Урок 30
Составление предложений (текста)
ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ И. Т. ХРУЦКОГО
«ЦВЕТЫ И ПЛОДЫ»
Задачи деятельности учителя: создать условия для составления и записи текста по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся составлять текст по репродукции картины (рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа), записывать составленный текст.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: ориентироваться в учебнике, отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место, определять цель и составлять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: владеют навыками конструктивного сотрудничества со взрослыми и сверстниками, проявляют эстетические чувства.
Образовательные ресурсы:
1. Учебник, рабочая тетрадь.
2. Толковый словарь.
3. Интернет-ресурс: http://art19.info/khrutskiy/gallery.html
Наглядно-демонстрационный материал: слова для орфографической подготовки, записанные на доске.
Сценарий урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодня урок по развитию речи. Откройте в учебнике с. 130. Перед вами репродукция картины Ивана Трофимовича Хруцкого «Цветы и плоды» в «Картинной галерее».
– Сегодня на уроке будем составлять текст по репродукции картины: рассматривать и описывать содержание репродукции картины, обсуждать содержание предстоящего рассказа по репродукции картины, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст.
II. Знакомство с творчеством художника.
– Иван Трофимович (Фомич) Хруцкий (1810–1885) (учитель демонстрирует портрет художника, написанный им в 1884 году) – один из лучших русских живописцев, признанный специалист по натюрморту, родился в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии в 1810 году в семье греко-католического священника. Первоначальное художественное образование он получил в Полоцком высшем пиарском училище. В 1827 г. Хруцкий переезжает в Петербург, где берет уроки живописи у английского живописца Дж. Доу и учится в Академии художеств.
Работы художника (учитель демонстрирует репродукции картин): ранние этюды «Натюрморт с вазой», «Натюрморт с птичкой» (1832), «Плоды и птичка» (1833), «Фрукты» (1834), картины-натюрморты: «Натюрморт со свечой» (1830), «Цветы и плоды» (1836, 1839), исполненные в предметно-иллюзионистической манере; пейзажная живопись: «Вид на Елагином острове в Петербурге» (1833), «Вид в имении» (1847); портреты литовского митрополита Иосифа Семашко (1842), неизвестного молодого человека (1842), Миколая Малиновского (1855); интерьеры: «В комнате» (1854), «В комнатах усадьбы художника И. Ф. Хруцкого Захарничи» (1855), привлекательные непосредственностью восприятия натуры, тонкостью живописи.
III. Освоение нового содержания и его применение: работа по учебнику (с. 130).
1. Рассматривание и описание содержания репродукции кар-тины.
– Особо хочется выделить одну из работ – натюрморт «Цветы и плоды», который в 1836 году получил Большую серебряную медаль (учитель демонстрирует репродукцию картины).
– Объясните значение слова «натюрморт». (Ответы учащихся.)
– В словаре Ожегова дается следующее определение:
Натюрморт – картина с изображением так называемой мертвой природы: цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т. п., но не пейзажа и не мертвых тел.
– Рассмотрите репродукцию картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды» в учебнике на с. 130. Понравилась ли вам картина? Чем? (Высказывания учащихся.)
– О чем художник хотел нам рассказать? (О красоте и многообразии окружающего нас мира, богатстве и изобилии щедрых даров земли.)
– Какое чувство вызывает у вас картина? (Чувства удивления и радости от красоты и изобилия растений и их плодов, любви к природе.)
– Расскажите, что вы увидели на картине. (В нарядной декоративной вазе стоит букет разных цветов: пионы, ирисы, незабудки, васильки. Вокруг вазы лежат ягоды и плоды, стоит прозрачный стакан; в нем вода и ломтик лимона. Справа огромная тыква, на которой лежит кисть винограда, рядом груши, разрезанный лимон, яблоко, дальше – хрустальный графин. Слева короб с грудой персиков, положенных на зеленые листочки; на заднем плане слева видна корзиночка, наполненная виноградом со стебельками овса.)
– Что особенно привлекло ваше внимание: цветы? ваза? плоды? цвет и форма плодов? В чем вы видите их красоту и привлекательность? (Высказывания учащихся.)
– Какие краски использовал художник? (Зеленовато-желтые тона, розовато-оранжевые, коричневато-фиолетовые.)
– Почему художник так расположил предметы? (Предметы расположены близко к нам, а посередине – ваза с различными цветами; ваза как бы объединяет правую и левую сторону, вносит в картину гармонию.)
– Почему картина так названа? (Ответы учащихся.)
2. Составление рассказа.
– О чем напишете вначале? (О том, какую картину рассматривали, кто ее автор.)
– О чем напишете далее? (О том, что изображено в центре картины, что художник изобразил по левую и по правую стороны от вазы.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Ответы учащихся.)
3. Пересказ составленного рассказа.
– О чем напишете вначале? (О том, какую картину рассматривали, кто ее автор.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)
– О чем напишете далее? (О том, что изображено в центре картины, что художник изобразил по левую и по правую стороны от вазы.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Четыре предложения.)
– Как вы закончите свой рассказ? Какими словами начнете предложения, в которых выразите свое мнение, свои впечатления о картине? (Ответы учащихся.)
– Сколько предложений для этого потребуется? (Два предложения.)
– Перескажите текст. (1–2 ученика пересказывают составленный текст.)
Вариант текста
Перед нами репродукция картины-натюрморта художника И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды».
В центре картины изображена нарядная декоративная ваза. В ней стоит букет разных цветов: нежно-розовые, белые и ярко-бордовые пионы, синие васильки, голубые ирисы. Справа от вазы огромная тыква с лежащей на ней кистью винограда, рядом сахарные груши, разрезанный лимон, румяное яблоко, прозрачный стакан, в котором вода и ломтик лимона, хрустальный графин. Слева короб с грудой зрелых персиков, положенных на зеленые листочки; на заднем плане слева видна корзиночка, наполненная виноградом с тонкими стебельками овса. Ваза с цветами как бы объединяет правую и левую сторону натюрморта, вносит в картину гармонию.
Картина вызывает чувства удивления и радости от красоты и изобилия растений и их плодов, любви к природе.
– Соответствует ли содержание рассказа теме? (Ответы учащихся.)
– Сколько частей получилось в рассказе? (3.)
4. Лексико-орфографическая подготовка.
Слова для орфографической подготовки на доске:
н_рядная, д_к_р_тивная, ст_ит, п_оны, ир_сы, н_з_будки, в_с_льки,
в_кру_, л_жат, яг_ды, пл_ды, пр_зрач_ный, ст_кан, в_да, л_мон,
справ_, _громн_я, р_зреза_ый, ябл_к_, в_н_град, л_жащая, гр_фин,
слев_, кор_б, п_ложе_ых, з_леные, л_сточки, в_дна, к_рзин_ч_ка,
н_полне_ая, ст_б_льками, _вса.
Ученики называют буквы, которые пропущены в словах, объясняют свой выбор. Учитель вписывает каждую букву красным мелом. По ходу работы выясняют лексическое значение слов.
Физкультминутка (см. урок 2)
5. Запись текста (предложений) в тетради.
– Запишите текст (предложения). (Выполняют задание.)
6. Взаимопроверка.
7. Чтение записанного текста (предложений).
– Какие изученные части речи вы употребили в тексте (предложениях)? (Ответы учащихся.)
– С какой целью были употреблены в записанном тексте (предложениях) имена существительные, имена прилагательные, глаголы? (Ответы учащихся.)
IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)
– Что составляли и записывали? (Текст, предложения по репродукции картины.)
– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?