СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СУВУ
Работа по развитию личности девиантного подростка строится в нескольких направлениях: учебная работа, трудовая деятельность, спортивная, психолого-коррекционная и социальная работа. Все названные направления важны в процессе работы с девиантным подростком, так как позволяют наиболее широко и глубоко исследовать скрытые возможности воспитанника и предоставить ему максимальные возможности для проявления социально одобряемых наклонностей. Однако мы остановимся на организации трудовой деятельности в процессе профилактики девиантного поведения подростка , так как именно этот вид реабилитации является основным элементом перевоспитания девиантного подростка. Действенность (эффективность) правильно организованной трудовой деятельности особенно отмечал А.С. Макаренко [6]. Также выделял метод коррекции через труд, как один из основных в исправлении девиантных подростков. Таким образом, трудовая деятельность − важное направление социальной реабилитации, так как она чрезвычайно важна как для общего социального воспитания девиантного подростка, так и для профилактики отдельных форм девиации. Трудовая деятельность является источником профессионального образования подростка и элементом социального воспитания. При занятиях различными видами труда подросток приобретает ряд навыков, важных для его дальнейшей профессиональной деятельности. Однако наиболее существенную роль труд играет тогда, когда он рассматривается с точки зрения коллективного воспитания, формирования социально активной личности. Трудовая деятельность позволяет укрепить и развить мотивацию социального самоутверждения подростка. В условиях коллективного труда он учится ценить себя и других, приучается относиться к другим так же, как и к себе, начинает осознавать все преимущества совместных позитивных социально одобряемых форм деятельности и правила их осуществления. Он обретает прообраз своего будущего трудового, социального бытия. В труде закладываются основы его наиболее ценных личностных качеств, устраняющих, компенсирующих или уравновешивающих девиации в поведении подростка.
При поступлении в он имеет позиции: «НЕ ДОЛЖЕН, НЕ ХОЧУ, НЕ МОГУ». После проведения реабилитационной работы, согласно, в том числе, и описанной ниже технологии, его личностные позиции должны видоизмениться.
На первом этапе социальной реабилитации (адаптации), когда еще сильно влияние привычек, усвоенных подростком в социально неодобряемой общности, наиболее активно применяются методы, направленные на формирование навыков самоконтроля и саморегуляции.
В процессе работы с подростком при его адаптации меняется позиция личности с «НЕ ДОЛЖЕН» на «ДОЛЖЕН». Это достигается, путем организации сначала изучения правил и норм, действующих в учреждении, затем постепенного принятия и соблюдения этих норм самими воспитанниками.
На втором этапе реабилитации (индивидуализация) педагог дает в руки девиантного подростка инструмент реализации своих возможностей, поэтому и упор делается на использование методов формирования и закрепления навыков и компетенций социально одобряемого поведения, после чего подросток получит инструментарий для реализации социально одобряемых проявлений.
В этот период работы с девиантным подростком происходит прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни. На этой основе происходит посыл к восстановлению положительных качеств, привычек и потребностей девиантного подростка, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами его жизнедеятельности до направления в учреждение
Благодаря организации активной деятельности по раскрытию трудовых возможностей и развития трудовых навыков происходит и изменение личностных позиций подростка с «НЕ МОГУ» на «МОГУ». На исходе второго этапа подросток и педагог понимают, в каком ключе может подросток применить наиболее успешный опыт освоения трудовых умений и навыков, социальных компетенций.
В рамках третьего этапа реабилитации девиантных подростков (интеграция) ведущей группой методов становятся методы, направленные на формирование положительной перспективы.
Задача педагога – поддержать и направить подростка к тем видам деятельности, в которых он потенциально силен, сможет в дальнейшем добиться успеха. Необходимо дать почувствовать подростку «вкус» успешности в социально одобряемых формах жизнедеятельности и сформировать понимание дальнейшего позитивного использования приобретенных навыков и умений.
В рамках прохождения подростком данной фазы педагог выступает организатором деятельности подростков, преобладающий тип взаимоотношений – субъект-субъектные. Применяются технологии соуправления в подростковом коллективе, предполагающие совместное принятие решений по организации его жизнедеятельности. На выходе из третьего этапа реабилитации личностная позиция подростка из «НЕ ХОЧУ» трансформируется в «ХОЧУ».
Таким образом, в процессе всей работы на выходе из учреждения подросток имеет три устоявшиеся позиции личности: «ДОЛЖЕН, МОГУ, ХОЧУ», что должно повлиять на его способность к осознанной социально одобряемой самореализации в социуме после выпуска.
Результативность описанной технологии подвергается регулярной диагностике с помощью методики, позволяющей отследить уровень изменений личности подростка и диагностировать эффективность реабилитационной работы. Диагностика включает в себя изучение личности подростка по следующим критериям:
1. Для диагностирования изменения позиции личности девиантного подростка из «НЕ ДОЛЖЕН» в «ДОЛЖЕН»: – случаи нарушения дисциплины; – периодичность выполнения домашнего задания, отношение к учебе; – конфликты со сверстниками; – сознательность и дисциплинированность по отношению к труду; – отношение к педагогическим воздействиям.
2. Для диагностирования изменения позиции личности девиантного подростка из «НЕ МОГУ» в «МОГУ»: – успешность в учебной деятельности; – успешность в трудовой деятельности; – проявления в социально-одобряемой деятельности; – внешний вид подростка; – сформированность внутренней позиции подростка.
3. Для диагностирования изменения позиции личности девиантного подростка из «НЕ ХОЧУ» в «ХОЧУ»: – проявление познавательных интересов; – творческая активность; – интеллектуальная активность; – проявление трудовых интересов; – общественная активность. Каждый из показателей оценивается группой педагогов баллом от 0 до 2, где 0 – отрицательный результат, 2 – положительный результат.
Анализ результатов диагностики личностных изменений девиантных подростков в соответствии с названными показателями показал следующие закономерности изменения личности подростков. При прохождении первого этапа реабилитации существенно изменяются в положительную сторону показатели первой группы, призванной отследить изменения позиции личности девиантного подростка с «НЕ ДОЛЖЕН» на «ДОЛЖЕН». Так, при поступлении в учреждение 87 % подростков имеют нулевые показатели по всем индикаторам группы, 13 % – имеют групповой показатель равный одному. Через полгода, при проведении очередной диагностики, показатели видоизменяются следующим образом: 91 % имеют показатель – 7–8 баллов, 9 % – 10 баллов. Аналогичным образом изменяются и показатели индикаторов двух других групп. При прохождении второго этапа наибольшая положительная динамика наблюдается в группе индикаторов изменения позиции личности девиантного подростка с «НЕ МОГУ» на «МОГУ». По завершении третьего этапа положительная динамика наблюдается в группе индикаторов изменения позиции личности девиантного подростка из «НЕ ХОЧУ» в «ХОЧУ»
Таким образом, предполагается, что социально-гуманитарная технология, предложенная А.В. Петровским, применима в организации социальной реабилитации девиантных подростков средствами трудовой деятельности . При применении определенных групп методов (формирования навыков самоопределения и саморегуляции, формирования и закрепления навыков и компетенций социально одобряемого поведения, формирования положительной перспективы) дает положительные результаты, что подтверждается результатами проведенной диагностики. Однако следует отметить, что приемы и методы педагогического воздействия в рамках организации трудовой деятельности такого подростка специфичны и применимы в описанном виде и последовательности лишь в условиях СУВУ.