СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Социологическая теория Эмиля Дюркгейма"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация включает в себя биографию Дюркгейма, его деятельность, характеристику его социологической теории и т.д.

Просмотр содержимого документа
«"Социологическая теория Эмиля Дюркгейма"»

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917)

Эмиль Дюркгейм (1858- 1917)

Эмиль Дюркгейм –  крупнейший французский социолог классического периода развития социологии .

Эмиль Дюркгейм

крупнейший французский социолог классического периода развития социологии .

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии -

Эмиль Дюркгейм (1858-1917) - один из общепризнанных создателей социологии как науки. В истории социологии он представлял новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что Дюркгейм практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии - "социальную сферу" .

Основные идеи и методы социологии  Э. Дюркгейма Значение в формировании социологических идей Дюркгейма, имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье , в частности, его рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам.

Основные идеи и методы социологии Э. Дюркгейма

Значение в формировании социологических идей Дюркгейма, имели взгляды французского неокантианца, «неокритициста» Ш. Ренувье , в частности, его рационализм, обоснование ведущей роли морали в человеческом существовании и необходимости ее научного исследования, стремление объединить принцип свободы и достоинства индивида с представлением о его долге и зависимости по отношению к другим индивидам.

Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции.  В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук.  В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордосского университета.  Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

Эмиль Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с состоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордосского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др .   В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.

Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др .

В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.

 Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях.  Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.  Дюркгейм - противник революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях.

Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.

Дюркгейм - противник революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности - вывести французское общество из тяжелого кризиса,   в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.

Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности - вывести французское общество из тяжелого кризиса,

в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под удар общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под удар общий оптимистический настрой социологии Дюркгейма.

Эмиль Дюркгейм, как социолог, дистанцировался от психологических и психопатологических объяснений суицидов, которые в то время считались их основной причиной, и изучал связь частоты самоубийств с различными социальными характеристиками, которые можно обработать статистически (пол, возраст, социальный класс и т.д.)

Эмиль Дюркгейм, как социолог, дистанцировался от психологических и психопатологических объяснений суицидов, которые в то время считались их основной причиной, и изучал связь частоты самоубийств с различными социальными характеристиками, которые можно обработать статистически (пол, возраст, социальный класс и т.д.)

Социологическая теория  Состояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу. Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности.  Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств.  «Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству» .

Социологическая теория

  • Состояла из собранных им статистических данных, которые были положены в ее основу.
  • Согласно этой теории, высокая частота самоубийств в обществе является показателем ослабленного чувства солидарности.
  • Исходя из статистических данных по самоубийствам, Э. Дюркгейм называл основной причиной ослабления социальной солидарности аномию (греч. a-nomi -отсутствие закона, нормы), то есть безнормие. В состоянии аномии ослаблены связи, объединяющие людей, в результате чего люди становятся менее устойчивы к жизненным изменениям и проблемам, что ведет к увеличению частоты самоубийств.

«Каждое общество, считал Э.Дюркгейм, в известный исторический момент имеет определенную склонность к самоубийству» .

Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше  (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых;  среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар;  среди католиков, чем среди протестантов;  среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д.  Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия.

Дюркгейм статистически обосновал, что аномия меньше (а следовательно, и меньше самоубийств) среди женатых, чем среди неженатых; среди женатых пар с детьми, чем среди бездетных пар; среди католиков, чем среди протестантов; среди людей из малых общин, чем среди людей из больших городов и т.д. Он считал, что укрепляющими общество факторами являются брак, семья и религия.

Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств:  Эгоистическое самоубийство  Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл . Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.

Э. Дюркгейм выделил три социальных типа самоубийств:

  • Эгоистическое самоубийство Суицидальное поведение в этом случае объясняется тем, что ослабевают или разрываются узы, соединяющие человека с обществом, семьей, друзьями, результатом чего становится крайний индивидуализм. В силу того, что человеческая деятельность по своей природе коллективна и ментальные процессы социально детерминированы, такой разрыв социальных связей драматичен для личности. Человек лишается жизненной цели и настоящей точки приложения для своей энергии. Жизнь теряет смысл . Этот вид самоубийств наиболее распространен среди творческих людей, для которых характерен обостренный индивидуализм.

Альтруистическое самоубийство  Суицидальное поведение в этом случае наоборот объясняется недостаточно развитой индивидуальностью.  Авторитет общества или группы людей является столь непререкаемым, что человек теряет свою идентичность и безоговорочно подчиняется общественному мнению. Дюркгейм считает альтруистический суицид приметой «обществ низшего порядка». К этой категории он относит ритуал самоубийства стариков в примитивных обществах, массовые самоубийства в тоталитарных религиозных сектах, самосожжение жен после смерти мужей (сати).
  • Альтруистическое самоубийство Суицидальное поведение в этом случае наоборот объясняется недостаточно развитой индивидуальностью.
  • Авторитет общества или группы людей является столь непререкаемым, что человек теряет свою идентичность и безоговорочно подчиняется общественному мнению.
  • Дюркгейм считает альтруистический суицид приметой «обществ низшего порядка». К этой категории он относит ритуал самоубийства стариков в примитивных обществах, массовые самоубийства в тоталитарных религиозных сектах, самосожжение жен после смерти мужей (сати).

Аномическое самоубийство  В этом случае причиной суицидального поведения является потеря годами декларируемых идеалов, духовных ценностей, состояние безнормия и безверия , массовое изменение установившейся социальной иерархии, экзистенциальный вакуум. Такие самоубийства часты в период революционных преобразований общества. Э. Дюркгейм считал самоубийство одной из форм девиантного поведения и относил его к разряду социальной патологии (наряду с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и проституцией). Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.
  • Аномическое самоубийство В этом случае причиной суицидального поведения является потеря годами декларируемых идеалов, духовных ценностей, состояние безнормия и безверия , массовое изменение установившейся социальной иерархии, экзистенциальный вакуум. Такие самоубийства часты в период революционных преобразований общества.

Э. Дюркгейм считал самоубийство одной из форм девиантного поведения и относил его к разряду социальной патологии (наряду с наркоманией, алкоголизмом, преступностью и проституцией). Этой точки зрения придерживаются и современные социологи.

В разные времена живут разные сообщества (племена, города, профессиональные и возрастные группы, классы), разные организации обеспечивают специфические временные рамки для своих членов, а каждому типу человеческой деятельности (политической, экономической, религиозной) отвечает собственная временная матрица.   Эмиль Дюркгейм «О разделении общественного труда»      

В разные времена живут разные сообщества (племена, города, профессиональные и возрастные группы, классы), разные организации обеспечивают специфические временные рамки для своих членов, а каждому типу человеческой деятельности (политической, экономической, религиозной) отвечает собственная временная матрица.

 

Эмиль Дюркгейм «О разделении общественного труда»

 

 

 

Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное сознание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно уменьшается в объеме, его интенсивность и степень определенности также уменьшаются, по содержанию оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида.

Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества.  Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.

Причиной разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий интенсивность социальной жизни, возрастание «физической плотности», «объема» общества.

Все, что неразрывно связано с увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального взаимодействия, непреодолимо ведет к разделению труда. Нормальное состояние общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться развитым экономическим планированием и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.

Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов.  Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями.  Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.

Наряду с нормальным состоянием общества Дюркгейм выделял «ненормальные формы» разделения труда. Одной из форм таких ненормальных состояний является такое состояние общества, при котором отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов.

Дюркгейм искал объяснения этого состояния в неразработанности правил, регулирующих отношения между социальными функциями.

Наличие нерегулируемой конкуренции, классовых конфликтов, рутинности труда и деградации рабочей силы он определял как болезни слишком быстрого роста производства и разделения труда, как побочные продукты естественной эволюции.

Дюркгейм разработал новый социологический подход: Общество – это социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов Сущность «социологизма» Дюркгейма: Социальная реальность – первична, автономна, специфична Индивиды – вторичны, подчинены социальной реальности.

Дюркгейм разработал новый социологический подход:

Общество – это социальная реальность, складывающаяся из совокупности социальных фактов

Сущность «социологизма» Дюркгейма:

Социальная реальность – первична, автономна, специфична

Индивиды – вторичны, подчинены социальной реальности.

Основное понятие социологии Дюркгейма – социальная солидарность:  взаимодействие индивидуальных сознаний. То, что сплачивает индивидов в единое целое. Органическая солидарность: в развитых («организованных») обществах, основывается на различие индивидов и выполняемых ими функций  Механическая солидарность:  в ранних обществах, основывается на сходстве индивидов, одинаковости исполняемых ими социальных функций

Основное понятие социологии Дюркгейма – социальная солидарность:

взаимодействие индивидуальных сознаний.

То, что

сплачивает индивидов в единое целое.

Органическая солидарность:

в развитых («организованных») обществах, основывается на различие индивидов и выполняемых ими функций

Механическая солидарность:

в ранних обществах, основывается на сходстве индивидов,

одинаковости исполняемых ими социальных функций

Основные работы:  «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Метод социологии», «Самоубийство» и др.

Основные работы:

«О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Метод социологии»,

«Самоубийство» и др.

Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.