Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Сообщение для родителей, будущих первоклассников!
Коррекция и профилактика дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Подготовила
учитель-логопед
Тимофеева Виктория Алексеевна
2017-2018 год
«Для грамотности мало того, чтобы человек знал
грамматические правила (а их множество),
но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их».
К.Д. Ушинский
Русский язык в начальной школе – этап обучения письменной речи, трудный для многих ребят. И именно в этот период у некоторых детей проявляется множество специфических ошибок на письме. Почему одни дети с первого класса пишут грамотно, а другие делают огромное количество ошибок? В их тетрадях встречаются:
Пропуски и перестановки букв, слогов;
Слитное написание и разрыв слов;
Путают звуки и буквы, сходные по звучанию, произношению, написанию;
Они не используют заглавные буквы, знаки препинания;
У детей плохой, неровный почерк («ужасный» - про почерк такой говорят!);
Выполненные ими упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок.
Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким симптомам могут быть отнесены следующие качества:
гиперактивность, неумение контролировать своё поведение, непослушание;
недостаточность внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость;
недостатки речевого развития;
моторная неловкость, неуклюжесть, особенно в тонких движениях кистей, т.е. в движениях пальчиков.
Вышеперечисленные качества могут осложнять для ребёнка и его родителей этап овладения письменной речью, как сложной умственной деятельностью. Обычно «нелепые» ошибки связывают с невнимательностью. Но основная причина большинства постоянно встречающихся ошибок – недоразвитие мозговых процессов, обеспечивающих сложный процесс письма. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления кроется именно в индивидуальных особенностях развития самого ребёнка. Эти особенности развития приводят к тому, что дети, поступающие в школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов и взаимодействия различных анализаторов:
речеслухового;
речедвигательного;
зрительного;
двигательного.
Собственно, несформированность одного из них в дополнение с незрелостью нервной системы приводит к появлению у ребёнка дисграфии.
Дисграфия – частичное или специфическое, постоянно проявляющееся нарушение процессов письма.
Виды дисграфии:
I. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Суть ее состоит в следующем:
Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
Коррекционно-развивающие (логопедические) занятия подчинены определённому алгоритму упражнений. На занятиях по коррекции звукопроизношения учитель-логопед в первую очередь выполняет вместе с ребенком артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, упражнения на активизацию мягкого нёба и глотки с целью уточнения произношения гласных и согласных звуков. С целью развития речевого (фонематического) слуха, выработки силы речевого выдоха, ритма речи, укрепления мышц губ и языка обязательно проводится так называемая «Слоговая разминка». Затем начинается этап коррекции непосредственно нарушенных или неверно произносимых звуков речи у ребёнка. Вышеперечисленные упражнения и задания по закреплению звуков в речи подробно описаны в методической специальной литературе и подбираются учителем-логопедом индивидуально для каждого ребёнка.
Очень важным этапом работы по коррекции звукопроизношения является работа со скороговорками. При их проговаривании ребёнком, педагог решает многие задачи:
развивает фонематический слух каждого ребёнка;
уточняет артикуляцию звуков, отрабатывает чёткость артикуляции;
развивает память;
способствует снятию страха перед произнесением трудных слов;
обеспечивает благоприятный эмоциональный настрой ученику;
развивает правильное дыхание;
помогает почувствовать мелодию, ритм, темп речи;
способствует увеличению скорости не только говорения, но и чтения.
Скороговорка - это интеллектуальная и артикуляционная игра. Правила скороговорки требуют неукоснительного, точного воспроизведения сказанного. Перед тем, как быстро проговорить скороговорку, её нужно выучить. У каждой скороговорки своя игра звуков, слов. Секрет их заучивания в том, что каждая решает новую задачу: языковую, артикуляционную, смысловую, предлагает свой рисунок в перестановке звуков и созвучий, представляет свою мелодию и ритм. Например: "Топали мы, топали, до тополя дотопали", "Пошла Поля полоть в поле", "Мама мылом Милу мыла, не любила Мила мыло", "Попугая не пугают, попугая не купают, попугая покупают", "Тощий немощный Кащей, тащит ящик овощей", "У Влада брат, Влад брату рад".
По мере устранения недостатков звукопроизношения письменная речь так же стремительно корректируется: устные упражнения ребёнок-школьник выполняет письменно, что способствует коррекции артикуляторно-акустической дисграфии.
II. Акустическая форма дисграфии. Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чаще всего смешиваются:
буквы, обозначающие звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.);
свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.);
аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.)
проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: "писмо", "лубит", "больит" и т.д.
При данном виде дисграфии цель логопедических занятий - развитие фонематических процессов.
Виды упражнений:
1. Дифференциация оппозиционных звуков (звонкие и глухие согласные).
Цель: развитие фонематического восприятия; включение в работу слухового, зрительного, тактильного, двигательного, речедвигательного анализатора.
При дифференциации согласных лучше работать в таком порядке: услышали, произнесли, отличили, записали. При произнесении слогов подключается движение рукой: звонкие звуки находятся вверху, а глухие внизу. На первых порах ребёнку на слух очень трудно повторить правильно за педагогом. Однако согласованная работа речи с движением руки даёт удивительные результаты.
Инструкция педагога | Участие ребёнка |
Педагог говорит БА и показывает рукой вверх, говорит ПА - показывает рукой вниз. | Зрительное и слуховое восприятие - ребёнок наблюдает и слушает. |
Педагог говорит и показывает вместе с детьми БА – ПА (сопряжённое проговаривание слогов). | К зрительному и слуховому восприятию подключается речь и движение руки в воздухе. |
Педагог говорит, показывает рукой, ребёнок повторяет следом. | Концентрация внимания, слуховая и двигательная память, речь. |
Педагог говорит без движения руки, ребёнок повторяет слоги, выполняет движения рукой. | Внимание, слуховое восприятие, двигательная память, речь. |
Педагог называет слоги, ребёнок, основываясь на слух, повторяет за оппозиционные слоги без движения руки. | Слуховое восприятие, речь. |
2. Найди по звуку слово.
Цель: После того, как ребенок понял разницу в произношении звонких и глухих звуков, готовим две карточки. На одной рисуем знак « + », соответственно эта карточка, обозначающая звонкий звук; на второй карточке рисуем знак « - », который обозначает глухой звук. Произносим слова с начальными звонкими и глухими согласными и предлагаем ребенку поднимать карточку с плюсом или с минусом.
З-С | Б-П | Д-Т | В-Ф | Г-К | Ж-Ш |
Сыр Зонт Сани | Палка Банка Блузка | Дыня Тыква Тарелка | Фокус Вата Фабрика | Голос Кошка Губы | Шуба Жук Штанга |
После устной работы предложить записать слова, которые запомнили, в левый столбик с глухими звуками, а в правый столбик слова со звонкими.
3. Назови слово, которое отличается от остальных.
Цель: различать на слух оппозиционные звуки; правильно произносить цепочки слов.
УДОЧКА-УДОЧКА-УТОЧКА-УДОЧКА;
ДАЧКА - ТАЧКА - ТАЧКА -ТАЧКА.
III. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей, страдающих нарушениями письменной речи. Для нее наиболее характерны следующие ошибки:
пропуски букв и слогов;
перестановка букв и (или) слогов;
недописывание слов;
написание лишних букв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго «поет звук», «растягивает» его;
повторение букв и (или) слогов;
контоминация - в одном слове слоги разных слов;
слитное написание предлогов, раздельное написание приставок ("настоле", "на ступила").
Что делать? Помочь ребенку сформировать понятие «слово». Развивать навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза отдельно взятых слов, словосочетаний слов с предлогами, работа с предложением. Показать значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д. Но всем этим упражнениям предшествует долгая коррекционно-развивающая работа по устранению тех ошибок, которые ребёнок допускает на письме.
Примеры развивающих упражнений, которые будут полезны детям и без трудностей в овладении письменной речью.
Б_лк_.
Б_лк_ ж_в_т в д_пл_. _ б_лк_ п_ш_ст_й хв_ст . _ б_лк_ т_пл__ шк_рк_й з_м_й т_пл_. _н_ ч_ст_ с_д_т н_ с_чк_.
Сбежавшие гласные. Вставь в набор из согласных слева гласные, стоящие справа.
Смь рз тмрь – дн рз тржь. е а о е о и а о е
Бз трд н втщшь _ pбк прд. Е уа е ыаи и ыу и уа
Н мй ст рблй, _ мй ст дрзй. е ие о уе а ие о уе
Правильные ответы:
Семь раз отмерь - один раз отрежь.
Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Буквы-прилипалы. Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
Уыпыадуыты ныа зыемылыю сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи
Лаеса аи паолае баудауата баеалыамаи.
Сльн мрз згн млкх зврй в нрк.
Проверь себя: Скоро наступит зима. Упадут на землю сверкающие снежинки. Лес и поле будут белым. Сильные морозы загонят мелких зверей в норки.
Ответы: А1Г3 – фартук Г2А4Д3 – ракушка
Д1Б2 – сундук Б3Д2 – утюг
Г4Д4 - обруч Б4А2 – свитер
IV. Аграмматическая дисграфия.
Суть её проявления в письменной речи: недоразвитие грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично - вопреки правилам грамматики ("красивый сумка", "веселые день"). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.
Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
На занятиях с учителем-логопедом дети учатся осваивать законы предложения. Это длительный этап работы, но виды упражнений, которые применяет учитель-логопед в коррекционно-развивающей работе можно смело использовать и для общего развития всех детей.
Например, можно составлять предложения по схемам. Исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке).
Игра «Живое слово» - увлекательная игра для детей. Суть игры: составить предложение. Распределить, кто каким будет словом; встать по порядку, составляя предложение, не забыв в конце поставить (посадить на корточки) точку.
Виды упражнений для совершенствования представлений
о составе предложения.
1. Тексты без границ слов. Разделить сплошной текст на слова и предложения. Запиши верно.
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипу
шистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки,пышныехвосты.Всюдолгуюзи
мубелкижиливлесу.
2. Тексты без заглавных букв и точек. Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
зима в лесу
повалил снег хлопьями стало в лесу светло явились с севера зимние гости
это птицы с красной шапочкой, снегири они летят к красной рябине и клюют
плоды у белочки запасы еды в своѐм дупле спит медведь в берлоге в новой
шубке заяц новый красивый наряд у лисицы-плутовки в своей норке ѐж
накрылся листьями зарылись в мох лягушки только голодный и злой волк
бродит на лесной опушке
3. Восстанови предложение и рассказ. Составьте и запишите предложения, а затем связный текст из предложений. Озаглавьте его.
ѐжика, подарил, дедушка, ребятам
в, он, летом, жил, сарае
ежик, в, зимой, норе, уснул
голодный, ежик, вернется, весной
мыши! берегитесь
V. Оптическая дисграфия. Суть: Ребенок не улавливает тонких различий между буквами, что приводит к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. В основе оптической дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Все буквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов («палочки», «овалы») и нескольких «специфичных» элементов. Одинаковые элементы, по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: и, ш, ц, щ.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
Что делать? Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве, развивать зрительный анализатор. Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и в игровой форме с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы.
Работа над зрительным восприятием
1. «Корректурная правка». Для развития зрительного внимания, при зеркальном написании букв хорошим упражнением служат корректурные пробы:
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ребенка. Например, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.
ШАОНИПАМВЕЬТРИОЧКИТРАПАКЕТ (очки, пакет)
Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную.
Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.
Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.
2. «Перевёрнутый текст». Страница обычного текста поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ученик должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
Данные упражнения направлены не только на коррекцию письменной речи, но и на развитие высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, на развитие мелкой моторики, нормализацию эмоциональной сферы. Дидактические упражнения расширяют арсенал педагогических средств. У детей в игровой форме формируются необходимые предпосылки для успешного развития письменной речи, повышения речевой культуры, расширения словарного запаса, развития языкового чутья.
Составлено по материалам
Кузыченко Н.А.
«Коррекция дисграфии у детей младшего школьного возраста»
и других авторов и интернет-источников.