро- и микроэлементы. Органические и минеральные удобрения. Вода как условие почвенного питания, экологические группы растений по отношению к воде.

Воздушное питание растений .Фотосинтез - процесс образования органических веществ из воды и углекислого газа на свету в зеленых частях растения. Автотрофы и гетеротрофы. Космическая роль растений. Значение фотосинтеза в природе. Воздушное питание растений. Локализация процессов.

Условия и необходимые вещества и продукты.

АВТОТРОФЫ. ГЕТЕРОТРОФЫ.


Дыхание – процесс способствующий высвобождению энергии. Обмен веществ - совокупность протекающих в организме превращений, обеспечивающих рост и развитие, рос и развитие, контакт организма с окружающей средой. Значение дыхания. Опыты, подтверждающие дыхание растений. Приспособления растений для дыхания. Использование энергии растениями. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.


Бесполое размножение: вегетативное и спорами. Половое размножение: оплодотворение, гаметы, яйцеклетки, спермии, зигота. С. Г. Навашини его открытие двойного оплодотворения.

Опыление и оплодотворение у растений. Биологическое значение полового и бесполого размножения.


Вегетативное размножение- размножение вегетативными органами. Значение вегетативного размножения. Способы вегетативного размножения используемые в сельском хозяйстве .

Его виды и биологическая роль в природе.

Использование вегетативного размножения.

Лабораторная работа № 8 «Черенкование комнатных растений».

Рост – количественное изменение , развитие - качественное. Онтогенез – индивидуальное развитие. Влияние среды обитания на рост и развитиерастений. Суточные и сезонные ритмы.

Практические работы:

Черенкование комнатных растений.

Черенкование корневища и корня, деление клубня, луковицы. 
Демонстрации.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль света в жизни растений.

Результаты опытов, иллюстрирующих роль воды в жизни растений. 

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Контрольная работа № 2. « Основные процессы жизнедеятельности растений.»


Раздел 4. Многообразие растительного мира (8ч.).


Систематика растений, ее значение для ботаники.

Бинарные названия. Заслуга Линнея. Классификация растений.Понятия «таксон», «систематика»., «классификация»

Признаки царства Растения. Высшие, низшие растения.Отделы растений.

Общая характеристика водорослей. Одноклеточные и нитчатые. Зеленые, красные, бурые водоросли.Слоевище, ризоиды.

Места обитания и распространение.Значение водорослей в природе и жизни человека.

Классы Моховидных: печеночники и листостебельные. Чередование поколений при размножении. Мхи в биогеоценозах. Основные признаки мхов.

Споровые, высшие растения. Изменения в строении растений в связи с выходом на сушу. Листостебельные мхи: кукушкин лён и сфагнум.

Лабораторная работа № 9«Изучение внешнего строения моховидных растений»..

Особенности строение папоротников, хвощей и плаунов. Чередование поколений при размножении. Основные признаки папоротников.

Многообразие папоротников.

Голосеменные растения Независимость процесса размножения от воды у голосеменных. Многообразие голосеменных в России. Цикл развития шишек сосны.

Особенности строения голосеменных растений: появление семян, развитие корневой системы. Значение голосеменных растений. Разнообразие голосеменных: хвойные растения (ель, сосна).

Покрытосеменные или цветковые. Двойное оплодотворение. Двудольные и однодольные. Особенности строения покрытосеменных растений.

Органы цветкового растения. Жизненные формы

Семейства класса Двудольные.

Розоцветные, Крестоцветные, Пасленовые, Сложноцветные, Мотыльковые.Признаки класса Двудольные.

Значение растений основных семейств класса Двудольные.Сельскохозяйственные растения: овощные и плодовоягодные, масличные, кормовые культуры. Лекарственные растения.

Семейства класса Однодольные.

Злаки, Луковые, Лилейные.Признаки строения растений семейств Злаки и Лилейные.Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные.

Сельскохозяйственные растения: зерновые, кормовые культуры. Лекарственные и декоративные растения.

Демонстрации .

Строение одноклеточной водоросли.

Многообразие водорослей.

Строение и размножение кукушкина льна.

Строение и размножение папоротниковидных.

Строение хвойных растений.

Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной.

Многообразие голосеменных растений.

Отличительные признаки однодольных и двудольных растений.

Растения разных отделов, семейств, видов .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.


Раздел 5. Историческое развитие растительного мира.(3ч.)


Историческое развитие растительного мира.

Эволюция- процесс исторического развития живого мира. Реликтовые растения. Происхождение культурных растений. Центры происхождения растений. Понятие об эволюции растительного мира как процессе усложнения растений и растительного мира. Приспособление к условиям существования

Дикорастущие и культурные растения. Многообразие и происхождение культурных растений. Центры происхождения культурных растений.

Многообразие и происхождение культурных растений.

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.

Этапы эволюции растений.

Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову. 


Раздел 5. Природные сообщества. (3ч.)

Биогеоценоз.Экосистема. Фитоценоз.Естественные природные сообщества: лес, степь.Роль растений в круговороте веществ.Жизнь растений в природе. Природное сообщество как биогеоценоз — совокупность растений, животных, грибов, бактерий и условий сред обитания.Ярусность. Понятие об экосистеме. Место и роль растительного сообщества в биогеоценозе (экосистеме). Многообразие природных сообществ: естественные и культурные. Луг, лес, болото как примеры естественных природных сообществ. Культурные природные сообщества (поле, сад, парк). Отличие культурных сообществ от естественных, зависимость их от человека. 

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Основные свойства растений разных ярусов. Участие животных в жизни природного сообщества.
Смена природных сообществ и её причины.Разнообразие природных сообществ.Экскурия« Природные сообщества. Весенние явления в жизни растений.».Понятие о смене природных сообществ (биогеоценозов). Формирование и развитие природного сообщества на примере елового леса (березняк — смешанный лес — ельник). Причины, вызывающие смену природного сообщества. 

Роль человека в природе. Понятия: рациональное природопользование, охрана растений, охрана растительности, растительные ресурсы, охрана природы, экология, Красная книга. Роль школьников в изучении богатства родного края, в охране природы, в экологическом просвещении населения. 

Практические работы: 
Весенние работы по благоустройству растительных сообществ вокруг школы.

Демонстрации .

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы.



+ 1 час резервного времени(обобщающий урок,подведение итогов учебного года.летние задания).









































Структура курса.


п/п


раздел

Количество часов

1.


наука о растениях – ботаника.

4


2.


ОРГАНЫ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ .


9

3.

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАСТЕНИЙ .


7

4.

многообразие растительного мира .


8

5.

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И МНОГООБРАЗИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА .


3

6.

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА .


3

7.

заключение .летние задания..


1

Итого


35



Перечень лабораторных работ.


Тема


1

Лабораторная работа № 1. Изучение строения семени фасоли.


2.

Лабораторная работа № 2. Строение корня проростка.


3.

Лабораторная работа № 3. Строение вегетативных и генеративных почек.


4.

Лабораторная работа № 4. Внешнее строение листа.


5.

Лабораторная работа № 5. Внешнее и внутренне строение стебля.


6

Лабораторная работа № 6 Особенности строения корневища, клубня и луковицы.

7

.

Лабораторная работа № 7. Изучение плодов цветкового растения.

8

Лабораторная работа № 8. Черенкование комнатных растений.

9

Лабораторная работа № 9.Изучение внешнего строения моховидных растений.



Перечень контрольных работ.


Тема

Вид проверки


1.

Органы цветковых растений.


Контрольная работа № 1

2.

Основные процессы жизнедеятельности растений.


Контрольная работа № 2