«Уметь визуально оценивать пространственные характеристики объектов»
Цель: развитие глазомера
Оборудование и инвентарь: малые мячи, обручи, мячи.
Вводная часть:
Глаза так много могут рассказать о человеке,
Слова и жесты вовсе не нужны,
Не зря же говорили люди,
Глаза – есть зеркало его души.
Анастасия Ланская
Беседа о роли глазомера в повседневной жизни и средствах его улучшения.
Учащиеся построены в шеренгу напротив шведской стенки. Учителем предлагается каждому из учеников сказать сколько, по их мнению, шагов до нее. Дети называют разные числа, после чего по команде учителя и под его счет выполняют шаги. Учителем выделяются те дети, кто правильно или приблизительно точно назвал количество шагов до препятствия. У них констатируется хороший глазомер.
Разминка: Разминочный бег выполняется в разновидностях: приставными шагами, спиной вперед, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, с подскоком, с хлопком ногами в стороне и т.д.
Переход на ходьбу в сочетании с упражнениями на восстановление дыхания, построение в шеренгу. Расчет на 9-6-3-на месте. Проводятся общеразвивающие упражнения с малыми мячами.
Упражнение 1.
И.п.: ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке 1 – руки вперед, передать мяч в левую руку – выдох; 2 – руки в стороны и рывок назад – вдох; 3–4 – то же, передавая мяч в правую руку. Упражнение выполнять в среднем темпе, прямыми руками, не опуская их ниже уровня плеч.
Упражнение 2.
И.п.: ноги врозь, мяч вверху. 1 – наклон вперед, мяч на пол между ног – выдох; 2 – выпрямиться, руки вверх – вдох; 3 – наклон вперед, взять мяч – выдох; 4 – выпрямиться, мяч вверх – вдох. Ноги в коленях не сгибать, мяч на пол не бросать. Стойку можно изменять постепенно, уменьшая расстояние между стопами.
Упражнение 3.
И.п.: стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – поворот туловища вправо, наклон назад, положить мяч на пол между стоп 2 – и.п.; 3 – поворот влево, поднять мяч левой рукой; 4 – и.п. Движения выполнять прогнувшись, колени от пола не отрывать. Дыхание произвольное.
Упражнение 4.
И.п.: ноги вместе, правая рука на поясе, левая впереди, мяч на ладони . 1 – присед на правой, левая вперед, колено не сгибать; 2 – встать, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.
Упражнение 5.
И.п.: ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперед-вверх, ударить мячом о пол под ногой; опуская ногу, поймать его двумя руками с другой стороны; 2 – переложить мяч в левую руку, выполняя мах левой ногой, ударить мячом о пол под ногой. Мяч бросать под небольшим углом внутрь, чтобы он отскакивал от пола, не задевая ноги. Во время маха ногой вперед не наклоняться. Дыхание произвольное.
Упражнение 6.
И.п.: мяч в руках внизу. 1 – бросок мяча вверх; 2 – хлопок за спиной, поймать мяч двумя руками. Бросок мяча строго вертикально, с места не сходить. Количество хлопков можно увеличить, делая хлопки впереди и сзади. Дыхание произвольное.
Упражнение 7.
И.п. – о.с., мяч на полу справа. Прыжки влево и вправо через мяч, прыжки влево и вправо с промежуточными прыжками на месте, а затем по два, три и более прыжка через мяч, выполняемых в быстром темпе. Дыхание произвольное. После прыжков перейти на ходьбу.
Основная часть:
Круговая тренировка.
Учащиеся делятся на равные 4 группы и расходятся на свои станции в разных местах спортивного зала. На каждой станции определенное задание, которое дети выполняют фиксированное количество времени, начиная и заканчивая по сигналу учителя. По окончании упражнения группа переходит к другой станции, двигаясь против часовой стрелки.
1 станция. Метания малого мяча в мишени, нарисованные на стене спортивного зала.
2 станция: на полу спортивного зала разложены обручи разного диаметра. Дети передвигаются прыжками из обруча в обруч, пытаясь не касаться его ногой при приземлении. Упражнения выполняются по прямой с последующим возвращением гладким бегом.
3 станция: Перед каждым учащимся на определенном расстоянии стоят конусы. Детям необходимо, не заходя за линию старта, выполнить бросок мяча, стараясь сбить конус. Примечание: конусы стоят вплотную к стене, чтобы мяч имел возможность возвратиться назад к ученику в случае непопадания в цель.
4 станция: Учащиеся разделены на тройки, стоя на равном небольшом расстоянии друг от друга. Два крайних ученика стоят лицом друг к другу, средний стоит лицом к одному из детей. У крайнего ученика в руках волейбольный мяч. Мяч передается следующим образом: первый -- второму, второй -- спиной третьему, третий – первому. Примечание: средний ученик может передавать мяч, всегда поворачиваясь лицом к тому, кому передает.
Круговую тренировку можно повторить 2 раза с небольшим изменением упражнений.
Подвижная игра «Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» на определенном расстоянии за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» мячом выбивают «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник», выбивший наибольшее число «уток».
Заключительная часть: глазодвигательные упражнения медленно проговариваются учителем и повторяются учащимися
1. Упражнение «Птичка»
Задача: Развивать двигательную систему глаз.
Летели птички, (прослеживание глазами за предметом по кругу.)
Собой невелички.
Как они летели, (вправо – влево)
Все люди глядели.
Как они садились, (вверх – вниз)
Все люди дивились.
2. Упражнение «Самолет»
Задача: Снять зрительное утомление.
Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)
С ним собрался я в полет.
Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)
И внимательно гляжу (смотреть на кулак)
Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них)