ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №4»
С
оциально-психологический практикум
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Бучельникова Людмила Васильевна
2021-2022 уч.год
Аннотация
Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации», — пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания
Поэтому сегодня мы поговорим о конфликтах и конфликных ситуациях.
Ключевые слова: взаимоотношения, конфликт, конфликтная ситуация,
причины конфликтов, предупреждение конфликта, выход из конфликта.
Цель: формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения с окружающими людьми.
Задачи:
• познакомить детей с понятиями “конфликт” и “конфликтная ситуация”, со способами предупреждения конфликтов;
• рассмотреть природу конфликта, определить его положительные и отрицательные стороны;
• познакомить воспитанников с методами выхода из конфликтной ситуации;
• вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его без нанесения ущерба другим, себе и обществу;
• побуждать детей к сотрудничеству, взаимопониманию;
• развивать умения нравственного самопознания, самоанализа и самооценки.
I.Вступление. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания.
Поэтому сегодня мы поговорим о конфликтах и конфликных ситуациях.
1. Часто ли у вас вспыхивают ссоры, возникают конфликтные ситуации в отношениях с товарищами, учителями, родителями? В чем вы видите их причину?
2. Была ли у вас ссора за последнее время? Кто виноват в этом? Как и кем он был разрешен?
3.Завершите фразу словами, которые считаете наиболее подходящими в данном случае: «Я стараюсь не портить отношения с тем, кто …»
Старая узбекская пословица гласит: «Достаточно услышать, как человек спорит, чтобы определить все его достоинства и недостатки».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Жизнь постоянно ставит перед нами проблемы, вынуждая делать выбор, активно отстаивать свою точку зрения, свои убеждения или идти на компромисс, отступать от них.
В споре обнаруживается интеллектуальность человека, его вежливость, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к людям.
4..Как вы понимаете эпиграф: Те, кто не может варить суп, заваривают кашу.
В. Домиль.
Обсуждение эпиграфа.
Вопросы дня беседы:
• Какое отношение имеет данное высказывание к теме нашего занятия?
• в чём заключается смысл этого высказывания?
• приходилось ли вам “заваривать кашу?
• делали ли вы что-то такое, что потом еле-еле распутывали?
• приходилось ли вам привлекать к разрешению конфликтной ситуации взрослых?
• попадали ли вы в трудное положение, из которого не могли найти выхода?
• была ли ситуация, когда “заваривали кашу” вы, а исправлять пришлось другим?
ВЫВОД:
– те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации;
– кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других;
– если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.
II. Введение в тему.
6.Что такое конфликт?
Воспитанникам предлагается на листочках написать слова, с которыми ассоциируется у них данное понятие. Затем все листочки крепятся на доску и вместе с педагогом проходит обсуждение.
ВОЗМОЖНЫЕ ОТВЕТЫ:
– Ссора, драка, размолвка, недопонимание, нежелание понять, отстаивание своего права, разногласие, страх, враждебность, ненависть, столкновение, противоречие, агрессия, проблема, нападение, трудность, недружелюбие, сложная ситуация.
III. Основная часть.
1) Знакомство с понятиями «конфликт», «конфликтная ситуация».
Конфликт - это спор, ссора, скандал, столкновение, противоречие, которые порождают враждебность, страх, ненависть между людьми.
Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.
У нас в классе тоже иногда возникают конфликтные ситуации. Давайте вспомним, что послужило причиной той или иной ссоры. Для этого я предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске - “У меня причиной конфликта было то, что….”. (Дети называют свои предложения)
Как мы видим, для возникновения конфликта необходимы участники спора, предмет спора и мотивы, подталкивающие, людей, к спору.
Конфликты возникали по самым разным поводам, но причины у всех схожие. Давайте же выясним, какие же бывают причины конфликтов?
Упражнение «Рисунок вдвоем»
Подростки делятся на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя. Необходимо взять один карандаш вдвоем, и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Обсуждение:
- Почему нарисовали именно это?
- Кто что нарисовал?
- Как вам рисовалось?
Выясняется, что люди вели себя в этой ситуации по-разному. Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт), можно вести себя совершенно по-разному, в зависимости от выбранного стиля поведения.
2) Виды конфликтов.
1. Внутренний конфликт или внутриличностный.
Его можно назвать – холодная напряжённость (внутренний конфликт). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
2. Межличностный конфликт.
Суть. Популярная причина таких стычек — борьба за статус в группе. В конфликтах между подростками часто фигурирует жестокость, психология толпы, высмеивание или оскорбление других в попытке добиться чего-либо.
Ребёнок может занимать как «доминантную» позицию в конфликте (например, быть буллером), так и являться жертвой. Иногда в конфликт подростков в школе вступают сильные личности с лидерскими качествами, и каждая из них конкурирует за положение в коллективе.
Как решить. Психологи не рекомендуют родителям слишком часто вмешиваться в подростковые конфликты. Так дети учатся отстаивать интересы, заявлять о себе, взаимодействовать с коллективом, формировать взгляды и понимать свои личные границы.
Но если вы понимаете, что ситуация заходит слишком далеко — например, ребёнок становится объектом травли, — необходимо вмешаться. В первую очередь предложите ребёнку выговориться и дайте понять, что защитите его. Если понадобится — организуйте беседу с учителем.
Каждый из нас – индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт.
Другой и очень распространенный – неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: “Вот, нахал, даже не извинился!” Теперь уже тот вынужден нападать: “Смотреть надо!” В результате можно дойти и до драки.
Есть и третья разновидность – избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
3. Межгрупповой конфликт.
4. Политический конфликт.
5.Самым сложным является, так называемый неуправляемый конфликт.
Поссорившись, люди могут не общаться длительное время, долгие годы, могут затаить обиду и вынашивать планы мести.
3.Причины конфликтов:
• несовпадение целей и желаний;
• неуважение к другим людям;
• неумение общаться;
• разница чувств и состояний;
• незнания правил и норм поведения, законов.
А) Конкуренция
-борьба за статус в группе
-внимание особы противоположного пола
-расположение учителей или руководителей секций
-за статус в компании
Б) Подросток сознательно противопоставляет себя сверстникам
-подросток относит себя к какой-либо субкультуре – готы, эмо, панки, роллеры
-значительное расхождение интересов
-выраженная религиозность
В) Подросток становится объектом травли
-Принадлежность к другой расе
-Особенности внешности – рыжие волосы, лопоухость
-Особенности развития – низкий или высокий рост, худоба, полнота, раннее половое созревание у девочек
-Необычные увлечения – игра на старинных музыкальных инструментах
-Семейная ситуация – неполная семья, усыновленный ребенок
-Социальное положение – дети из малообеспеченных семей
-Отставание или отличные успехи в учебе
Г) Влюбленность и общение между полами
-Конкуренция за внимание особы противоположного пола
-Ревность
-Безответная любовь
-Разрыв отношений
-Протест родителей против избранника
4.Ответьте мне на вопрос: «Вредны ли конфликты или в них есть какие то полезные стороны?»
В чём же вред конфликтов? Во-первых, от конфликта страдает достоинство человека. Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук. В-третьих, страдает физическое здоровье – поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями
Хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные, так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.
5.Почему люди кричат
(Философская притча)
Как-то во время занятий Учитель задал вопрос своим ученикам:
- Кто из вас может ответить, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения?
- Наверное, потому, — ответил один из учеников, — что теряют спокойствие.
- Но почему нужно именно кричать? Ведь человек находится рядом с тобой. Расстояние между вами невелико. Разве нельзя говорить тихо? Почему человек кричит, если сердится?
Ученики предлагали разные ответы, ни один из которых не устроил Учителя.
Психолог: На ваш взгляд, почему люди кричат, когда конфликтуют, ссорятся и выясняют отношения? (ответы педагогов). А теперь послушайте, что же ответил Учитель.
Поняв, что он не дождется нужного ответа, Учитель объяснил:
- Когда люди ссорятся, они не слышат друг друга, они не понимают друг друга, и тогда их сердца отдаляются. Для того, чтобы преодолеть это расстояние, им приходится кричать, чтобы услышать друг друга. И чем сильнее непонимание, чем сильнее конфликт между людьми, тем больше расстояние и тем громче они кричат.
- А вы обращали внимание на то, как говорят влюбленные? Два влюбленных человека не кричат, а наоборот, чаще всего говорят очень тихо. Это потому, что расстояние между их сердцами очень маленькое. И чем сильнее любовь, тем больше она их сближает, тем лучше люди понимают друг друга. Может наступить момент, когда им даже перешептывание становится не нужно, так как они понимают друг друга без слов.
- Поэтому, — продолжил Учитель, — когда спорите, не кричите, не произносите слов, которые могут отдалить вас друг от друга. Обидные слова, сказанные в гневе, увеличивают расстояние между вашими сердцами. Ведь шаг за шагом… и может наступить день, когда расстояние между вами станет так велико, что обратного пути уже не будет.
6) Способы предупреждения конфликтов.
Как болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространенных.
Первый способ предупреждения конфликта – это мягкое противостояние. Мягкое противостояние – это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется “конструктивное предложение”. Это попытка найти компромисс, то есть выход, который бы смог устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации
МЯГКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ
Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте намекнуть ему на это.
КОНСТУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
У вас очень хорошо получилось мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Мягкое противостояние и конструктивное предложение – это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство
7.Правила предупреждения конфликтов.
-Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
-Чаще улыбайтесь;
-Во всем надо знать меру;
-Сказать правду тоже надо уметь, будьте независимы, но не самонадеянны;
-Не переоценивайте свои поступки и возможности;
-Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликте;
-Не превращайте настойчивость в назойливость;
-Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются;
-Будьте справедливы и терпимы к людям;
-Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.
8.Методы выхода из конфликта:
2. найти в себе силы и уклониться от спора или прервать конфликтную ситуацию, выйти из конфликта первым;
3. найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте;
4. найти компромисс спорного вопроса;
5. подчиниться, принять правила или точку зрения противника;
6. понять другого и конфликт мягко перевести в переговоры.
9.Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
10.Слайд. «Когда между подростками происходят конфликты с применением физической силы, могут возникнуть тяжелые последствия для виновных.
В Уголовном кодексе есть "особенная часть", в которую входят разделы "Преступления против личности" и "Преступления против жизни и здоровья"».
Статья 105. Убийство
Статья 110. Доведение до самоубийства
Статья 111. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью
Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью
Статья 175. Умышленное причинение легкого вреда здоровью
Статья 116. Побои
Статья 117. Истязание
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Статья 130. Оскорбление
Статья 113. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта
Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление
Закончить информационно-правовую часть можно следующим образом:
«Как мы увидели, безобидная, на ваш взгляд, драка при конфликтной ситуации может привести к печальным последствиям и отравить жизнь вам и вашим близким надолго, даже в том случае, если вы защищали себя. Наверное, лучше разрешать конфликты без применения физической силы».
11.Мозговой штурм «Как можно погасить собственную агрессию»
Обобщить способы, например:
- побить подушку,
- порвать или помять газету,
- нарисовать свою злость в виде какого-нибудь чудовища и заштриховать его или порвать,
- а иногда просто посчитать до 10.
12)Памятка для подростков (выдает воспитатель).
1.Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
2.Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа. Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
3.Критикуя, чаще улыбайтесь.
4.Будьте справедливы и терпимы к людям.
5.Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
6.Умейте вовремя остановиться!
-Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)
12)Стих
Мы миримся, мы ссоримся, по-разному бывает.
Конфликты зарождаются и движутся по кругу.
То что-то непонятно нам, то нас не понимают.
Как важно и полезно - просто выслушать друга друга.
Давайте будем попросту учиться говорить.
Среди задач и теорем мы учимся общаться.
Попробуйте быть вежливы, попробуйте дружить!
Тогда обидные слова не будут повторяться.
Конечно же, сегодняшняя беседа прошла не зря, и вы поняли, что избежать конфликтов может каждый. Хочу закончить нашу встречу словами В. Берестова. “Гляжу свысока на обиду, теряю обиду из виду”.
IV. Итоговый вывод:
Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации», — пишет социолог В.А. Ядов. Конфликты неизбежны, даже если взаимоотношения с другими людьми строятся на мире и гармонии. Для того чтобы ткань общественной жизни не рвалась из-за конфликтов, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы, каждый здравомыслящий человек должен обладать умением определять момент зарождения конфликта, эффективно улаживать споры и разногласия. Для разрешения конфликта важно уметь гибко пользоваться различными подходами, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможность поступать и мыслить по-новому. Конфликт можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения. Конфликты могут быть использованы в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит узнать больше о самом себе, о вовлеченных в конфликт людях или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и избежать конфликта
Сегодня мы с вами узнали, что такое конфликт и откуда он берется. Любой конфликт – это маленькая война, которая может идти продолжительное время. А любая война только разрушает. Поэтому наша задача – не провоцировать конфликт и уж тем более не «подогревать» его и «не подливать масла в огонь». Но если уж конфликт вспыхнул, надо искать выход из него, ведь после преодоления конфликта человек становится мудрее. Хочу завершить нашу встречу двумя афоризмами. Это китайские пословицы: «Причина любой войны – в незнании ее результатов». И вторая: «Лучший способ выиграть войну – это избежать ее». Давайте чаще вспоминать эти мудрые слова
Список литературы:
1) Аминникова Н.С. Психологические особенности учащихся 9 класса, URL: http://www.studfiles.ru/preview/5751073/page:10/
2) Андреева Г.М. Социальная психология - Аспект Пресс, Воронеж, 2003.
3) Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - СПб: Питер, 2008.
4) Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе/ Общение как педагогическая проблема. - М.: Изд-во АПН СССР, 1974.
5) Березин С.В., Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов «Вестник СамГУ», Самара, 1996
6) Гришина Н.В. - Психология межличностного конфликта: СПб, 1995.
7) Кон И.С. Психология ранней юности - М., Изд-во Просвещение, 1989.
8) Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики - М., учебное пособие, 2004.
9) Куницына В. Межличностное общение - Питер, Учебник для вузов, 2001.
10) Лисецкий К.С. Психология межличностного конфликта в старшем школьном возрасте. - Самара, 1996
11) Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1994.