СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему "Проект как одна из современных технологий обучения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном сообщении рассматривается проектная деятельность на уроках.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему "Проект как одна из современных технологий обучения"»

Проект как одна из современных технологий обучения


Современное преподавание истории и обществознания – это соединение двух фактов: мышления и самостоятельности. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность в учебном процессе.

Проектная деятельность представляет собой овладение учащимися оперативными знаниями в процессе социализации. Данный вид деятельности многофункционален, хотя и имеет ряд недостатков. «Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к саморазвитию и самоорганизации»1.

В процессе работы над проектом учащиеся синтезируют новую информацию, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут рациональный путь решения учебной задачи, общаются друг с другом. В ходе совместной деятельности учащиеся сотрудничают друг с другом, совместно ставят цели, задачи, распределяют обязанности, определяют оптимальные пути их достижения. «Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и поли- предметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.»2

«Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу.» 3

Главные условия организации работы над проектом:

  1. Знание учителем методики работы над проектом;

  2. Обучение учителем учащихся работать над проектом, т.е. оказывать помощь при постановке целей, задач, предмета исследования и т.д. Контролировать своевременную работу над каждым этапом проекта, участвовать в его реализации.

  3. Начатая работа учителя и ученика доводится до конца, все промежуточные результаты обязательно проходят анализ.

  4. Информация о ходе самого проекта должна быть доступна.

Методика работы над проектом.

  • каждая работа над проектом начинается с выбора темы и предполагается результат работы. Далее следует определить цели и поэтапные задачи будущего проекта. После чего определяется масштаб работы. Участники проекта должны определить какие средства будут использоваться, взаимосвязи с другими предметами, какие могут возникнуть сложности на пути решения учебной задачи, сроки и т.д.

  • после чего учащиеся формулируют гипотезы, разрабатывают идеи по их реализации. Следующий этап – это распределение обязанностей работы над проектом. Избирается капитан, распределение остальных по этапам работы идет в равноправии.

  • планируется модель проекта. («Модель проекта – это условный образ, схема конечного результата проекта.»4)

  • рассматриваются требования учителя по оформлению проектной работы.

  • учащиеся назначают ответственных за информационное обеспечение, обозначают принципы его оформления.

Требования:

А) Проект может разрабатываться только по инициативе учащихся, но тема предлагается учителем. Хотя тема проекта едина для всего класса пути ее решения в каждой группе будут свои.

Б) Проект должен быть значимым для учащихся и их окружения.

В) Работа над проектом должна носить исследовательский характер, поэтому необходимо разработать аппарат исследования.

Г) В процессе осуществления работы над проектом учащиеся должны не только использовать уже имеющиеся у них знания, но и приобрести новые.

Д) Проект должен быть заранее спланирован и сконструирован с учителем, также допускается изменение плана в ходе работы.

Е) С целью повышения мотивации учащихся к работе, проект рекламируется в классе, на параллель школы.

Ж) Проект должен быть реалистичен по выполнению его учащимися.

Каждый проект состоит из четырех основных этапов – исходный, этап разработки, этап реализации и этап завершения проекта. В исходном этапе разрабатываются основные идеи, идет сбор и анализ данных, формулирование гипотезы.

На этапе разработки участники выбирают исполнителя (одного или двух человек), распределяются обязанности, строится план работы. Определяют формы и методы управления, контроль со стороны педагога.

На этапе реализации проекта идет работа с информацией. Учащиеся подготавливают наглядный материал, идет подборка видео и аудио записей. Учитель на этом этапе осуществляет контроль промежуточных результатов и делает коррекцию.

И на завершающем этапе идет представление и защита проекта в классе, на конференции или внутришкольной параллели.

Список некоторых тем проектов по истории и обществознании для 9 класса:

  1. Время отдавать долги: Работа советских концлагерей в годы Великой Отечественной войны.

  2. Война глазами деревенских девчонок. «Как было страшно…». По воспоминаниям участниц военных действий и трудового фронта.

  3. История осколков с Мамаева Кургана с сентября 1942 г. по январь 1943 г.

  4. "Социальные сети" - почему люди предпочитают живому общению виртуальное.

  5. Информационная революция и обыденная жизнь.



1 Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2001. – 30с., стр. 12

2Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2001. – 30с., стр. 13

3Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе. Методические рекомендации. – М.: АПКиПРО, 2001. – 30с., стр. 13

4https://infourok.ru/issledovanie-na-temu-metod-proektov-na-urokah-informatiki-819587.html 31.10.2016