СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-значимый проект "Мой школьный портфель"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

здоровьесберегающие технологии. работа посвящена формированию здорового образа жизни учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Социально-значимый проект "Мой школьный портфель"»


Социально – значимый проект


«Мой школьный портфель»



Работу выполнили ученики 5класса

Усачев Тимофей

Шипин Андрей


Руководитель

Чепурная В.Ф.

учитель математики




Волшебная сумка этот портфель,

Ведет себя странно порой, ты поверь!

Тайны его я хочу разгадать,

О нём я сегодня хочу рассказать.

Перед началом каждого учебного года дети с родителями отправляются в магазин выбирать школьный портфель. Это радостное, волнительное событие. Школьника невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить ученика из толпы. Портфели, рюкзаки необходимы ребятам, чтобы носить все нужное в школу. Портфель для школьника нужно подбирать внимательно, ведь каждый день ученик будет носить в нем дневник, тетради и учебники, а столь тяжелый вес может нанести значительный вред осанке ребенка.

Современные ученики все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами... А примерка первоклашкой портфеля достойна сцены из комедии - когда ребенок, надевая на спину рюкзак, в буквальном смысле оказывается поверженным тяжелой ношей и падает на спину. И это сказано без преувеличения.

В 2003 году Госсанэпиднадзор России установил нормы – как должен выглядеть и сколько должен весить школьный учебник. Как это обычно бывает, нововведения не устроили ни одну из заинтересованных сторон. Авторы учебников жалуются на то, что им приходится снова и снова сокращать текст, превращая учебник в справочник. Родители же считают, что школьные ранцы легче не становятся, и продолжают сами носить портфели своих детей.

Как стало известно по результатам исследований большинство учеников ходят в школу с слишком тяжёлыми портфелями. Это может плохо сказаться на их здоровье.

Проблема

В образовании существует такое понятие как школьные риски. Среди них выделяются следующие:

* нагрузки не соответствуют возрасту учащихся, т.к. учебный процесс становится все интенсивнее год от года;

* ослабленное здоровье у детей;

* ученический портфель часто бывает перегружен, что ведёт к ухудшению здоровья учащихся.

Условно предмет для ношения школьных принадлежностей мы обозначим как школьный портфель, так как имеются разновидности этого школьного элемента для ученика. Школьный портфель может быть портфелем непосредственно, ранцем и рюкзаком. Портфель (ранец, рюкзак) вместе с его содержимым относится к школьным рискам. Причины следующие:

* портфель рассматривается как предмет ношения школьных вещей, который должен соответствовать гигиеническим требованиям;

* вес школьного портфеля должен соответствовать весу ученика.

Цель исследования: узнать, сколько должен весить портфель и как влияет тяжёлый портфель на здоровье ученика.

Объектом исследования явились учащиеся 5-го класса и их портфели.

Задачи:

  • изучить историю возникновения портфеля;

  • выяснить влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника;

  • определить вес портфеля ученика 5 класса;

  • предложить свои способы решения проблемы.

Методы исследования: анкетирование; сравнение; наблюдение; измерение.

Место проведения: школа

ИССЛЕДОВАНИЕ

1.История возникновения портфеля (сообщение Иванова Кирилла)

Портфель (или ранец) для многих детей второй половины 20 века был показателем взрослости и самостоятельности. Первое время ученик относился к портфелю бережно, с гордостью пронося его мимо малышей, но вскоре предмет зависти превращался в обычную сумку для переноски тяжестей.

2.Влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника (сообщение Крутова Виктора)

Сегодня по статистике если какое-то количество детей приходит в школу здоровыми, то к 11 классу таковых практически нет. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за тяжёлого веса портфеля. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 15-20.

3.Гигиенические требования к школьному портфелю

Каждый школьник идет в школу с портфелем, ранцем или же рюкзаком. Нужно взять учебники, тетради, дневник и различную мелочевку (ручки, фломастеры, пластилин, контурные карты), включая вкусное яблоко. Портфель должен вмещать в себя все принадлежности, которые необходимы школьнику для учебы. Зачастую туда школьники кладут не только книги и тетради, а и сменную обувь, и спортивную форму. Как же детские хрупкие плечи все это выдержат? И сколько можно положить в этот портфель?

Оказывается, существуют Санитарные правила и нормы в отношении веса учебников и портфелей. Они называются СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10

Так вес пустого портфеля для обучающихся начальных и средних классов должен быть не более 400 - 700 граммов, для обучающихся старших классов - не более 1000 граммов.

Вес портфеля с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями должен составлять для учащихся:

первых – вторых классов – 1,5 кг

третьих - четвёртых классов – 2,5 кг

пятых - шестых классов – 3 кг

седьмых - восьмых классов – 3,5 кг

девятых - одиннадцатых классов – 4 кг

Что ещё немаловажно: вес школьного портфеля не должен превышать десяти процентов от веса ученика.

Вместе с тем, в соответствии с требованиями СанПиН допустимый вес одного учебника не должен быть более:

300 г для 1 - 4 классов;

400 г для 5 - 6 классов;

500 г для 7 - 9 классов;

600 г для 10 - 11 классов.

Чтобы у детей не было проблем со здоровьем, нужно не перегружать их физическими нагрузками.

Определение веса портфеля учащихся 5-ых классов.

Насколько же вес наших портфелей соответствует гигиеническим нормам?

Вес портфеля.

Мы взвешивали портфели учащихся нашего класса в разные учебные дни в полном и пустом виде. Взвесили каждого ученика. Рассчитали, сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля, и получили следующие результаты: всего было исследовано 4 ученика из них:

  • у двух человек вес портфеля не превышает допустимые нормы;

  • у двух – наблюдается незначительное превышение норм в среднем на 1 - 2%, это из-за того, что вес пустого портфеля у этих учеников больше чем положено.

Таблица расчётов веса портфелей.

п/п

Фамилия, имя

Вес ученика


Вес правильного портфеля, г

Вес пустого портфеля (г.)

Вес полного портфеля (г.)

Сколько процентов от веса ученика составляет вес его полного портфеля

Вывод

1.

Усачев Тимофей

26 кг.

2600

550

2750

11

тяжелый

2.

Чеверда Саша

38 кг.

3800

600

3500

9

норма

3.

Крюкова Ксения

33 кг.

3300

400

2750

8

норма

4.

Шипин Андрей

30 кг.

3000

450

3500

12

тяжелый


4.2. Удобство или качество?

На вопрос: «Что лучше носить ранец или сумку на ремне?», любой детский врач ответит: «Конечно для пятиклассников - ранец (или рюкзак), так как нагрузка по спине распределяется равномерно, руки свободны».

Что же предпочитают наши ровесники? Мы ответили на вопросы анкеты.

АНКЕТА

«Предпочтения пятиклассников»

  1. Какой формы портфель вы предпочитаете (ранец, сумка, рюкзак)?

  2. Кто выбирает для вас портфель (родители или сам)?

  3. Выбираете портфель, изготовленный у нас в России или в другой стране (импортный)?

  4. По каким признакам выбираете портфель (цвет, цена, удобство, качество)?

  5. Знаете ли вы как правильно нужно выбирать портфель?

Результаты опроса таковы:

- в первом вопросе 2 чел. - ранец, 1 – сумку на ремне и

1 – рюкзак;

- на второй вопрос 1 чел. - родители, 3 – вместе с родителями;

- на третий вопрос 2 чел. - портфели российского производства и 2 - китайского;

- отвечая на четвёртый вопрос 2 чел. - по цвету, 1 - важна цена, 1 выбирает удобство , 0 - обращает внимание на качество;

- в последнем вопросе все 4 не знают, как правильно выбрать портфель.

Из опроса видно, что выбирая портфель, многие школьники не думают об удобстве, мало кто задумывается о качестве, и никто не знает, как правильно выбрать портфель.

5. Способы решения проблемы (сообщение Костылевой Анастасии)

5.1. Выбираем портфель грамотно

Школьный портфель это первая вещь, с которой сталкивается ребенок по дороге за знаниями, поэтому очень важно не омрачить первые впечатления о школе некрасивым и некачественным школьным ранцем.

Прежде чем купить ребенку школьную сумку, ознакомьтесь с прописанными в законе гигиеническими «Требованиями к школьным портфелям» :

  • Вес пустого портфеля не должен превышать 700 г.

  • Конструкция портфеля должна обеспечивать устойчивую его форму.

  • Спинка портфеля должна быть полужесткой и сохранять свою форму.

  • Предпочтение следует отдавать ранцам, спинки которых имеют специальные массажные профили.

  • Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400-450 мм должна быть не менее 35-40 мм; материал, из которого изготовлены

плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки.

  • Высота передней стенки ранца должна составлять 220-260 мм.

  • Ширина ранца не должна превышать 60-100 мм., то есть ширина портфеля не должна быть больше, чем ширина плеч ребёнка.

  • Длина ранца не должна превышать 300-360 мм., то есть верх его не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер.

  • Выбирайте портфель, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

  • Чтобы рюкзачок или ранец не линял в будущем (чем часто грешит китайская продукция), возьмите мокрый платочек и проведите по поверхности ранца. Если платочек остался чистым, значит, краска, скорее всего, будет долговечна.

  • Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность. Требования к цвету связаны не только и не столько с эстетикой, сколько с рекомендациями сотрудников ГИБДД. Яркий ранец сигналит окружающим, что к его владельцу нужно быть внимательным, особенно — если он переходит дорогу. По этой же причине стражи дорожного движения рекомендуют родителям одевать детей в яркую одежду.

5.2.Правила сохранения здоровья

Если портфель куплен правильно, то в учебное время необходимо каждый день контролировать его вес. Для этого:

        • не носить лишнего в портфеле;

  • проверять портфель ежедневно и не забывать вытащить из него ненужные учебники;

  • организовать для учащихся хранение спортивной обуви, принадлежностей для уроков труда, изобразительного искусства в помещении школы;

  • найти возможность (хотя бы в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один – в школе, один – дома).

  • выполнять физические упражнения по укреплению мышц туловища и формированию правильной осанки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные нами исследования показали, что портфель школьника - это самая важная и необходимая вещь, так как именно в школьном портфеле находятся самые необходимые школьнику вещи и принадлежности. Портфель школьника должен быть удобным и практичным в носке, достаточно плотным, чтобы не терять свою форму, и главное не тяжёлым, потому, что именно от веса портфеля зависит здоровье ученика.

Согласно санитарным правилам, вес портфеля не должен превышать установленные нормы, в противном случае это грозит формированием неправильной осанки, сколиозом. У ученика станет болеть не только спина, но и голова, он станет жаловаться на усталость, головокружение.

Вывод: в результате проведённого исследования установлено, что вес портфеля, превышающий нормы, даёт нагрузку на неокрепший позвоночник школьника и это чревато неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Необходимо помнить, что существуют санитарные правила и нормы к весу портфеля, которых нужно придерживаться при его выборе и ношении. Необходимо помнить, что здоровье нужно беречь смолоду!


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Правда о школьном портфеле. // www.zdorovie.ru (15.10.2010 г.)

  2. СанПиН 2.4.7/1.1.2651-10 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующим с кожей человека» // www.mnogozakonov.ru (08.12.2010 г.)

  3. М.И. Степанова «Школьные ранцы и здоровье детей»: Вестник образования № 17, 2004 – С. 21







10