Студентка 4 курса Рябокобыленко Е.Н.
Социальная адаптация через сказкотерапию в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья( ОВЗ).
Дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ) – это дети, которые имеют временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания. Дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы физического и психического здоровья, в первую очередь, нуждаются в помощи по социализации и адаптации к окружающему миру. Один из методов, способствующий успешной адаптации, развитию, коррекции, а так же личностному росту детей с ОВЗ в социуме, является сказкотерапия. Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». И.В. Вачков утверждает, что сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и ф Сказкотерапия удачно используется и при организации социальной работы с людьми с ограниченными возможностями. Принимая участие в сказко-терапевтическом занятии, инвалид становится более подготовленным к различным жизненным ситуациям, обучается способам решения проблем. К приемам работы со сказкой относят анализ, рассказывание, переписывание, постановку, сочинение. При этом анализируются сказки. Метод применяется с целью осознания и интерпретации клиентом того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструкцией сюжета и поведением героев.
«Сказкотерапия» - это еще и процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. И, конечно, это терапия средой – особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные возможности личности. Элементы сказкотерапии – это созерцание и раскрытие внутреннего и внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего, процесс подбора каждому ребенку своей особенной сказки. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни человек.
Любая сказка — это история, которая содержит в себе жизненный опыт разных народов, передающийся из поколения в поколение. Люди использовали сказки с давних времен как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль.
Дети, имеющие серьезные проблемы и нарушения в развитии, наиболее легко воспринимают сказку. Именно поэтому сказка призвана помочь ребёнку понять «законы» окружающей действительности.
Сказка — это самый короткий путь, ведущий к внутреннему миру ребенка. А сказкотерапия — это метод, позволяющий использовать сказочную форму и занавесу волшебства для интеграции личности ребёнка, развития творческих способностей, развития адаптативных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Сказка всегда наполнена удивительными образами, тайной и волшебством. Благодаря этому, включая во взаимодействие со сверстниками и взрослым ребёнка с ОВЗ, сказка позволяет педагогу создавать сказочную атмосферу, наполняя ее разнообразными «волшебными» психологическими приемами. Сказка помогает создать такие условия для психологической и педагогической работы, которые помогут проявиться задаткам и способностям ребёнка, помогая ему преодолевать то, что тормозит его развитие.
Сказкотерапия имеет не только терапевтическую направленность, её так же можно использовать с целью психодиагностики и психокоррекции.
Психодиагностика с помощью «сказочных» приемов подразумевает проективную диагностику, позволяющую описать как целостную картину личности, так и отдельные скрытые и потенциальные проблемы. Если ребёнок каждый раз просит прочитать одну и ту же сказку, это говорит о том, что именно эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для него вещи, «прожить» различные модели поведения. Если ребенок идентифицирует себя с каким-либо героем, можно судить о том, что именно через него в данный момент ребенок познает систему отношений в окружающем мире. Взрослому важно понять, каким видит ребёнок этого героя, почему его привлекает именно этот персонаж, какие черты характера и формы поведения ребёнок воспринимает, как образец для своего поведения.
Для детей с ОВЗ самым проблемным аспектом социализации является взаимодействие с окружающим миром. Коррекционная сказкотерапия подразумевает систематическое усиление потенциальных возможностей и творческих способностей ребёнка, за счет которого происходит преодоление проблемных ситуаций, путём «расширения спектра альтернативных реакций». Его суть заключается в следующем: чем больше у ребёнка арсенал возможных реакций и моделей поведения, тем лучше он адаптирован к условиям окружающего мира. Ребёнку в сказочной форме предлагается множество моделей поведения в различных ситуациях и предоставляется возможность проиграть, «прожить» как можно больше таких моделей. Таким образом, использование сказки позволяет расширить спектр моделей поведения и служит подсказкой для альтернативного решения сложных ситуаций, ненавязчиво указывает на модели успешного поведения и реагирования, изменяя отношение к ситуации. Главный персонаж психокоррекционной сказки должен быть близок к ребёнку по полу, возрасту, характеру, интересам и поведению. В зависимости от того, какие образы лучше воспринимает ребёнок, герой может быть как человеком (мальчик, девочка, принцесса, воин и пр.), так и животным, растением и т.д. Взрослый, описывает в сказке жизнь героя, метафорически передавая реальную трудную ситуацию, в которой оказался ребёнок: структуру его взаимоотношений с окружающими, определённые черты характер, интересы, эмоциональные состояния, желания. То есть, герой сказки оказывается в ситуации, похожей на реальную проблему ребёнка. Необходимо четко описать мысли и чувства, которые овладевают героем, тем самым вербализируя эмоциональное состояние ребёнка. В поиске способа выхода из проблемной ситуации главному герою сказки могут помогать другие сказочные существа.
Так же в психокоррекционных сказках можно «зашифровать» различные модели успешного разрешения проблемной ситуации. Важно, чтобы прослеживалась психологическая «мораль» или «жизненный урок», извлеченный героем из своих приключений, а так же все изменения, произошедшие в поведении героя (его реакции, удачный способ решения проблемы, изменение отношения к ситуации, получение новых знаний, позволяющих ему быть более успешным и т.д.).
Важно, чтобы ребёнок почувствовал и проговорил не сюжетную линию сказки, а ее скрытые смыслы: что происходит, почему это происходит, зачем это нужно, есть ли в нашей жизни ситуации аналогичные сказочным. Обсуждения сказок помогут ребёнку учиться думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов и событий. Так же ребёнок имеет возможность высказаться и быть услышанным, научиться выстраивать свою линию поведения в группе, аргументировано отстаивать свое мнение и без ущерба для себя принимать мнение других. В первую очередь, это имеет большое значение для успешной социализации детей с ОВЗ.
Однако взрослому необходимо быть терпеливым, так как эффект от воздействия сказки может проявиться не сразу, а через некоторое время. Чаще всего, смысл сказки понятен ребёнку сразу, однако ребёнок с ОВЗ может осознать связь истории, описанной в сказке, и своего поведения или ситуации через какой-то срок, в этом случае происходит «отсроченный эффект». Важно четко знать, что воздействие с помощью сказки является глубинным и удивительно стойким, так как оно затрагивает поведенческие пласты психики и ее ценностную структуру.
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются детьми с ОВЗ и после окончания психологического воздействия продолжают «жить» в повседневной жизни ребёнка, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения и успешно социализироваться в окружающем мире. Занятия сказкотерапии показали, что дети научились решать сказочные задачи, находить выход из сложившейся ситуации, используя свой жизненный опыт. Научились переживать, радоваться, сочувствовать, грустить. Овладели умением выражать свои мысли в слух, отстаивать свою точку зрения, находить и анализировать положительные и отрицательные поступки героев. Научились перевоплощаться в различные, эмоциональные образы и соотносить их с музыкой, научились регулировать свои психические процессы, снимать эмоциональное и телесное напряжение, стали более свободными и уверенными в себе.
Литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии".
Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой». Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. "Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет". Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. "Формы и методы работы со сказками."