ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-просветительской НАПРАВЛЕННОСТИ
«Год до школы»
Автор программы:
Учитель-логопед
Хазова Ольга Владимировна
г. Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка - 3
Направленность программы – 3
Новизна программы – 4
Актуальность программы – 4
Педагогическая целесообразность программы – 5
Цели и задачи программы – 5
Отличительные особенности программы – 7
Возраст обучающихся – 8
Сроки реализации программы – 8
Формы и режим занятий – 8
Ожидаемый результат – 8
Формы подведения итогов - 9
Организационно-педагогические условия – 10
Материально-технические условия – 10
Требования к педагогическим работникам – 10
Учебный план - 10
Рабочая программа модуля «Коммуникативная подготовка» - 11
Рабочая программа модуля «Познавательная подготовка» - 16
Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Год до школы».
Программа имеет социально-просветительскую направленность, позволяет детям 6-7 лет более эффективно подготовиться к школе. В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для него форме игры, кроме того, использование групповых игр, способствует развитию социальных качеств: общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, формирование самооценки и взаимооценки. В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Занятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая проявляется в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого является низкий уровень развития мелкой моторики, скоординированности системы «глаз-рука», следованию образцу в деятельности и поведении. А так же недостаточное развитие произвольной сферы (неумение слушать и точно выполнять задания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, памяти). А также причины школьной дезадаптации могут корениться в несформированности дошкольных видов мышления, недостатках речевой сферы и несформированности навыков общения и взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Реализация программы предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса познавательному развитию детей подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах. Соблюдение данных принципов при реализации программы обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса.
1.2. НОВИЗНА ПРОГРАММЫ.
Новизна программы заключается:
- в объединении всех видов готовности к школе (интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной),
- в подходе к отбору содержательной составляющей программы,
- в использовании игровых методов и приемов, позволяющих побуждать детей к активному творческому поиску, иметь свою точку зрения, отстаивать свои гипотезы.
1.3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Современный уровень готовности к школе предъявляет высокие требования к детям, наша задача создать условия для гармоничного развития детей и подготовки к школьному обучению, для активной деятельности детей и развития у них стремления проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Способствовать развитию творческой активности, целеустремленности, усидчивости, произвольности психических процессов, чувству взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности, высокой самооценки.
Программа направлена на то, чтобы посредством развивающих игр подготовить детей к школьному обучению, создать эмоционально - благополучную среду развития ребёнка.
1.4. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ.
Занятия по подготовке к школе – направлены не только на развитие умений и навыков, представлена как специфическая подсистема более общей системы - дошкольного детства, а воспитание, обучение и развитие ребенка в ее условиях - в теснейшей взаимосвязи с общей воспитательной работой, со всеми видами и сферами жизнедеятельности детей.
1.5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: - интеллектуальное развитие на основе формирования познавательных, мотивационных, социально-коммуникативных, творческих способностей детей посредством развивающих игр.
Задачи:
Познавательные, обучающие:
создание у ребенка представления о школе;
поощрение позитивных форм активности (творчества, инициативы в решении задач, сдерживания негативных реакций и др.);
развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;
развитие творческой активности;
формирование кругозора.
Воспитательные:
формирование культуры общения, социальной активности;
развитие положительного отношения детей к себе и к другим людям в ходе организации взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.
Развивающие:
формирование познавательной деятельности;
развитие мотивационной сферы;
формирование навыков конструктивного взаимодействия с окружающими;
стабилизация эмоционально-волевой и личностной сферы;
развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
совершенствовать мелкую моторику;
развивать произвольность и саморегуляцию;
развивать связную речь детей.
Мотивационные:
1. Развивать желание творить, используя различные материалы и техники.
2. Создать для каждого ребенка условия развития творческих способностей, фантазии, развития внутренней свободы.
3. Поднимать через желание творить и достижение результата его самооценку.
4. Удовлетворять интерес каждого ребенка в самовыражении и личностном росте.
Социально-педагогические:
1. Формировать навыки общения, партнерства, умения слышать друг друга, умения уступать, считаться с мнением других,
2.Создавать атмосферу доброжелательности, заинтересованности, сотрудничества.
Коммуникативные:
Способствовать расширению поведенческого репертуара,
Становление творческого подхода в решении жизненных ситуаций на основе общения со взрослыми и сверстниками,
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие: развитие познавательных интересов, интеллектуального развития.
Социально – коммуникативное развитие: овладение коммуникативными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Включение детей в систему социальных отношений.
Речевое развитие: обогащение культурного словаря, развитие связной речи.
Художественно- эстетическое развитие: восприятие музыки, сказок, литературных произведений. Стимулирование сопереживания персонажам данных произведений.
Физическое развитие: Развитие мелкой моторики, овладение подвижными играми с правилами, становление произвольности движений.
Образовательные области реализуются в различных видах деятельности: общении, игре, познавательной деятельности.
Формы активности ребенка, используемых на занятиях:
- игры с правилами;
-коммуникативные игры;
- познавательные игры;
-восприятие литературных произведений;
-конструирование из различных материалов;
-изобразительная деятельность;
-музыкальная деятельность;
-двигательная деятельность.
1.6. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОТ УЖЕ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.
Данная программа нацелена не только на формирование всех видов готовности к школе. Главным содержанием видов деятельности в рамках данной программы выступает процесс формирования познавательной активности.
Разнообразие методов, форм и приемов обеспечивает у детей развитие : познавательных, мотивационных, социально- коммуникативных, эмоционально-волевых, творческих способностей детей, развивается речь, формируется позитивный «Образ – Я», вера в успех.
Отбор и компоновка содержания программы обусловлены стремлением автора представить материал системно. В основу систематизации материала положены и задачи развития личности: ее когнитивной, эмоциональной, нравственно-волевой сфер.
В основу реализации программы положен деятельностный подход в решении проблем развития личности.
1.7. ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
1.8. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 учебный год.
1.9. ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Проводятся мини - групповые занятия, индивидуальная работа.
Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями, 1 раза в неделю численностью 20-25 человек по 30 минут.
1.10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ
Ожидаемые результаты программы:
К концу реализации программы дети:
1.Регулярные разнообразные занятия в группе приучают ребят сосредоточенно работать в течение определенного времени.
2.Их деятельность становится более целенаправленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга, тем самым обеспечивается формирование психических функций.
3. По завершению занятий у детей сформированы умение оценивать себя и контролировать свои действия, навыки совместной деятельности, выполнение диагностических заданий не ниже среднего уровня.
4. Проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.
5. Сформировано положительное отношение к себе и к миру, уверены, общительны.
6. Способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять чувства, разрешать конфликтные ситуации.
7.Способны соблюдать правила и социальные нормы.
8. Свободно выражают свои мысли.
9. Произвольно управляют своими движениями.
10. Проявляют любознательность.
Способы проверки
Для оценки эффективности занятий по данной программе используются следующие психодиагностические методики:
Тесты психосоциальной зрелости: Гуткина Н.И. «Беседа по внутренней позиции школьника» ;
Экспресс-диагностика «Готовность к школе» Вархотова Е.Е. и др.
Дополнительные методики: «Четвертый лишний», «Разрезные картинки», «Общая осведомленность».
1.11. ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
Организация индивидуальных консультаций для родителей (ознакомление с результатами диагностики, динамикой развивающих занятий, разработка индивидуальных рекомендаций).
Выступление на родительских собраниях.
Индивидуальные рекомендации для воспитателей.
Листы (тетради) обучающихся.
Сравнительная диагностика учителя-логопеда.
2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
2.1. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
Для реализации программы необходимы:
1. Помещение для проведения занятий – кабинет учителя-логопеда.
2. Детская мебель в соответствии с САНПиН: столы для рисования, стулья, доска.
3. Материалы для изобразительной деятельности: бумага, краски (акварельные, гуашевые), цветные карандаши, восковые цветные мелки, фломастеры, пастель, пластилин.
4.Компьютер, дидактические материалы в виде видеофильмов, презентаций.
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ.
К работе по программе допускаются педагоги, имеющие педагогическое образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей, имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного возраста.
Педагог обязан знать основы детской дошкольной психологии, возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, владеть методами и приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной программе.
3.Учебный план
Модуль | Количество занятий |
в неделю | в месяц | в год |
Коммуникативная подготовка | 1 в две недели | 2 | 18 |
Познавательная подготовка | 1 в две недели | 2 | 18 |
3.1 Рабочая программа модуля «Коммуникативная подготовка»
Модуль имеет социальную направленность, позволяет детям подготовительной группы более эффективно подготовиться к школе. В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию социальных качеств: общения, установлению взаимопонимания, партнерства, взаимоответственности, формирование самооценки и взаимооценки. В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Занятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая проявляется в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого является несформированность навыков общения и взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый».
Реализация модуля способствует формированию у ребенка любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса.
№ п/п | Тема, название занятия | Задачи занятия | Содержание занятия | количество занятий |
| Тестирование | оценка успешности решения образовательных задач | | 2 |
1. | «Пора в школу» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; расширение запаса знаний о школе; развитие творческих способностей. Развитие мышления Развитие внимания Развитие памяти | Снежный ком Беседа о школе Мое имя Трутень и пчелы Физ.минутка 4-лишний Чего не стало? Каким я хочу быть? | 2 |
2. | «Цветочная карусель» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; развитие внимания и памяти; развитие учебной мотивации; развитие мышления; развитие произвольности | Приветствие Лесная школа: «мотивы Нос-пол-потолок «Сравни картинки» Корректурная проба Смысловой ряд. «Собери разрезную картинку» «Нарисуй свое настроение» | 2 |
3. | «Вини пух и математика» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; развитие у детей понимания того, что значит уважать себя; с помощью изотерапии поднятие самооценки ребенка; развитие уверенности в себе. | Приветствие Для чего ходят в школу Корректор Запомни и нарисуй «Четыре стихии» Продолжи ряд 4- лишний Звуковые прятки | 2 |
4. | «Осенняя сказка» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; снятие страха в развитии самоконтроля; развитие внимания, памяти, умения обобщать и классифицировать; развитие творческих способностей. | Приветствие Беседа «Мое настроение» Ритуал прощания «Мяч» «Урок чтения» «Подскажи незнайке» «Кто больше назовет диких и домашних животных» Загадки «Дракон кусает свой хвост» «4й лишний» «Не пропусти животного» Графический диктант | 2 |
5. | «Мой мир» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; объяснение детям, что каждый человек — личность, со своими достоинствами и недостатками; снятие страхов и неуверенности в поведении; развитие внимания. | Приветствие Беседа «Кто Я» Ритуал прощания «С кочки на кочку» «Урок математики» «Урок чтения» «Закончи предложение» «Какое слово задумано» «Кот и мыши» Графический диктант Нарисуй себя. Автопортрет д000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | 2 |
6. | «Умные волшебники» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; формирование представления о том, как стать умнее; развитие памяти, внимания, логического мышления; снятие страхов с помощью изотерапии. | | 2 |
7. | «Прогулка по реке творчества» | сплочение группы для дальнейшей деятельности; развитие внимания, памяти; снятие страхов; развитие фантазии и творческих способностей. | Приветствие «Творческие дела» Ритуал прощания «Мяч» «Выложи числовой ряд» «Назови соседей» Угадай по описанию «Времена года» «Не пропусти растение» «Графический диктант» «Чей голос?» «Что изменилось?» «Нарисуй заветное желание» | 2 |
| Тестирование | оценка успешности решения образовательных задач | | 2 |
| итого | | 18 занятий |
№ п/п | Наименование темы, название занятия | кол-во часов |
1 | «Пора в школу» | 2 |
2 | «Цветочная карусель» | 2 |
3 | «Вини пух и математика» | 2 |
4 | «Осенняя сказка» | 2 |
5 | «Мой мир» | 2 |
6 | «Умные волшебники» | 2 |
7 | «Прогулка по реке творчества» | 2 |
итого | 14 |
Рабочая программа модуля «Познавательная подготовка»
Модуль имеет педагогическую направленность, позволяет детям подготовительной группы более эффективно подготовиться к школе. В процессе занятий специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения в наиболее естественной для него форме игры. В конечном итоге данные результаты должны оказать влияние на формирование более высокого уровня мотивационной готовности детей к школьному обучению.
Занятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, которая проявляется в виде трудностей в усвоении и выполнении предъявляемых требований, низкой успеваемости, крайних формах недисциплинированности. Психологическими причинами этого является низкий уровень развития мелкой моторики, скоординированности системы «глаз-рука», следованию образцу в деятельности и поведении. А так же недостаточное развитие произвольной сферы (неумение слушать и точно выполнять задания взрослого, действовать в соответствии с правилом, развитие произвольного внимания, памяти). А также причины школьной дезадаптации могут корениться в несформированности дошкольных видов мышления, недостатках речевой сферы
Реализация модуля предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса познавательному развитию детей подготовительных к школе групп на общепедагогических и специфических принципах. Соблюдение данных принципов при реализации модуля обеспечивает сохранение и поддержку здоровья детей, их эмоциональное благополучие, личностное и интеллектуальное развитие. Интегрированность, разнообразие форм и методов, учет индивидуальных особенностей детей в освоении содержания программы способствует формированию у них любознательности, познавательной активности, коммуникативности. Эти свойства являются основой успешности дальнейшего обучения детей и важным показателем качества воспитательно-образовательного процесса.
1. | Тестирование | оценка успешности решения образовательных задач | |
2. | «Как выбирать друзей» | развитие интереса к совместной деятельности; расширение представлений о временах года; развитие внимания, памяти, мелкой моторики; развитие творческих способностей. | |
3. | «Парад ошибок» | развитие интереса к совместной деятельности; ознакомление детей с понятием, что такое задача; развитие внимания, памяти, логического мышления, мелкой моторики; развитие эмоционального мира ребенка. | Приветствие Беседа «Право на ошибку» Ритуал прощания «Урок математики» «Кот и мыши» Самостоятельная работа на листах «Добеги до осени, зимы, весны, лета» «Четвертый лишний» Графический диктант «Нарисуй свое настроение» |
4. | «Небылицы» | развитие интереса к совместной деятельности; снятие мышечного напряжения; развитие внимания, логического мышления; развитие мелкой моторики. | Приветствие Беседа «Вместе за руку» Ритуал прощания Расскажи и покажи свою задачу «Добеги до зимы, осени, весны, лета...» Самостоятельная работа на листах Графический диктант «У медведя в бору» Рисование по трафаретам |
5. | «Абра кадабра» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление знаний о временах года и месяца; развитие внимания, памяти, логического мышления; обучение ориентированию в пространстве. | Приветствие Беседа «Моя семья» Ритуал прощания «Добеги до зимы, весны, лета, осени...» «Мой веселый мяч» Загадки о животных Самостоятельная работа на листах Найти пару рукавичке «4-й лишний» Графический диктант |
6. | «Карусель, карусель» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, моторно-слуховой памяти, мелкой моторики; развитие самоконтроля, преодоление гиперактивности. | |
7. | «Чудесный мешочек» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; обучение ориентированию в пространстве. | |
8. | «Калейдоскоп» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; развитие произвольного внимания. | Приветствие Беседа «Моя страна» Ритуал прощания «Запомни свою позу» Самостоятельная работа на листах «Добеги до лета, осени, зимы, весны» «Игра с мячом» «По порядку - рассчитайтесь» Графический диктант |
9. | «Незнайка» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; обучение ориентированию в пространстве. | Приветствие Беседа «Мир профессий» Ритуал прощания «Цепочка слов» Угадай, к какому времени года относятся эти месяца Самостоятельная работа на листах Графический диктант «Скучно, скучно так сидеть» «Найди игрушку» |
10. | «Математическая почта» | развитие интереса к совместной деятельности; продолжение знакомства детей с решением задач; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; обучение ориентированию в пространстве. | Приветствие Беседа «Искусство» Ритуал прощания «Зеваки» Урок математики «Запомни движение» Самостоятельная работа на листах Графический диктант «Найди волшебный мешочек» |
11. | «Фея фантаста» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики | Приветствие Беседа «Школа» Ритуал прощания Урок математики (задачи в стихах) «По порядку — рассчитайтесь» «Кто за кем?» Самостоятельная работа на листах «Будь внимателен!» Графический диктант |
12. | «День смеха» | развитие интереса к совместной деятельности; продолжение знакомства детей с решением косвенных задач; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; обучение ориентированию в пространстве. | Приветствие Беседа «Школьные принадлежности» Ритуал прощания «Слушай и исполняй» Урок математики. Решение косвенных задач «Четыре стихии» Самостоятельная работа на листах Графический диктант «Хвост дракона» Найди чудесный мешочек |
13. | «Лавка головоломок» | развитие интереса к совместной деятельности; закрепление названий букв алфавита; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; развитие произвольности движений. | Приветствие Беседа «Общение. Дружба» Ритуал прощания Запомни свое место Урок математики. Решение косвенных задач «Передай мяч» Загадки «Маршировка» Самостоятельная работа на листах «Запрещенное движение» «Замри» Графический диктант |
14. | Клуб интересных встреч» | развитие интереса к совместной деятельности; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики; развитие произвольности движений. | Приветствие Беседа «Здоровье» Ритуал прощания Игра «Маршировка» «Время суток» Урок математики «Зал зеркал» «Назови фрукты, овощи и т. д.» Графический диктант. Не пропусти профессию Рисование |
15. | «Парк интеллектуалов» | побуждение интереса к совместной деятельности; развитие логического мышления, внимания, памяти, мелкой моторики. | Приветствие Беседа «Человек и природа» Ритуал прощания «Тень» Самостоятельная работа на листах «Время суток» «Лисонька» Графический диктант Найди чудесный мешочек «Нарисуй музыку» |
16. | «И снова сказка» | закрепление, полученных детьми знаний в общении; закрепление знаний по математике, по чтению; развитие эмоционального мира ребенка. | |
17. | «Майская игротека» | закрепление, полученных детьми знаний в общении; закрепление знаний по математике, по чтению; развитие эмоционального мира ребенка. | |
18 | Тестирование | оценка успешности решения образовательных задач | |
| итого | 18 |
№ п/п | Наименование темы, название занятия | кол-во часов |
8 | «Как выбирать друзей» | 1 |
9 | «Парад ошибок» | 1 |
10 | «Небылицы» | 1 |
11 | «Абракадабра» | 1 |
12 | «Карусель, карусель» | 1 |
13 | «Чудесный мешочек» | 1 |
14 | «Калейдоскоп» | 1 |
15 | «Незнайка» | 1 |
16 | «Математическая почта» | 1 |
17 | «Фея фантаста» | 1 |
18 | «День смеха» | 1 |
19 | «Лавка головоломок» | 1 |
20 | Клуб интересных встреч» | 1 |
21 | «Парк интеллектуалов» | 1 |
22 | «И снова сказка» | 1 |
23 | «Майская игротека» | 1 |
итого | 16 |
Список литературы
Астапов В.М. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.
Барташникова И.А., Барташников А.А. Учись играя. — Харьков: Фолио, 1997.
Береславский Л.Я. Интеллектуальная мастерская. — М.: Линка-Пресс, 2000.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Играем в слова. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Я готовлюсь к школе. - Ярославль: Академия развития, 2000.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? — СПб.: Дельта, 1998.
Лебединская С. Актуальные проблемы диагностики и задержки психического развития детей. — М.: Педагогика, 1982.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. — М.: Новая школа, 1995.
Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей. — Ярославль: Академия развития, 1997.
Узорова О., Нефёдова Е. 1000 упражнений для подготовки к школе. — М.: Астрель, 2006.
Урунтаева ГА., Афонъкина ЮА. Помоги принцу найти золушку. — М.: Просвещение, 1994.
Цвинтарный В.В. Пальчиковая гимнастика. — СПб: Хардфорд, 1996.