М. Н. Станцель
Подготовка к ОГЭ по обществознанию.
Социальная сфера
Тетрадь-тренажёр
2020
ТЕМА IV. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Социальная структура общества
1. Запишите понятия, заполните схему, таблицу:
_______________________________________________ – совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества; состав общества; совокупность устойчивых связей между людьми, занимающими определённые статусы, между социальными группами
_________________________________________________________________ – разделение общества на социальные слои, или страты
КРИТЕРИИ _____________________________________________________________ |
__________________ | _________________ | _________________ | __________________ |
2. Запишите понятие, заполните пропуски в определении:
_________________________________________________ – объединение людей, имеющих общие ____________________________________________________ признаки, на которых основано их участие в определённой ________________________________, социальных ________________________________________
3.Назовите признаки социальной группы:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Выберите верные суждения:
1) В зависимости от характера отношений, социальные группы бывают формальные и неформальные
2) Классы и нации относятся к малым группам
3) По количеству людей в составе группы делятся на первичные и вторичные
4) Семья – один из видов малых социальных групп
5) По профессиональному признаку выделяют большие социальные группы (учителя, врачи и т. п.)
6) По количеству людей в составе группы делятся на большие и малые
7) Школьный класс и спортивная секция – большие социальные группы
8) По демографическому признаку выделяют большие социальные группы в зависимости от пола, возраста
9) Страты – большие социальные группы
10)Примером малой неформальной социальной группы является компания друзей
5. Социальное неравенство – ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный статус – _________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Статусный набор – ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Социальная роль – ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальная мобильность – ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите три вида социальной мобильности, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
Семья как малая группа. Отношения между поколениями
1. Запишите понятия, заполните пропуски в определении:
_______________________________ – это _________________________ группа, созданная на основе _____________________ и _______________________________ родства, связанная общим ____________________, _______________________________________ проживанием, _____________________________________ детей, взаимной моральной и правовой __________________________________________________
2. Выберите верные суждения:
1) В современном обществе преобладает патриархальная семья
2) Нуклеарная семья состоит из родителей и детей
3) Для патриархальной семьи характерно строгое разделение обязанностей на мужские и женские
4) В современном обществе преобладает нуклеарная семья партнёрского типа
5) Нуклеарную семью ещё называют расширенной или многопоколенной
3. Назовите любые три функции семьи, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте
1. Перечислите возможные социальные роли подростка:
1. ___________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. ___________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________
2. Выберите верные суждения:
1) Только для подростка характерна такая социальная роль, как сын или дочь
2) Подростки, как и взрослые, могут быть покупателями в магазине
3) В отличие от взрослых, подростки могут играть такую социальную роль, как член спортивной команды
4) Подросток, в отличие от взрослого, не может быть избирателем
5) Подросток, в отличие от взрослого, может играть социальную роль друг (подруги)
3. В первую колонку таблицы выпишите порядковые номера социальных ролей, характерных и для подростков, и для взрослых, во вторую – только для взрослых:
1) сын (дочь)
2) избиратель
3) друг (подруга)
4) студент
5) водитель автомобиля
6) судья
7) покупатель в магазине
8) спортсмен
9) шахтёр
10) лётчик-испытатель
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ | СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ВЗРОСЛЫХ |
_____________________________________ | _____________________________________ |
Социальные ценности и нормы
1. Запишите понятие:
____________________________________________________ – одобряемые и разделяемые обществом представления о том, что важно и значимо, необходимо для жизнедеятельности; существенные, важные предметы и явления, способные удовлетворить потребности людей и имеющие особое значение для личности, группы, общества
2. Сформулируйте определение понятие:
Социальные нормы – _________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Назовите три вида социальных норм, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. Заполните таблицу «Право и мораль: общее и различия»
ОБЩЕЕ |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
РАЗЛИЧИЯ |
ПРАВО | МОРАЛЬ |
1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ ____________________________________ 4. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ | 1. ___________________________________ 2. ___________________________________ 3. ___________________________________ ____________________________________ 4. ___________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ _____________________________________ |
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни
1. Запишите понятие, выполните задание, заполните схему:
___________________________________________________________ – поведение, которое не согласуется с социальными нормами
Назовите виды данного поведения, приведите примеры:
1. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Назовите последствия негативного отклоняющегося поведения:
Для личности
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Для общества
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Социальный конфликт и пути его решения
1. Сформулируйте определение понятия:
Социальный конфликт –______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Назовите любые три причины социальных конфликтов, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
3. Назовите любые три формы социального конфликта, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
4. Выберите верные суждения:
1) Социальный конфликт всегда приводит к негативным последствиям
2) Социальный конфликт может иметь как отрицательные, так и позитивные последствия
3) Разрешение социального конфликта возможно только конструктивным путём
4) Для разрешения социального конфликта используют как конструктивные, так и неконструктивные способы
5) Предпочтительны конструктивные способы при разрешении социальных конфликтов
4. Назовите любые три пути разрешения социального конфликта, одну из которых проиллюстрируйте примером:
1. ___________________________________________________________________________
Пример: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ___________________________________________________________________________
3. ___________________________________________________________________________
13