СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социология фото исследователей с описанием

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Социология фото исследователей с описанием»

СОЦИОЛОГИЯ

Название «социология» введено французским философом Огюстом Контом (1798—1857) в работе

«Курс позитивной философии». Считал, что социология должна изучать общество, исходя из объективных законов, как это делают естественные науки.





СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, СТРАТИФИКАЦИЯ

Понятие «социальное действие» и «социальное взаимодействие» ввел в науку немецкий философ Макс Вебер

(1864—1920).

Выделил признаки социального действия:

1.Всегда совершаются осознанно и имеет субъективный смысл.

2.Характеризуется ориентацией человека на других, ожиданием определенной реакции.



СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Понятие «социальный инститт» ввел в науку английский ученый Герберт

Спенсер (1820—1903).









СОЦИОЛОГИЯ,

ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД, МАТЕРИАЛИЗМ

Немецкий философ Карл Маркс (1818—1883) сформулировал теорию общественно-экономических

формаций и классовой борьбы. Сочинение «Капитал. Критика политической экономии».







СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Российско-американский социолог Питирим Сорокин (1889—1968) выделил три основных оси

стратификации:

• экономическая (доход и богатство)

• политическая (власть и влияние)

• профессиональная (мастерство, профессиональные навыки).

Ввел понятие «стратификация». Факторы стратификации:

  1. Права и привиллегии

  2. Власть и влияние

  3. Обязанности и ответственность

  4. Социальное богатство и нужда.

Социальное пространство, социальное положение человека, система социальных координат.


СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

В 1940-е гг. американский политолог Гарольд Лассуэлл

(1902—1978) представил модель коммуникации в работе «Техника пропаганды во время войны». КТО, ЧТО, КАК, КОМУ, С КАКИМ ЭФФЕКТОМ.







СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, МЕДИА

Канадский исследователь Маршалл Маклюэн (1911—

1980) в своих работах «Галактика Гуттенберга. Становление человека печатающего» (1962) и «Понимание

медиа: внешние расширения человека» (1964) .

Один из первых использовал понятие «медиа», выделил три основных этапа в развитии человеческой цивилизации «человек слушающий, человек смотрящий, человек слушающий и смотрящий».







КЛАССОВЫЙ ПОДХОД

В. И. Ленин (1870-1924) – теоретик революции, политический деятель советской России, глава советского правительства.

Классами называл большие группы людей, различающиеся:

  1. По их месту в исторически определенной системе общественного производства

  2. По их отношению, оформленному в законах, к средствам производства

  3. По их роли в общественной организации труда

По способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

КЛАССОВЫЙ ПОДХОД


П. Бурдьё (1930 — 2002) — французский социолог.

Капитал:

  1. Экономический

  2. Социальный

  3. Культурный и

символический.

СТРАФИКАЦИОННЫЙ ПОДХОД


Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, «Структура социального действия», «Социальная система».

Три группы дифференцирующих признаков:

  1. Характеристики от рождения (пол, возраст)

  2. Признаки, связанные с профессионально-трудовой деятельностью

Элементы обладания (собственность, привиллегии).

ДЕМОГРАФИЯ

Т. Мальтус (1766—1834) — английский священник и учёный, демограф и экономист.

«Опыт о законе народонаселения» (1798):

  1. Человек использует физические способности для увеличения продовольствия

  2. Народонаселение ограничено средствами существования

  3. Сдерживать рост населения можно: а) воздержанием; б) несчастьями (войны, эпидемии, голод)

Население растет в геометрической прогрессии, ресурсы – в арифметической.









ОБЩЕСТВО

И. Аксаков (1823-1886) — русский публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

Соотношение понятий народ, общество, государство:

  1. Государство – внешнее определение народа

  2. Между государством и народом – общество

Общество – народ самосознающий.

МОЛОДЁЖЬ

К. Манхейм (1893-1947) – немецкий социолог, «Идеология и утопия».

О молодёжи:

  1. Молодёжь – резерв

  2. Выступает на передний план, когда необходимо оживление

  3. Выполняет функцию оживляющего посредника социальной жизни

Ни прогрессивна, ни консервативна, готова к любому начинанию.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Р. Милс (1916— 1962) — американский социолог, публицист и публичный интеллектуал.

О социальных институтах: Институциональные порядки:

  1. Экономический (хозяйственная деятельность)

  2. Политический (власть)

  3. Семейный (дети)

  4. Военный (законное наследие)

Религиозный (коллективное почитание богов).

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Р. Дарендорф (1929- 2009) — англо-германский философ, социолог, политолог.

«Элементы теории социального конфликта». Регулирование – решающее условие для уменьшения интенсивности социальных конфликтов. Устранить конфликты невозможно и не нужно. Конфликты оправданны и целесообразны.


ОБЩЕСТВО

Э. Шилз ( 1911-1995) — американский социолог, представитель структурного функционализма.

«Общество и общества: макросоциологический подход»:

Общества:

  1. Семья, родственные группы

  2. Органы и организации

  3. Территориальные системы

  4. Неорганизованные совокупности

Все они объединены властью и создают ОБЩЕСТВО.


СОЦИАЛЬНАЯ НАУКА


Ю. Саймон  (12 февраля 1932 - 8 февраля 1998) был американским профессором 

«Базисные методы иссследования в социальной науке»:

  1. Лабораторный эксперимент (психологи)

  2. Статистический анализ (экономисты0

  3. Включенное наблюдение (антропологи)

  4. Вживание, вчувствование (психоаналитики)

Изучение связи устремлений человека, социальных характеристик и поведения (маркетологи).